Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вехи познания человеческой сущности.




Философия Взгляды на человека.
1.Древнеиндийская 1.Человек – это часть космоса и сам он «микрокосмос» 2.Идея о переселении душ: душа после смерти человека находит другое пристанище, но во что она превратится, зависит от поведения человека в его теперешней жизни. 3.Учение о карме (это закон о воздании и вечном круговороте жизни).
2.Античность (Др. Рим и Греция и цивилизация эллинизма) 1.Человек – это духовно-телесное существо. 2.Человек – это мера всего существующего, ориентация на человеческий разум и на самопознание. (На одном из дельфийских храмов было высечено: «Познай самого себя»).
3.Христианская (библейская) (Средние века). 1.Человек – это образ и подобие Бога. 2.Человек, к сожалению, грешен, обязан посвятить жизнь искуплению грехов. 3.Душа человека бессмертна, потом она попадает либо в рай, либо в ад.
4.Философия эпохи Возрождения. (Ренессанс) 15-16 века 1.Представление о безграничности творческих возможностей человека, о его разуме и талантах. 2.Человек-творец, уподобляется самому Богу.
5.Идеи философа Декарта (17 век) 1. «Мыслю – значит существую». Человеку присуще мышление, и это единственное доказательство его существования.
6.Идеи немецкого философа Канта (18 век) 1.Человек принадлежит к двум мирам: первый называется природная необходимость; второй – это нравственная свобода. 2.Человек – это носитель духа и разума.

 

 

 

У человека бинарная сущность – он биосоциальное существо.

В природе человек принадлежит к млекопитающим.

Природа определяет физические особенности человека. А общество формирует его сознание.

Человек обладает членораздельной речью, сознанием, мышлением, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда(предметно-преобразующая деятельность), способностью передавать накопленный опыт от поколения к поколению

. Человека можно определить, как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры.

Отличия человека от животных:

1.Прямохождение

2.Цепкие руки с подвижными пальцами, способными выполнять сложные операции

3.большой мозг и сложная нервная система

  1. направленный взгляд, позволяющий видеть пространство в 3-х направлениях и 3-х измерениях
  2. особый механизм голосовых связок и строение гортани
  3. отсутствие жестких инстинктов, возможность приспособиться к окружающей среде
  4. длительная зависимость детей от родителей, медленный темп роста и физического созревания.Длительный процесс социализации.

 

* На рубеже XIX – XX веков наука стала разделять понятия «индивид» (а), «индивидуальность» (б), «личность» (в).

а) Впервые это понятие(индивид) употребил Цицерон – древнеримский политик.

 

Индивид – это конкретный единичный человек как биосоциальное существо с присущими только человеку свойствами (мышление, речь, прямохождение). Т. е.- это человек как один из людей.

 

б) Индивидуальность – это конкретный человек, отличный от других людей (со своим темпераментом, характером, интеллектом, потребностями, способностями и своей неповторимостью, т. е.- это совокупность своеобразных биологических и психологических черт человека). Проявляется в сравнении с другими людьми.

Индивидуален каждый человек, хотя и в разной степени. (Например, яркая индивидуальность; «серая мышка»).

 

  • способности человека – это его индивидуальные особенности, от которых зависит успешное выполнение того или иного вида деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения человеком способами и приемами конкретной деятельности.

Способности дополняются общим уровнем развития, знаниями, умениями, навыками

 

. Человек рождается с задатками к способностям (влияют наследственные факторы). Но чтобы задатки развились в способности для этого нужно создавать определенные социальные условия (напр., для развития музыкальных способностей нужен муз. инструмент и систематические занятия музыкой)

.Для обозначения особого развития способностей используют два понятия – талант и гениальность.

в) Личность – (это понятие связано с общественными свойствами человека) – это совокупность социально значимых качеств человека как члена общества (его мировоззрение, нравственные установки).

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность проявляет себя, взаимодействуя с другими. Личность проявляет себя через набор социальных ролей и функций.

Личность формируется в общении и совместной деятельности.

* Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ему не с кем сравнить себя), а тем более личностью.

 

ПАР. 3 Сущность человеческой деятельности.

 

В повседневном языке слово деятельность означает активность кого-либо или чего-либо. Все живые существа имеют активность (внешняя – двигательная, внутренняя - психическая).

 

1. Различия в деятельности человека и животных.

 

Параметры сравнения Животное Человек
1.Форма активности У него поведение – приспособительное (к окружающей среде) У него преобразовательная деятельность
2.Чем обусловлено поведение (мотивы). 1.Природными качествами животного (инстинкты, биологическая программа поведения) 2.Внешними условиями, т.е. средой обитания. 1.Историческими сложившимися условиями. 2.Собственным целеполаганием (оно присуще только человеку). + мышление.

 

2.Структура деятельности человека.

Составные части Их содержание
1.Субъект деятельности 2.Объект   3.Цель (деятельности должна быть достижимой.) 4.Средства достижения цели.   5.Сама деятельность.   6.Результат. Это тот, кто ее осуществляет (например, человек или группа людей). Это то, на что она направлена (например, сырье), а также объектом может быть другой человек (тренер тренирует команду). Это осознанный образ будущего результата, на достижение которого направлена вся деятельность. Это средства производства, знания, умения людей, материальные возможности. Это определенная последовательность, т.е. цепь действий. Но люди могут заниматься одинаковой деятельностью, но их поведение будет различно. Поведение – это внешнее проявление деятельности, состоящее из поступков (в них проявляются нравственные установки человека). Он может быть, а может и не быть. (Должен соответствовать цели).

 

 

  • Неявное воздействие на личность, побуждающее ее к определенным действиям называется - манипуляцией.

Мотивы деятельности – это побуждения к ней, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребность – осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребности.

Биологические (те же, что и у животных: потребность в дыхании, пище, воде, сне, определенной тепловой среде, движении, в продолжении рода и т.д.) Социальные (они рождены обществом: во взаимоотношениях с другими людьми, в общении, самореализации и самоутверждении в обществе). Потребность обладать определенным социальным статусом и играть определенные социальные роли. Идеальные (духовные) (знания, познать себя и окружающий мир). Стремление к самоуважению, найти себя, свое место в мире.

 
 
перерастают

 

 


Пример: людей мучает жажда, но они не станут пить из лужи.

 

  • Наряду с разумными потребностями существуют ложные(мнимые) – алкоголизм, наркомания, табакокурение.

 

 

  • Другую классификацию разработал американский психолог Маслоу.
1 .Физиологические 2. Экзистенциальные (от лат. «существование») 3. Социальные 4 .Престижные 5. Духовные Потребности в дыхании, пище, движении, воспроизводстве рода. Потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости. Потребность в общении, заботе о других и внимании к себе, потребность в участии в совместной деятельности. Потребность в самоуважении, уважении со стороны других, служебном росте, карьере. Потребность в самовыражение через творчество.    

 

 

Наряду с потребностями важными мотивами деятельности являются соц. установки.

 

Социальные установки – это ориентация человека на какой-то определенный соц. объект (учеба, семья, бизнес или карьера)

.

Также важную роль играют и убеждения – это устойчивые взгляды человека на мир, его идеалы и принципы, которые он стремится воплотить в жизнь.

 

Также важны Социальные интересы – они зависят от положения человека в обществе и направлены на те общественные условия, которые делают доступными материальные блага (Например, завоевание политической власти).

 

До этого мы говорили об осознанной деятельности (когда люди обдумывают, ставят цели, осуществляют самоконтроль). Однако в деятельности часто проявляется и бессознательное (это психическая жизнь без участия сознания, когда человек не отдает отчета своим действиям, например, «влечет неведомая сила»). Этому бессознательному большое значение придавал Фрейд.

Структура деятельности.

 
 


??

 

????

неосознанные влечения

??




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.