КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие системы права и основные отрасли права
Виды нормативных актов Норм-правовой акт – юр. документ, принимаемый уполномоченным гос-вом субъектом (органом, долж. лицом, орг-цией), имеющий формально выраженный хар-р, общеобязательный для всех субъектов на территории его действия. Признаки НПА: 1. Письменный документ 2. Содержит властное волеизъявление, которое устанавливает нормы права, т.е. рассчитан на многократное применение; 3. Утверждается уполномоченным органом (орган гос.власти, местного самоупр., администр. организации (напр., ПВТР) Система НПА: Конституция, законы, подзаконные акты. Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юр. силой (в т.ч.выше указов Президента) и принимаемый высшим законодательным органом либо всем народом на референдуме по специально установленной законодательством процедурой. Отличается от подзаконных актов по юр. силе, субъектам принятия и процедуре принятия. Сущ-ет иерархия законов: 1. Конституция - принята путем референдума 12.12.1993, 2. ФКЗ (президент не имеет права вето, при принятии необх. 3\4 бол-ва Совета Федераций+2\3 депутатов Думы) 3. Нормы международного права. 4. ФЗ (гр. кодекс, бюдж. кодекс содержат коллизионные нормы, им придается особая юр. сила по сравнению с другими простыми ФЗ), принимаются Думой, одобряются Советом Федерации, подпис. Президентом, он имеет право отлагательного вето, кот. преодолевается 2\3 голосов каждой палаты. 5. законы субъектов РФ. Подзаконные акты – нормативные акты, принимаемые во исполнение законов. Классификация подзаконных актов:
Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих одно общественное отношение Подотрасль права – в крупных правовых отраслях могут формироваться комплексные правовые институты, состоящие из нескольких институтов. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, выделяемых на основе объективных критериев: Критерии деления права на отрасли: 1. предмет правового регулирования – это круг однородных общ. отн., регулируемых данной отраслью права. 2. метод правового регулирования – это способы гос. воздействия на предмет правового регулирования, т.е. на общ. отношения. Их 2: императивный (метод власти и подчинения) исп. в отраслях публичного права (адм.право); диспозитивный (метод равенства сторон) исп. в отраслях частного права (гр, сем. право). По предмету: 1. Конст. право регулирует самый широкий круг общ. отн.: между гос. и общ.; гос и личностью; общ и личностью; внутригосуд. отношения; межгосуд. отношения. 2. Адм. право: регулирует общ отн. в сфере гос. управления, т.е. в деят-сти исп. власти. 3. Гр. право – регулирует имуществ и связанные с ними неимуществ. отношения. 4. Семейное право – (наоборот) - регул. личные неимуществ. и связанные с ними имущ. отношения. 5. Трудовое право – регулирует общ. отношения в сфере «живого» труда. 6. Фин. право - регулирует общ. отношения в сфере гос. и муниц. финансов.
18. Способы систематизации законодательства: Происходит по воле законодателя. С целью упорядочения зак-ва в РФ указом Президента периодически издается специальный правовой акт – Общеправовой классификатор. Систематизация возможна 3-мя осн. способами: Инкорпорация – путем упорядочения правового материала по какому-либо критерию (алфавиту, дате принятия акта, по виду акта, по предмету правового регулирования) Кодификация – систематизация, при кот. вместо существ-го законодательства принимается обобщающий правовой акт – кодекс или основы законодательства. Консолидация – промежуточное звено между инкорп. и кодификацией, когда из закона исключают все повторы и противоречия, т.е. остается только действующее закон-во. Это по сути подготовка к кодификации. Кодификация всегда официальна. Инконкорп и консолидация – могут быть и официальными, и неофициальными. Систематизация по объему может быть генеральной и частной.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |