КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прекращение состояния войны и его правовые последствия Правовой режим военной оккупации
Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории.IV Женевская конвенция исходит из того, что оккупация не означает присоединение к оккупировавшему государству. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения о се армии.Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами. В отношении гражданских лиц запрещается: совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления; применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений; применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.; применять коллективные наказания; захватывать заложников; депортировать гражданское население с оккупированной территории.Запрещается угон и депортация населения из оккупированной местности в оккупирующую державу. Оккупационные власти не могут принуждать население служить в своих вооруженных силах. Население может быть использовано на принудительных работах, не связанных с военными операциями, и только в пределах оккупированной территории.Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право покинуть ее в возможно короткое время.Военная оккупация — это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями.Согласно нормам международного права, оккупированная территория юридически продолжает оставаться территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактического перехода власти из рук законного правительства к военным властям, занявшим территорию, эти власти обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны устанавливает, что лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений.Оккупирующему государству не разрешается упразднять:на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе только приостановить действие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные,акты, если это необходимо для поддержания общественного порядка. Издаваемые оккупирующей державой уголовно-правовые акты вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его языке.Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности; признается противоправным уничтожение движимого или недвижимого имущества, представляющего индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций. От режима военной оккупации следует отличать режим послевоенной оккупации как меры ответственности государства за агрессию (например, режим оккупации в Германии и Японии, начиная с. момента их безоговорочной капитуляции в 1945 г. и до отмены такого режима, который был основан на специальных международно-правовых актах). Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира. Перемирие — временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий. Капитуляция — это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую капитуляцию (отдельного подразделения, объекта, пункта, района — например, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую капитуляцию (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.). Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны (например,Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией), либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д.С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между государствами.Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется соответствующими официальными актами, порождающими правовые последствия.Одним из распространенных способов прекращения военных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., "приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон". Общее перемирие является полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны, влекущее международную ответственность.Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и возвращение всех военнопленных в установленные сроки.Другим способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны.После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии.Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны. Прекращение состояния войны — это окончательное урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий. Важные правовые последствия прекращения состояния войны— восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее заключенных двусторонних договоров, действие которых было прервано войной.Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение.мирного договора. После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.В статьях договоров говорится о границах соответствующих государств, об их политических обязательствах осуществлять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о репатриации военнопленных, о финансовых и экономических взаимоотношениях и т. д.Послевоенной практике международных отношений известны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состояние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х годов односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утратили силу.Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были решены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ, другими двусторонними договорами ряда государств с ГДР и с ФРГ, а затем и многосторонним актом — Договором об окончательном урегулировании ъ отношении Германии, подписанным 12 сентября 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции. Договор провозгласил, что "объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами" и что Великобритания, США, СССР и Франция "прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом".Советский Союз и Япония, подписав 19 октября 1956 г. совместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состояние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.Вместе с тем следует иметь в виду, что в определенных случаях акт прекращения военных действий может отождествляться с актом прекращения состояния войны, т. е. охватывать своим содержанием не только прекращение огня, но и всестороннее мирное урегулирование. Характерно в этом плане Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписанное 27 января 1973 г.Прекращение состояния войны между находившимися в конфликте государствами — это не только акт нормализации соответствующих двусторонних отношений, но и важный фактор упрочения международного мира.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |