Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия главы государства в отношении исполнительной власти.




В сфере исполнительной власти полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Правда, в некоторых парламентарных республиках главе государства предоставляются обширные полномочия, но в действительности все его конституционные права осуществляются правительством. Такая система действует, например, в Индии. Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государства правом участия в формировании правительства. Так, статья 92 итальянской Конституции гласит: "Президент Республики назначает Председателя Совета министров и, по его предложению, министров". Еще категоричнее говорится об этом в Конституции Дании: "Король назначает и отправляет в отставку Премьер-министра и других министров. Он решает вопросы об общем числе министров и распределении функций правления между ними" (ст. 14). В Конституции Королевства Нидерландов 1984 г. сказано: "Премьер-министр и другие министры назначаются и освобождаются от должности по указу Короля" (ст. 43). Примерно в таком же духе трактуют этот вопрос конституции других парламентарных стран. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер: он назначает премьером лишь лидера победившей партии или главу партийной коалиции (подробно о формировании

правительства будет сказано в гл. 10). Право назначения главой государства гражданских и военных чиновников также лишено реального содержания, т.к. все это делается правительством, хотя и от имени главы государства. Полномочия главы государства как верховного главнокомандующего практически представляют собой почетную прерогативу, поскольку оперативное руководство

вооруженными силами осуществляется генеральным штабом, министерством обороны, штабами родов войск, которые действуют согласно директивам правительства. Глава государства имеет право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; право присвоения почетных званий и титулов. Глава государства играет важнейшую роль в различного рода церемониях и празднествах, начиная от национальных торжеств и военных парадов и кончая открытием школ, университетов и спуском на воду судов. Участие в подобных актах - главное в повседневной деятельности глав парламентарных государств. Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всей страны или части ее (ст. 16 Конституции Франции, ст. 352 Конституции Индии).

 

Вопрос 66.

Характеристика полномочий президента в президентской республике.

Отличительными чертами президентской республики являют­ся следующие.

1. Избираемый на всенародных выборах президент – глава государства и глава исполнительной власти.

2. Президент формирует и возглавляет свою исполнитель­ную администрацию (США, Мексика) или правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Таким образом, правительство формиру­ется на внепарламентской основе. При этом действует принцип
несовместимости депутатского мандата и портфеля министров. В правительстве президентской республики, как правило, от­сутствует должность премьер-министра.

3. Парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республиках наличествует пост «административного» премьер-министра и даже право парламента увольнять отдельных министров.

4. Глава государства - президент избирается без участия парламента, путем прямых выборов либо через коллегию вы­борщиков (США), в состав которой не могут входить члены парламента.

5. Президент не имеет права досрочного роспуска парла­мента.

6. Основным принципом организации и осуществления вла­сти является принцип разделения властей.

При суперпрезидентской республике законодательство зару­бежных государств закрепляет за этим высшим должностным лицом неограниченное право роспуска парламента, право вве­дения по своему усмотрению чрезвычайного, военного и осад­ного положения, право издавать декреты с силой закона, едино­лично назначать и смещать глав местных (региональных) адми­нистраций, судей и т. д. Практически отсутствуют кон­ституционные механизмы смещения президента со своего поста, не функционирует характерная для классической президентской республики система сдержек и противовесов в лице «сильного» парламента и независимого суда. В современных условиях эта разновидность республики существует в Ираке, Сирии, Туркме­нистане, Узбекистане, Казахстане, в ряде государств Африки, иногда к суперпрезидентским относят и некоторые республики Латинской Америки. Для Индонезии такая модель была харак­терна в последний период правления Сукарно и в годы правле­ния генерала-диктатора Сухарто.

 

Вопрос 67.

Характеристика полномочий президента в парламентарной республике.

Парламентская республика юридически характеризуется сле­дующими чертами.

1. Глава государства - президент не является главой прави­тельства и занимает не совсем важное место в системе органов государственной власти.

2. Парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и сам избирает президента (или это происходит при его самом активном участии).

3. Главой правительства - премьер-министром назначается лидер партии парламентского большинства либо лидер партийной коалиции. Он формирует правительство на парламентской основе, состав которого, как правило, утверждается парламентом (или его палатой).

4. Высший представительный орган контролирует деятельность правительства. Он может отправить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, если последнее потеряет поддержку парламентского большинства. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить
парламент и объявить досрочные выборы.

5. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства. Как и в парламентской монархии, здесь существует институт контрасигнатуры. Суть последнего заключается в том, что большинство актов главы государства вступают в силу только после того, как они подпи­саны главой правительства либо теми членами правительства, в сфере деятельности которых издаются данные акты. Смысл при­менения контрасигнатуры заключается в том, что ответственность за последующую реализацию названных актов несет не глава государства, а глава правительства либо соответствующий министр.

Вопрос 68.

Характеристика полномочий президента в смешанной республике.

В республике смешанного типа элементы президентской рес­публики сочетаются с элементами парламентской. Наиболее ярко они проявляются в современной Франции.

Глава государства здесь юридически наделен действительно широкими полномочиями, вплоть до чрезвычайных, в то вре­мя как полномочия парламента ограничены. В то же время существует ограниченная парламентская ответственность прави­тельства.

Адепты смешанной формы стремятся совместить признаки различных республик и обеспечить разумный баланс властей в системе «президент –правительство - парламент». Причем в центр этой системы поставлен обладающий большими полно­мочиями глава государства.

Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свиде­тельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента не­сколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли реше­ния органа конституционного контроля - Конституционного совета, а также сильные демократические традиции

француз­ского общества.

 

Вопрос 69.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.