Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовой режим космического пространства , Луны, космических объектов и космонавтов




Космическое пространство является открытым международным пространством. Это пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми в соответствии с международным правом, не подлежит национальному присвоению, каким бы то ни было образом. Попытка ряда экваториальных стран распространить свой суверенитет на расположенные над ними участки геостационарной орбиты не нашла признания.До сих пор не решен важный вопрос о разграничении воздушного пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, и космического пространства. Наименьшая высота полета космических аппаратов 100 - 110 км. Очевидно, исходя из этого, и следует установить границу.Небесные тела и их природные ресурсы являются общим наследием человечества. Их исследование и использование осуществляются на благо и в интересах всех стран, а результаты являются достоянием всего человечества.Договор о космосе 1967 года заложил основы этой концепции. В нем использовано выражение «достояние всего человечества».Вся деятельность в космосе должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности, а также развития сотрудничества. Запрещен вывод на орбиту любых объектов с ядерным и любым иным оружием массового уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и др.). Луна и иные небесные тела используются исключительно в мирных целях.На космос распространяют свое действие Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, а также Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 года.Первоначальные участники Договора - СССР, Англия и США, Договор ратифицирован СССР, вступил в силу 10 октября 1963 года.Принцип защиты окружающей среды является одним из принципов международного космического права. Применительно к космосу он обладает существенной спецификой. Вся деятельность должна осуществляться так, чтобы избегать вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды в результате доставки внеземного вещества. К сожалению, деятельность государств, связанная с космосом, привела к значительному засорению космического пространства остатками отслуживших аппаратов, исчисляемых многими тысячами.

Космическое пространство — это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км).

Правовой режим космического пространства заключается, прежде всего, в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; па эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми иными средствами (ст. II Договора по космосу).

Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего человечества. Государства должны осуществлять космическую деятельность в соответствии с обязательствами по МП, включая обязательства по Уставу ООН.

Космическая деятельность — это деятельность в космическом пространстве, а также деятельность на Земле, связанная с деятельностью в космическом пространстве. Основные виды космической деятельности: дистанционное зондирование земли, непосредственное телевещание из космоса, создание новых технологий, создание орбитальных станций и исследование дальнего космоса, космическая геология, метеорология, навигация, коммерческая деятельность в космосе. Свободы космоса реализуются при строгом соблюдении ограничений, установленных Договором 1967 г.

Исследование и использование космоса осуществляются, прежде всего, путем запуска космических объектов. Под космическими объектами понимаются созданные человеком искусственные спутники земли, автоматические и пилотируемые ракеты и станции, включая средства доставки. Объект считается космическим, если он был запущен (включая неудачный запуск), а также после возвращения его на землю (вынужденного или запланированного).

Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат международной и государственной регистрации в соответствии с Конвенцией 1975 г. Регистрация осуществляется как запускающим государством, которое ведет соответствующий регистр, так и международными организациями. Государство регистрации информирует Генерального секретаря ООН о каждом внесенном в его регистр космическом объекте (включая данные о запускающих государствах, регистрационном номере космического объекта, дате и месте запуска, основных параметрах орбиты, общем назначении космического объекта и т.д.).Запускающее государство — это государство, осуществляющее запуск, а также государство, с территории или установок которого осуществляется запуск. Таким образом, государство регистрации всегда одно, а запускающих государств может быть несколько.

Луна и другие небесные тела имеют особый правовой режим. Поверхность или недра Луны или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или физического лица. Государства при проведении научных исследований имеют право собирать на Луне и других небесных телах образцы веществ и вывозить их оттуда. Эти образцы остаются в распоряжении соответствующих государств. Размещение па поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.

Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. В частности, на Луне и других небесных телах запрещается: установка ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений, испытание любых типов оружия, проведение маневров. Однако допускается использование военного персонала для научных исследований или иных мирных целей, использование оборудования для мирного исследования Луны и других небесных тел.В соответствии с Соглашением о Лупе 1979 г. запрещаются: вывод на орбиту вокруг Луны или на другую территорию полета к Луне объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, а также установка и использование такого оружия на поверхностиЛуны или в ее недрах. Запрещается угроза силой или применение силы и иные враждебные действия или угроза совершения таких действий на Луне или с использованием Луны.На орбиту вокруг Земли запрещается также выводить объекты с ядерным оружием или другим оружием массового уничтожения.Согласно Договору 1967 г. государства обязаны проводить изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменения земной среды вследствие доставки внеземного вещества.В настоящее время сотрудничество государств в космосе осуществляется, в частности, в таких областях, как: а) астрофизические исследования и изучение планет; б) дистанционное зондирование Земли из космоса; в) космическое материаловедение; г) космическая медицина и биология; космическая связь и связанные с ней технологии и услуги; д) спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги; е) научно-исследовательские, опытно-конструкторские, производственные и эксплуатационные работы, связанные с автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и системами, а также соответствующими наземными средствами; ж) разработка ракет-носителей и других космических транспортных систем; з) предоставление услуг по запускам; и) применение побочных результатов космической техники и технологии; к) вопросы защиты космической среды, включая контроль, предупреждение и сокращение техногенного воздействия.Формами сотрудничества субъектов в космической деятельности являются: разработка и реализация совместных проектов с использованием научной, экспериментальной и промышленной базы; взаимное предоставление научной и технической информации, экспериментальных данных, результатов опытно-конструкторских работ, материалов и оборудования в различных областях космической науки, техники и технологии; использование наземных объектов и систем для обеспечения запусков и управления космическими аппаратами, включая сбор и обмен телеметрической информацией; подготовка ученых, технических и иных специалистов и обмен ими; проведение совместных симпозиумов и конференций; развитие различных форм партнерства и совместной деятельное! и по применению космической техники и предоставлению соответствующих услуг, включая деятельность, относящуюся к космическим запускам; предоставление технического содействия в области совместных космических исследований; взаимное содействие доступу к правительственным и международным программам по практическому применению технических нововведений в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, а также программам, нацеленным на развитие космической инфраструктуры.Государства и их организации содействуют деятельности юридических и физических лиц своих стран, в том числе с участием юридических и физических лиц третьих стран и (или) международных организаций, направленной на осуществление программ и проектов сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и применения космической техники и технологий.

Государства заключают много- и двусторонние договоры о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Их задача — создание организационной и правовой основы для взаимовыгодного сотрудничества в конкретных областях совместной деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства и практического применения космических систем и технологий в мирных целях, в частности, посредством: а) создания условий для коммерческой и иной деятельности, связанной с запуском космических аппаратов; б) поощрения совместных научных исследований и сотрудничества в проектировании, разработке, производстве, испытании и эксплуатации космических систем; в) оказания содействия осуществлению взаимного обмена соответствующими технологиями, специальными знаниями, оборудованием и материальными ресурсами; г) обеспечения условий для заключения специальных соглашений и контрактов, относящихся к деятельности в рамках договора.Организационные, финансовые, правовые и технические условия осуществления конкретных программ и проектов сотрудничества в рамках соглашений составляют предмет специальных соглашений и контрактов между компетентными органами и (или) назначенными организациями.Государства обеспечивают охрану интеллектуальной собственности, создаваемой или предоставляемой в рамках договоров. Они соблюдают интересы стран-контрагентов и участников совместной деятельности, связанных с правовой и физической защитой их имущества, находящегося на территории государства в целях осуществления совместной деятельности.В целях осуществления конкретных видов совместной деятельности страны заключают соглашения о мерах по охране технологий с тем, чтобы предусматривать детальные условия: а) для предотвращения любого несанкционированного доступа к охраняемым предметам экспорта и относящимся к ним технологиям, а также любой их несанкционированной передачи; б) осуществления компетентными в вопросах обращения с охраняемыми предметами экспорта представителями и персоналом надлежащих мер по их эффективной охране и контролю за обращением с ними; в) разработки и осуществления конкретных планов охраны технологий.Товары, предназначенные для целей сотрудничества, ввоз (вывоз) которых осуществляется в рамках договоров, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Компетентные органы информируют таможенные органы своих государств о номенклатуре товаров, их количестве и об организациях, осуществляющих ввоз (вывоз) товаров, с подтверждением того, что это осуществляется в рамках международного договора.

В соответствии с положениями Договора 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь.Принцип неприсвоения космического пространства не исключает осуществления суверенных прав государства в отношении своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве.Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем во время нахождения в космическом пространстве. При этом все станции, установки и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств. О планируемом посещении объекта государство его регистрации должно быть заблаговременно извещено.В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, любой участник договора, получив сведения об этом, информирует власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает все меры по спасанию космонавтов.Космонавты, совершившие вынужденную посадку, а также космический объект и его составные части, должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен их корабль. Расходы, понесенные при выполнении обязательств по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.В соответствии с Соглашением между Правительством Канады, правительствами государств членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством РФ и Правительством США относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (1998 г.) и меморандумами о взаимопонимании между Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (HACA) и Канадским космическим агентством (ККА), ПАСА и Европейским космическим агентством (ЕКА), HACA и Правительством Японии и HACA и Российским космическим агентством (РКА) относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения был разработан Кодекс поведения экипажа международной космической станции (МКС), который устанавливает нормы поведения, применимые ко всем членам экипажа МКС в ходе предполетной деятельности, полета и послеполетной деятельности (включая этапы запуска и возвращения). На членов экипажа МКС распространяются дополнительные требования, такие, как Правила полета на МКС, дисциплинарные правила и требования, или требования, относящиеся к кораблям "Земля-орбита", осуществляющим транспортировку члена экипажаМКС. Члены экипажа МКС будут также соблюдать правила принимающего учреждения, в котором они проходят курсы подготовки, а также нормы и требования, определенные Многосторонней комиссией по вопросам деятельности экипажа (МКВДЭ), Многосторонним советом по космической медицине (МСКМ) и Многосторонним комитетом по осуществлению медицинских работ (М КОМ Р).Каждый член экипажа МКС информируется сотрудничающей организацией, предоставляющей его в рамках своего распределения, относительно его обязанностей в качестве члена экипажа МКС.Члены экипажа МКС во время предполетной деятельности, полета и послеполетной деятельности выполняют приказы командира МКС, все Правила полета и правила, разработанные для программы МКС, эксплуатационные инструкции и политику по обеспечению руководства в той мере, в которой они применимы. Члены экипажа МКС оберегают и сохраняют всю собственность, к которой они имеют доступ для целей осуществления деятельности, связанной с МКС.Члены экипажа МКС ведут себя таким образом, чтобы поддерживать между членами экипажа МКС гармоничные отношения и соответствующий уровень взаимного доверия. Для этого учитывается международный характер экипажа и полета и участие в них представителей различных культурных традиций. Ни один член экипажа МКС не будет поступать таким образом, чтобы его поведение имело своим результатом или чтобы из него явствовало: а) необоснованное предпочтение в отношении любого физического или юридического лица в ходе деятельности, связанной с МКС; и б) отрицательное воздействие на общественное мнение в отношении репутации любого партнера по МКС, государства-партнера или сотрудничающей организации или неблагоприятные публичные высказывания в их адресКомандир МКС отвечает за программу полета и в пределах своих полномочий и имеющихся на орбите ресурсов МКС будет выполнять ее и обеспечивать безопасность членов экипажа МКС и защиту элементов, оборудования и полезных нагрузок МКС.К основным обязанностям командира МКС относятся: а) проведение операций внутри или снаружи МКС; б) управление деятельностью членов экипажа МКС, выступающих как единая объединенная команда, в целях обеспечения успешного завершения полета; в) своевременное полное и точное информирование руководителя полета о конфигурации МКС, их состоянии, управлении ими, а также об остальных аспектах деятельности по эксплуатации на борту (включая нештатные или аварийные ситуации); г) обеспечение выполнения процедур по физической защите и информационной безопасности в отношении эксплуатационных и пользовательских данных; д) обеспечение порядка; е) обеспечение безопасности здоровья и хорошего самочувствия членов экипажа, включая спасание и возвращение экипажа; ж) принятие всех разумных мер, необходимых для защиты элементов, оборудования и полезных нагрузок МКС.Командир МКС является высшим должностным лицом для членов экипажа МКС на орбите. На всех этапах деятельности на орбите командир МКС, не вступая в противоречие с полномочиями руководителя полета, вправе использовать любые разумные и необходимые средства для целей выполнения своих обязанностей. Эти полномочия распространяются на: элементы, оборудование и полезные нагрузки МКС: членов экипажа МКС; любую деятельность, осуществляемую внутри или снаружи МКС; данные и личные вещи внутри или снаружи МКС тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности и хорошего самочувствия членов экипажа МКС и безопасности и исправности элементов, оборудования и полезных нагрузок МКС. Любой вопрос, выходящий за пределы полномочий командира МКС, относится к компетенции руководителя полета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.