Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее равновесие: модели совокупного спроса и предложения




В анализе микро- и макроэкономики применяют ме­тоды равновесия, т.е. равенство спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках – товаров, труда и капитала. В данном случае речь идет не об инди­видуальном спросе на отдельный товар, а о совокупных спросе и предложении в масштабе национального рынка. Это значит, что конкретные товары (галстуки, телевизоры, холодильники, хлеб, масло и т.д.) объединяются в сово­купную массу товаров не в штуках, тоннах или в метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей и групп населения, а в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной сто­роны, совокупный спрос населения, фирм и государства, с другой стороны, это предложение готового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Следовательно, совокупный спрос - это спрос на об­щий объем товаров и услуг, который может быть предъяв­лен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложив­шимся уровнем цен. Они могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде модели (кри­вой, графика).

Рынок товаров находится в относительном равнове­сии, если при действующем уровне цен величина выпуска продукта равна совокупному спросу или планируемому расходу.

Однако, из-за постоянного движения цен, для измере­ния объема и динамики агрегированных совокупностей ис­пользуются индексы, т.е. показатели спроса и предложения исчисляются по отношению к базовому и отчетному пе­риоду.

Существуют определенные показатели равновесия:

- индекс текущего состояния потребительских ожиданий, настроений и их динамика, отражает уровень потребле­ния и совокупный спрос;

- промышленный цикл и его фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем (спад, подъем, бум).

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-ве­щес­твен­ную и стоимостную. Натурально-вещественная - это совокупность потребительских товаров и средств про­изводства. Стоимостная - это сумма всех расходов на ко­нечные товары и услуги, произведенные в экономике, ко­торую можно выразить:

С + J + С1,

где С – спрос на потребительские товары и услуги;

J – спрос на инвестиционные товары;

С1 – разность между экспортом и импортом.

Совокупный спрос (АД), который показывает количе­ство товаров и услуг, приобретаемых потребителями при каждом возможном уровне цен, показывает, что товарный и денежный рынок находятся в равновесии. Изменение со­вокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен можно показать на основе уравнения количест­венной теории денег:

M * V = P * Q, отсюда

  MV     MV     MV
P = ––––– , или Q= –––– , или АД= –––
  Q     P     P

 

где P – уровень цен, в данном случае - индекс цен;
  M – количество денег в обращении;
  V – скорость оборота денег.
  Q – реальный объем выпуска, на который есть спрос;

Рис. 4.1.

Кривая совокупного спроса

На снижение совокупного спроса, т.е. изменение кри­вой, влияют три фактора:

повышение уровня процентной ставки на кредит, кото­рый называется «эффект процентной ставки»;
«эффект кассовых остатков» или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и сокращает их расходы.
«эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.

Совокупное предложение (AS) – общее количество конечных товаров и услуг в стоимостном выражении. AS может быть приравнено к величине валового националь­ного продукта (ВНП) или к величине валового внутреннего продукта (ВВП).

На объем производства товаров и услуг влияет коли­чество и качество применяемых факторов производства (земля, труд, капитал).

AS = зарплата + рента + процент + прибыль

Таким образом, модель АД – AS является базой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в эконо­мике. С ее помощью могут быть описаны различные вари­анты экономической политики государства.

Увеличение количества и качества факторов произ­водства приводит к росту производственных мощностей, а значит к росту AS. График совокупного предложения ус­ловно состоит из трех частей (рис 4.2.):

– горизонтальный, когда производство растет при неизмен­ном уровне цен;

– восходящий, объем производства увеличивается и рас­тут цены;

Рис. 4.2.

Кривая совокупного предложения.

 

– вертикальный, когда экономика достигает высшей точки возможности.

На совокупное предложение влияют не только цено­вые, но и неценовые факторы. К неценовым факторам от­носятся те, которые могут изменить издержки, такие как цены на ресурсы (земельные, трудовые, производствен­ные), рост производительности труда, правовое регулиро­вание (налоги, субсидии).

В реальной действительности равновесие переходит в неравновесие. Так, допустим, спрос превышает предложе­ние АД > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможно два варианта: не изменяя объем производства, повысить цены; расширить выпуск продукции. Или спрос меньше предло­жения АД < AS, здесь также возможны два варианта:

– сократить производство;

– оставить выпуск без изменений, но повысить цены.

В таких ситуациях предприниматели будут искать пути, чтобы привести неравновесие в равновесие.

Таким образом, понятие «общее экономическое равно­весие» есть условие структурного соответствия спроса и предложения товаров, взаимосвязь между ключевыми эко­номическими параметрами производства и обмена. Общее экономическое равновесие – это состояние, при котором эффективное предложение и эффективный спрос на произ­водственные услуги уравниваются на рынке.

Новейшее исследование в области общего равновесия позволяет сделать ряд дополнений к старым определениям, т.е. экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянными его нарушениями, что об­разно названо «равновесие-неравновесие». Из этого сле­дует три существенных вывода: 1) равновесие надо рас­сматривать как абстрактный модельный идеал, его никогда не было и не может быть, но с него необходимо начинать исследования; 2) равновесие есть динамическое оптималь­ное неравновесие. Это означает, что оно представляет со­бой отклонение цен от стоимости, результатов - от затрат; 3) равновесие как неравновесие играет негативную разру­шительную роль, понуждая экономических субъектов дей­ствовать вопреки их глубинным интересам, в интересах общества в целом. Общее равновесие связано с функцио­нированием всей рыночной системы в целом и взаимосвязи между различными рынками и ценами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.