Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С8. Составление плана ответа.




С5.

С5.

С5.

С5.

С5.

Ценности в жизни человека и развитии общества

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других – не ценных и даже «антиценных»…

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь преходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

И.Г. Петров

С1. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? (Укажите две позиции)

С2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

С3. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

С4. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

 

Назовите основные принципы классификации социальных групп.

Перечислите принципы, которыми необходимо руководствоваться при решении межнациональных конфликтов (желательно указать не менее трех оснований).

Укажите два признака отклоняющегося поведения.

Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Назовите любые три социальные общности, выделяемые на основе демографических признаков.

 

С6. Задание на конкретизацию.

Проиллюстрируйте примерами позитивные формы отклоняю­щегося поведения.

С6. Задание на конкретизацию.

С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняю­щееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примерах проявления тенденции к межнациональной интеграции (желательно привести не менее трех примеров).

С6. Задание на конкретизацию.

В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите ее на конкретных примерах.

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на трех примерах роль социальных норм в жизни общества.

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп. (В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример группы).

 

С7. Задание-задача.

На вопрос социологов «Каким оказался прошедший год для ва­шей семьи?» 1998 год в ответах получил оценку «труднее» у 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2001 год получил оценку «труднее» у 26% и «легче» – 26%. О каких тенденциях в со­циальных отношениях в России свидетельствуют данные опроса?

С7. Задание-задача.

Писатель А. Солженицын считает, что человек отвечает за членов своей семьи так же, как он несет ответственность за представителей своей нации, в том числе за их неблаговидные или преступные действия. «А если снять ответственность за действия своих одноплеменников, то понятие нации вообще теряет живой смысл».

Разделяете ли вы эту позицию выдающегося писателя? Свой ответ обоснуйте.

С7. Задание-задача.

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

С7. Задание-задача.

Еще в начале прошлого века семьи во многих странах были многодетными. Но уже в 60–70-е годы прошлого века в индустриально развитых странах число детей в семье начинает уменьшаться. Какие общественные процессы привели к подобным результатам? (Назовите три процесса).

С7. Задание-задача.

В одном из первых сводов законов Киевской Руси – «Русской Правде» – предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

 

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.