Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пропорция в композиции

 

Элемент множества Единица Блок (модуль)

При разбивке композиционного поля на структурные единицы (составляющие) применяют правила пропорционального строения формы.

Пропорция – соразмерность, определённое соотношение частей целого между собой.

Пропорционирование – поиск (расчёт) отношений размерных признаков структур в едином композиционном поле.

Пропорция –это равенство отношений размеров структурных элементов в пределах единой композиционной формы. Это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается орга­низованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.

Каждое промышленное из­делие имеет свои пропорции. Пропорцио­нальный – значит находящийся в опреде­ленном отношении к какой-либо величине.

Пропорциональные величины – величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз уве­личивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются.

Размерные отношения элементов формы – это та ос­нова, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши дета­ли изделия, но если всю его объемно-про­странственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Про­порционирование следует рассматривать как творческий процесс, поэтому каждое промышленное изде­лие представляет целую систему размер­ных отношений, определяющую функцио­нальное назначение предмета.

Пропорция учитывает конкретные условия, место и назначение предмета. В предметном мире, как и в мире природы, все должно быть взаимосвязано про­порциями.

Пропорции имеют большое художествен­ное значение. Они определяют соразмер­ность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.

Среди других особо выделяется так на­зываемое «золотое сечение», которое вы­ражается числом 1,62. Секрет «золотого сечения» был известен в далекой древности, но сам термин этот ввел в обиход Леонардо да Винчи. Парфе­нон и статуи Фидия, греческие вазы, древ­ние Египетские храмы, пирамиды – все это, как утверждает научный мир, результат практического применения зодчими и ху­дожниками простого отношения – «золо­того сечения».

Немецкому астроному Иоганну Кеплеру (1571-1630) принадлежат следующие сло­ва о «золотом сечении»: «Геометрия обла­дает двумя великими сокровищами. Пер­вое – это теорема Пифагора, второе­ – деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с мерой золота, второе можно назвать драгоценным камнем».

Дюрер подметил его в соразмерности человеческого тела. С ним хорошо был зна­ком великий мастер Страдивари, который успешно использовал это соотношение при изготовлении непревзойденных скрипок.

Известно, что «золотое сечение» вызыва­ет впечатление красоты, приятности, согла­сованности, гармоничности.

Практически чаще всего применяется приближенное «золотое сечение», исследо­ванное в XII веке известным итальянским математиком Фибоначчи, которое и назва­но в честь автора. Это такие соотношения, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3:5; 5:8; 8: 13; 13:21 и т. д.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы и методы социального контроля | Гончарук Я.А., Марушко Н. С., Наконечна Н.В.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.