Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право международной безопасности: понятие и принципы




Международная безопасность это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты. Право международной безопасности отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности. Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои отраслевые принципы.Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие. Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля – небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций. Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства – один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществлении своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип – ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности.Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности.Данный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политические системы – социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отношении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки.После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.Появление ядерного оружия и других средств массового уничтожения потребовало от человечества осознания новых реальностей и пересмотра существующих концепций безопасности. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежд выиграть войну. Стало очевидным, что безопасность государства уже невозможно обеспечить только военно-техническими средствами, поскольку сегодня любое нарушение мира таит в себе опасность для всей планеты.Интересы международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения любых войн. Сегодня при разрешении международных споров необходимо использовать исключительно политические средства, допускаемые МП. В этой связи роль МП заключается не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Особая роль в поддержании международного мира принадлежит нормам "права международной безопасности".Нормы права международной безопасности закреплены во многих международных договорах, прежде всего — в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашений о мерах доверия и т.д. Ядро отрасли "право международной безопасности" составляют основные принципы МП. такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои отраслевые принципы принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интересов, принцип достаточности и др.Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, и в частности: мирные средства разрешения международных споров; системы коллективной безопасности (универсальную и региональные); меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению; неприсоединение и нейтралитет; меры доверия.Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности. С точки зрения МП, коллективная безопасность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными договорами.

Различают универсальную и региональные системы коллективной безопасности.

Системы коллективной безопасностиОсновным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система международной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии. В их числе:

— средства мирного разрешения международных споров;

— меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности;

— временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;

— принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;

— принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.

Региональные системы коллективной безопасности основаны на международных договорах и характеризуются следующими общими чертами:

— закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

— предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

— о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается СБ ООН;

— в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах определенного района, указанного в соглашении сторон;

— принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

Рассмотрим некоторые региональные системы коллективной безопасности подробнее.

Система безопасности ОАГ действует на основании Устава 1948 г.

В соответствии со ст. 27 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры "законной коллективной самообороны": если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будут нарушены посредством вооруженного нападения или акта агрессии, не представляющего собой вооруженного нападения, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которые могут поставить под угрозу мир в Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности, Устав ОАГ не предусматривает обязанности ОАГ извещать СБ ООН о принятых мерах военного характера, что, на мой взгляд, не согласуется с положениями Устава ООН.

Договор об обороне Юго-Восточной Азии был подписан в 1954 г. девятью государствами (США, Великобритания,

Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

Согласно положениям Договора (ст. 4) в случае вооруженного нападения против одной из сторон в районе, охватываемом договором, государства-участники обязаны оказывать индивидуальную и коллективную помощь в отражении агрессии в соответствии со своими конституционными положениями. Понятие "район, охватываемый договором" включает все территории азиатских участников договора и район юго-западной части Тихого океана, за исключением района Тихого океана севернее 21 градуса 30 минут северной широты. О принятых мерах немедленно извещается СБ ООН.

Для рассмотрения вопросов реализации положений Договора создается Совет.

7 октября 2002 г. в Кишиневе было подписано Соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности.

Североатлантический пакт был подписан в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись 12 государств. В настоящее время в НАТО участвуют свыше 20 стран. В 1951 г. было подписано Соглашение между Сторонами Североатлантического договора о статусе их сил.Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7) вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе. О всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается СБ ООН. Меры прекращаются, когда СБ принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. В качестве постоянного органа Совет собирается раз в неделю на уровне постоянных представителей в ранге послов.Совет учреждает вспомогательные органы. Военный комитет состоит из представителей из глав генеральных штабов стран НАТО и заседает не реже двух раз в год.В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества, в котором государства представлены министрами иностранных дел.В начале 1990-х гг. НАТО сделало ряд заявлений относительно деятельности этой организации в новых условиях (например, Брюссельское заявление с приглашением о присоединении к программе "Партнерство во имя мира" и др.). Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г., в частности, определила новую структуру безопасности, отношения с Россией и странами Восточной и Центральной Европы. Была проведена Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, меры по контролю над вооружениями.27 мая 1997 г. у Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического Договора, который определил цели и механизм консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составили ядро взаимоотношений между Россией и НАТО.28 мая 2002 г. на встрече на высшем уровне представителей 19 государств — членов НАТО и России был учрежден "Совет Россия—НАТО". Стороны обязались превратить его в эффективный форум для выработки консенсуса, проведения консультаций, принятия совместных решений и осуществления совместных действий. В июне 2002 г. в Брюсселе состоялось заседание Совета Министров НАТО, в ходе которого прошла первая встреча министров обороны с участием российского министра.

Местопребывание НАТО — Брюссель (Бельгия).В последнее время НАТО присвоила себе "право" под лозунгом "войны с международным терроризмом" наносить превентивные удары против других государств в отсутствие вооруженного нападения с их стороны и осуществлять так называемую превентивную самооборону в отношении их по собственному усмотрению, в обход СБ ООН.На основании Стратегической концепции союза НАТО (1999 г.) и Стратегии национальной безопасности США (2002 г.) НАТО стремится отодвинуть ООН и ОБСЕ в сторону от решения вопросов безопасности в Европе. Деятельность НАТО нарушает положения Устав ООН о неприменении силы и суверенном равенстве государств, подрывает роль СБ ООН, несущего главную ответственность за сохранение мира. Кроме того, НАТО игнорирует специальные механизмы ОБСЕ по мирному урегулированию споров и по предотвращению конфликтов.В современном МП сложился широкий комплекс норм по ограничению вооружений и разоружению. Основными направлениями международного сотрудничества в этой сфере являются:

а) меры по нераспространению ядерного оружия;

б) ограничение отдельных видов оружия;

в) запрещение производства и ликвидация отдельных видов вооружений;

г) ограничение территорий размещения некоторых видов оружия;

д) ограничение и сокращение вооруженных сил;

е) демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий;

ж) меры общего характера по обеспечению безопасности.

Рассмотрим некоторые из них.

Нераспространение ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (Москва, Вашингтон, Лондон, 1 июля 1968 г.) государства, обладающие ядерным оружием, обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними. В договоре более 150 участников; Франция и Китай не присоединились к Договору, но соблюдают его положения.Государства, не обладающие ядерным оружием, обязались не принимать ядерного оружия или других взрывных устройств, а также контроля над ними, не принимать помощи в производстве такого оружия или устройств. Указанные государства обязались принять гарантии МАГАТЭ с целью проверки выполнения обязательств по данному Договору с тем, чтобы не допустить переключения ядерной энергии с применения на ядерное оружие или ядерные взрывные устройства.Государства приняли обязательство не предоставлять (если на это не распространяются гарантии МАГАТЭ) исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования или материала, приготовленного для производства расщепляющегося материала. Особо в Договоре оговариваются методы контроля за нераспространением ядерного оружия.На основании Договора о запрещении размещения па дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (Москва, Лондон, Вашингтон, 11 февраля 1971 г.) государства обязались не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом территориальных вод ядерное оружие или другое оружие массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.В целях обеспечения проверки соблюдения Договора государства имеют право проверки деятельности государств за пределами территориальных вод, при условии, что это наблюдение не будет мешать такой деятельности.Статья VII Договора о нераспространении ядерного оружия признает право любых групп государств заключить региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.Ядерное оружие запрещено в Латинской Америке. По Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Мехико, 14 февраля 1967 г.) (известен также как Договор Тлателолко) государства обязуются использовать исключительно в мирных целях ядерные материалы и средства, находящиеся под их юрисдикцией и предотвращать на своей территории испытание, использование, изготовление, производство, приобретение, установку или размещение ядерного оружия. Для обеспечения выполнения обязательств по Договору был создан специальный орган —

Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке.Запрещено ядерное оружие и в южной части Тихого океана. По Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана (Раротонга, 6 августа 1985 г.) (Договор Раротонга) стороны обязуются не допускать испытания, использования, изготовления, производства, приобретения, установки или размещения ядерного оружия на этой территории, захоронения радиоактивных отходов. Система контроля по Договору включает в себя доклады государств и обмен информацией, консультации, применение гарантий МАГАТЭ. Согласно Протоколу 2 к Договору ядерные страны обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против сторон Договора.11 апреля 1996 г. в Каире был подписан Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (в силу пока не вступил). Договор предусматривает: отказ от ядерных взрывных устройств, предотвращение размещения ядерных взрывных устройств, запрещение испытаний ядерных взрывных устройств, запрещение сброса радиоактивных отходов.

Стороны Договора обязуются: объявлять о любом потенциале производства ядерных взрывных устройств; произвести демонтаж и уничтожить любое ядерное взрывное устройство, которое сторона изготовила до вступления в силу Договора; уничтожить объекты для производства ядерных взрывных устройств или, где это возможно, осуществить их конверсию для использования в мирных целях; разрешать МАГАТЭ контролировать процессы демонтажа и уничтожения ядерных взрывных устройств, а также уничтожения или конверсии объектов для их производства.

В 1996 г. к указанному Договору было приняты три Протокола (Россия подписала первые два).

Запрещение ядерных испытаний. По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Москва, 5 августа 1963 г.) государства обязались запретить и не производить ядерные взрывы в атмосфере, за ее пределами (включая космическое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.3 июля 1974 г. в Москве между СССР и США был заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограничивалась 150 килотоннами.Участники Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (Нью-Йорк, 24 сентября 1996 г.) (договор в силу пока де вступил) обязались не производить испытательных взрывов ядерного оружия и других ядерных взрывов, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под их юрисдикцией. Государства обязуются запретить физическим и юридическим лицам на их территории или в местах, находящихся под их юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре. Для обеспечения осуществления положений Договора учреждается Организация. Ее членами являются все государства — участники Договора. Организация проводит свою деятельность по контролю, предусмотренную по Договору. Она запрашивает информацию и данные, которые необходимы для выполнения ее обязанностей. В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия). Указанные вопросы подробно урегулированы Протоколом к Договору 1996 г.

Ограничение систем противоракетной обороны. В соответствии с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Москва, 26 мая 1972 г.) (ПРО) было установлено по два района размещения систем ПРО для СССР и США, в каждом из которых могло быть размещено ограниченное число ракет и радиолокационных станций (РЛС). Протокол 1974 г. к Договору количество районов размещения систем ПРО ограничил одним.Несмотря на протесты мировых держав (см. Совместное заявление Президента РФ В. В. Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя по вопросам противоракетной обороны от 17 июля 2000 г.), в конце 2001 г. США заявили о своем решении выйти из Договора по ПРО. В 2002 г. Договор прекратил свое действие. Попытки заключить новое соглашение по этим вопросам пока не имеют успеха.

Ограничение стратегических наступательных вооружений. Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) предусматривается несколькими международными договорами, заключенными, главным образом, между Россией и США.Первым шагом стало заключенное 26 мая 1972 г. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.Подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) устанавливает ограничения стратегических ракет, пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Однако этот Договор так не вступил в силу.В 1987 г. был заключен Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, предусматривающий ликвидацию целого класса СНВ. В Договоре были закреплены меры контроля и проверки, включая инспекции на местах.

По Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Москва, 31 июля 1991 г.) стороны сокращают и ограничивают свои СНВ, а именно: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, боезаряды ракет таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу суммарные количества СНВ не превышали указанного в договоре числа. Были запрещены также модернизация и замена СНВ. Ограничены районы базирования мобильных пусковых установок МБР. Стороны обязались не применять маскировки для осуществления контроля за соблюдением положений Договора. Контроль включает в себя как проведение инспекций на местах, так и обеспечение возможности непрерывного наблюдения за сокращением СНВ. Для разрешения вопросов по Договору учреждается также Совместная комиссия по инспекциям и соблюдению. Договор утратил силу 5 декабря 2009 г. в связи с истечением срока действия.Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. устанавливал дальнейшие ограничения СНВ и их сокращение до более низкого уровня, чем по Договору 1991 г. и более жесткие меры контроля, чем Договор 1991 г. США не ратифицировали этот Договор, поэтому он не ступил в силу.По Договору между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. Стороны сокращает и ограничивает стратегические ядерные боезаряды, соответственно, таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 г. суммарное количество таких боезарядов не превышало у каждой из Сторон количество в 1700—2200 единиц. Каждая из Сторон сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов. Для целей реализации Договора Стороны созывают Двустороннюю комиссию по выполнению не реже двух раз в год.

Новый Договор между РФ и США о сокращении наступательных вооружений (Прага, 8 апреля 2010 г.) призван продолжить сотрудничество в этой сфере.

По Договору (ст. II) каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои МБР и пусковые установки МБР, БРПЛ и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем суммарные количества, подсчитываемые в соответствии со ст. III Договора, не превышали: а) 700 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков; Ь) 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками; с) 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.Каждая из Сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.

В целях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора каждая из Сторон обязуется: а) использовать имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права;

b) не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющим свои функции;

c) не применять меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля за соблюдением положений Договора национальными техническими средствами контроля.

Каждая из Сторон имеет право проводить инспекции на базах МБР, базах подводных лодок и на авиационных базах. Целью таких инспекций является подтверждение точности заявленных данных о количествах и типах развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений, подпадающих под действие настоящего Договора; количестве боезарядов, размещенных на развернутых МБР и развернутых БРПЛ; а также количестве ядерных вооружений, размещенных на развернутых тяжелых бомбардировщиках.Договор 2010 г. был ратифицирован в 2011 г. и вступил в силу. 8 апреля 2010 г. был подписан Протокол к Договору между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Протокол является неотъемлемой частью Договора и вступил в силу 5 февраля 2011 г.

Запрещение разработки, производства, применения химического и его уничтожение. Согласно Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.), государства обязуются пи при каких обстоятельствах: не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было; не применять химическое оружие; не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия; не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой Конвенцией.Под "химическим оружием" понимаются: токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов; боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств; любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств.Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции. Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участника, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.

Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.

Многосторонние соглашения дополняются двусторонними договорами (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия (2002 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Швейцарской Конфедерации о сотрудничестве в уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации (2004 г.) и др.).

27 июня 2002 г. лидеры стран "Группы восьми" учредили "Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения". Целью Партнерства, в частности, является воспрепятствование террористам и укрывающим их лицам в приобретении или разработке химического оружия, ракет, а также соответствующих материалов, оборудования и технологий и поддержание конкретных проектов сотрудничества для решения проблем нераспространения, разоружения.

Запрещение разработки, производства, применения бактериологического оружия и его уничтожение. В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (16 декабря 1971 г.) государства обязались не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять: биологические агенты или токсины, не предназначенные для профилактических, защитных или других мирных целей; оружие или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов, во враждебных целях или вооруженных конфликтов. Цели Конвенции включают также запрещение применения биологического оружия.

Конвенция охватывает все природные или искусственно созданные или измененные микробиологические или другие биологические агенты или токсины, а также их компоненты, независимо от их происхождения или метода производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или иных мирных целей.Государства также приняли обязательство уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.25 ноября — 6 декабря 1996 г. государства — участники Конвенции 1971 г. собрались в Женеве для рассмотрения действия Конвенции. Они подтвердили, что "применение, разработка, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия при любых обстоятельствах реально запрещаются по статье I Конвенции". Конференция указала, что использование государствами-участниками каким-либо образом и при любых обстоятельствах микробиологических или других биологических агентов или токсинов, которое несовместимо с профилактическими, защитными или иными мирными целями, является явным нарушением ст. I Конвенции.Конференция приветствовала заявления государств, присоединившихся к Конвенции, о том, что они не передавали кому бы то ни было агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, указанные в ст. I Конвенции, и не помогали, не поощряли и не побуждали какое-либо государство, группу государств или международные организации к их производству или приобретению каким-либо иным способом. Конференция подтверждает, что ст. III является всеобъемлющей для охвата каких бы то ни было получателей на международном, национальном или субнациональном уровнях.

Ряд государств-участников приняли конкретные меры для реализации своих обязательств по этой статье, и в этом контексте также отмечает заявления государств-участников на Конференции относительно законодательных или административных мер, принятых ими с третьей Конференции по рассмотрению действия Конвенции.Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.Начало развития институту мер доверия было положено подписанными в Вашингтоне Соглашениями между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (30 сентября 1971 г.) и о предотвращении ядерной войны (22 июня 1973 г.), по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обязались приступать к немедленным консультациям.По Соглашению между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок (Москва, 31 мая 1988 г.) стороны предоставляет друг другу через Центры по уменьшению ядерной опасности уведомление не менее чем за 24 часа о запланированных дате, районе пуска и районе падения применительно к любому пуску стратегической баллистической ракеты: межконтинентальной баллистической ракеты ("МБР") или баллистической ракеты подводных лодок ("БРПЛ"). Применительно к пускам МБР или БРПЛ с суши в уведомлении указывается район, из которого планируется осуществить пуск. Применительно к пускам БРПЛ с подводных лодок в уведомлении указывается общий район, из которого будет осуществлен пуск ракеты. В уведомлении также указываются географические координаты планируемого района или районов падения боеголовок. Такой район обозначается либо географическими координатами граничных точек этого района, либо географическими координатами центра круга с указанием радиуса в километрах или морских милях. Размеры района падения определяются уведомляющей Стороной по своему усмотрению.Действующая в Европе система мер доверия основана, прежде всего, на положениях документов СБСЕ (Заключительный акт СБСЕ, Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе (1986 г.)) и ОБСЕ (Заключительный акт конференции государств — участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1999 г.). Эта система устанавливает: предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности; осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности; обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению; запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы; обеспечение проверки соблюдения мер доверия.Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба. В соответствии с Договором по открытому небу (Хельсинки, 24 марта 1992 г.) государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.Происходит расширение института мер доверия. Так, участники Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 26 апреля 1996 г.) принимают следующие меры: обмениваются информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск; не проводят военные учения, направленные против другой стороны; ограничивают масштабы, географические пределы и количество войсковых учений; уведомляют о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией; уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны; взаимно приглашают наблюдателей на войсковые учения; уведомляют о временном заходе боевых речных кораблей военно-морского флота в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии Восточной части российско-китайской границы; принимают меры по предотвращению опасной военной деятельности; осуществляют другие согласованные Сторонами меры доверия.В систему мер доверия можно включать и обмен информацией о пусках ракет. Так, по Соглашению о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющиеся стратегическими баллистическими ракетами (Нью-Йорк, 26 сентября 1997 г.), государства предоставляют друг другу уведомления об испытательных полигонах и иных районах испытаний, на которых будут проводиться пуски ракет — перехватчиков систем, подпадающих под действие Соглашения. Такие уведомления предоставляются не позднее, чем за 90 дней до первого пуска ракеты-перехватчика системы, подпадающей под действие Соглашения, на каждом испытательном полигоне.Согласно Меморандуму о договоренности между Россией и США о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждение и уведомления о пусках ракет (2000 г.) с целью организации непрерывного обмена информацией о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей, получаемой от систем раннего предупреждения Россией и США, а также для возможного обеспечения реализации многостороннего режима обмена уведомлениями о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей в Москве создай совместный центр обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет.

ОДКБ Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. –Армения Белоруссия Казахстан Киргизия РФ Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.