Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование методики КСПШ-60




ВОЗДЕЙСТВИЕ

И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

ВОСПИТАНИЯ

ОБСЛУЖИВАНИЕ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ

 

 

 

Переход к вариативным моделям среднего образования не избавит учителей от того, что в классы будут попадать РАЗНЫЕ дети, обладающие индивидуально-психологическими различиями. Более того, серьезные исследования показывают, что в классах, собранных из однотипных детей, скорость обучения и особенно процесс социализации, наоборот, замедляются, так как ребенок недополучает внешних стимулов для активной ориентировки в ситуации. Таким образом, учитель просто обречен на то, чтобы уметь строить работу с классом с учетом различий в психологии детей.

Как уже говорилось во введении к настоящему учебному пособию, все возможные задачи, для решения которых требуется школьная психодиагностика, можно условно разбить на две категории: а) задачи, для которых необходима информация, получаемая с помощью высокоспециализированных тестовых методик, находящихся в компетенции специалистов-психологов, б) задачи, которые оперативно возникают перед любым учителем-предметником и требуют от учителя умения самостоятельно применять простейшие процедуры тестирования или аналитического наблюдения.

К числу таких задач типа б) в предыдущей части книги была отнесена задача использования и/или конструирования объективных тестов для оперативной диагностики уровня предметных знаний. (см. 3.7). Эти методы напрямую связаны с таким ведущим традиционным фактором педагогической обратной связи в процессе управления учебной деятельностью детей в школе, каким является оценка школьной успеваемости.

Но, как это хорошо известно, отметки не являются единственным видом педагогического воздействия на учащихся. Более того, как мы увидим в настоящем параграфе, психологически грамотная педагогическая работа должна строиться на ограничительной, сугубо функциональной трактовке роли и места «отметок» в системе воздействия на сознание и личность данного конкретного школьника, обладающего особым, нередко уникальным сочетанием личностных качеств.

Следует различать здесь «аттестационную оценку», которую школа должна выставлять ученику весьма редко (это, может быть, даже не «четвертные» и не годовые оценки, а оценки за цикл обучения в несколько лет, определяющие перспективы дальнейшей учебной или профессиональной карьеры учащегося), и «оперативную оценку» — промежуточную меру воздействия, призванную прежде всего правильно стимулировать и подкреплять учебную деятельность школьника. По сути дела, «аттестационные оценки» школа должна выдавать по запросу внешнего учреждения — они ориентированы вовне, а «оперативные оценки» — сугубо внутренний педагогический инструмент. Они должны быть подчинены логике индивидуального, дифференцированного подхода к ученику, то есть, во-первых, учитывать его индивидуальную историю успехов и неудач в овладении данным школьным предметом, а во-вторых, что наиболее важно, учитывать возможную субъективную реакцию данного школьника на данную конкретную оценку в данной конкретной ситуации.

Тем самым и выставление оценок, не говоря уже про другие, более тонкие педагогические приемы воздействия на ученика, должно строиться на базе некоторого оперативно уточняемого и корректируемого «профиля личности ученика».

С помощью батареи специальных тестов и процедур профессиональные психологи могут построить для данного ученика очень широкий и дифференцированный профиль личностных качеств, включающий общие и специальные способности, свойства индивидуального стиля деятельности и общения и т. п. Но наличие такой возможности не отменяет необходимость ведения каждым учителем (прежде всего классным руководителем) систематической работы по самостоятельному построению и коррекции простейшего профиля индивидуальности учеников своего класса с помощью достаточно простых процедур оценки, опирающихся на стандартизированную методику.

В данном параграфе и будет обоснована и описана одна из подобных методик, стандартизирующих результаты педагогических наблюдений, — КСПШ-60.

 

 

КСПШ-60 расшифровывается как «Контрольный Список Прилагательных Школьный — 60 пунктов». Методика названа так в соответствии с международной психологической традицией, именующей стандартизированные списки личностных качеств, обозначенных прилагательными, аббревиатурой КСП. Полный перечень КСПШ-60 с поведенческими определениями и контрольным заданием на их понимание приводится в Приложении 3.

Методика в русскоязычном варианте разработана московскими психологами А. Г. Шмелевым и А. С. Кондратьевой в совместном исследовании с американским психологом Дж. Дигманом, предоставившим соответствующие англоязычные материалы. В разработке списка прилагательных использовались материалы десятков мощных (по обилию анализируемой на ЭВМ информации) экспериментальных исследований, проведенных в 1960—1990 годы независимыми исследователями-психологами из разных стран, а также информационные ресурсы особого компьютерного семантического словаря черт личности ТЕЗАЛ (вед. автор — А. Г. Шмелев), включающего семантические связи для 2090 слов русского языка, обозначающего черты личности.

В стандартизации методики в качестве экспертов-оценщиков принимали участие 40 учителей младших и средних классов московских школ, которые оценили с помощью данной методики в общей сложности 745 учеников (220 учеников оценивались ими неоднократно).

Результаты, собранные в ходе апробации данной методики (в ходе психометрического эксперимента), подвергались анализу на ЭВМ с помощью самого популярного в современной научной психодиагностике «ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА». Этот анализ позволил выявить 5 наиболее важных факторов, по которым учителя вольно или невольно группируют прилагательные в ходе оценивания учеников. Подчеркнем здесь специально, что данные 5 факторов не являются изобретением авторов методики, это не заданный изначально теоретический, а эмпирический, «эмерджентный» (возникающий) продукт психологического эксперимента. Ни один из участвовавших в эксперименте учителей не смог бы однозначно предсказать названия и состав данных факторов, но их появление в результате компьютерной обработки означает, что большинство учителей их фактически подразумевает, приписывая ученикам (или отвергая их наличие) определенные качества. Каждый фактор имеет два противоположных «полюса». На одном полюсе группируются качества, которые условно можно считать «положительными», на другом — «отрицательные». Каждый фактор отражает наличие неслучайных взаимозависимостей (корреляций) в тенденциях учителя приписывать ученику определенные качества: если учитель приписывает ученику одно качество с определенного полюса, то он с повышенной вероятностью (не случайно) будет иметь тенденцию приписывать ему и другие качества, которые относятся к тому же полюсу данного фактора.

Вот «биполярные» (двухполюсные) названия 5 выявленных факторов (сравните с Большой пятеркой» в 1.4):

1. Организованность — Беспорядочность.

2. Интеллектуальная Активность — Интел. Пассивность.

3. Раскрепощенная Энергия — Закрепощенность.

4. Дружелюбная Альтруистичность — Враждебная Эгоистичность.

5. Эмоциональная Устойчивость — Эмоциональная Нестабильность.

 

Очень серьезным научным аргументом в пользу данных 5 факторов является тот факт, что 5 факторов, выявленных в работе с московскими учителями, оказались очень близкими к так называемой «БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКЕ» (от английского — Big Five) факторов, неоднократно выявляемой в англо-американских и других международных исследованиях. Это говорит о том, что за данными факторами скрываются общие особенности в структуре личности, являющиеся универсальными для разных языковых культур, для разных стран. Очевидно, что такая близость результатов могла быть достигнута только в том случае, если «Большая пятерка» отражает объективные, независимые от языка и сферы сознательного психического отражения, особенности поведения людей. Это особенности, проявляющиеся уже в детском возрасте, уходящие корнями к темпераменту — нервнопсихическому складу организма, к «АРХЕТИПНОМУ» (укорененному в прошлом) стилю личности — особому стилю реакции на людей и обстоятельства, закрепляющемуся в самые первые годы детства.

Тем самым можно с уверенностью утверждать, что профиль из «Большой пятерки» факторов обладает определенным свойством «ЭКОНОМИЧНОЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ»: будучи весьма компактным (только 5 факторов-параметров, а не 15 и не 30), он дает при этом максимальную полноту охвата различных проявлений индивидуальности, различных индивидуальных особенностей.

Эту полноту 5 факторной модели личности хорошо позволяют иллюстрировать так называемые «циркуляторные» (круговые) диаграммы (ЦИРКОГРАММЫ). В подобных диаграммах качества размещаются по секторам определенной пары факторов, изображаемых в качестве горизонтальной и вертикальной осей известной двумерной декартовой системы координат.

Ниже приводится такая диаграмма для факторов Ф1 и Ф2, в которой указано, в какой сектор попадают определенные качества из списка КСПШ-60.

 

 

Рис. 5

Циркограмма для факторов «Большой пятерки»:

Ф1 «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ» и

ФЗ «ЭНЕРГИЧНАЯ РАСКРЕПОЩЕННОСТЬ»

 

Весь круг на рис. 5, как видим, разбит на 12 секторов, которые удобно пронумеровать по часовой стрелке. Анализируя смысл личностных характеристик, можно проследить, что при переходе «стрелки» от сектора 12 до сектора 3 постепенно сокращается вес фактора Ф1 «ЭНЕРГИЧНОСТЬ» и повышается вес фактора Ф2 «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ». При дальнейшем переходе «стрелки» от сектора 3 до сектора 4 «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ» трансфоомируется в «ЗАКРЕПОЩЕННОСТЬ». Затем от 6 до 9 «ЗАКРЕПОЩЕННОСТЬ» переходит в «БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ». И так далее. «Циркуляторная» модель иллюстрирует наличие так называемых «составных» личностных черт, состоящих из разных факторов, присутствующих в них с разным весом. Например, «обидчивость» содержит как компонент и «ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ», и «БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ», но последний компонент — с большим весом. Исходя из этого размещения «обидчивости» на циркограмме, можно предположить, что к проявлениям обидчивости могут быть максимально склонны дети, обладающие низким уровнем сознательного самоконтроля над поведением (— Ф1 «БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ»), во-первых, и определенным уровнем эмоциональной заторможенности (— ФЗ «ЗАКРЕПОЩЕННОСТЬ»), во-вторых.

Можно провести определенную (конечно, нестрогую) аналогию между «Большой пятеркой» факторов и периодической таблицей элементов Менделеева: как разные вещества можно получать за счет сочетания в молекуле в определенных пропорциях элементарных атомов, так и различные конкретные черты личности оказываются определенной комбинацией базисных факторов темперамента.

Указанная циркуляторная модель черт личности облегчает ориентировку в том, как может изменяться рисунок (паттерн) поведения ребенка в зависимости от его устойчивого профиля и ситуативной реакции. Можно с определенной уверенностью предположить, что, вызвав реакцию «обиды» у «заторможенного» ребенка, мы делаем его менее управляемым и сознательным (сдвиг влево по горизонтали на рис. 5), но вызвав реакцию «обиды» у ребенка с низким уровнем дисциплины, мы сделаем его скорее всего более заторможенным (сдвиг вправо по горизонтали), или, иными словами, его неожиданная заторможенность может рассматриваться как индикатор обиды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.