Задание № 1
Составить, используя учебную литературу, опорный конспект по теме 6 по предложенному плану, сопровождая его презентацией:
1. Научно-технические предпосылки возникновения телевидения. Создание фототелеграфа.
2. Первые проекты телевизионных систем, попытки их реализации (конец XIX–30-е гг. XX в.). Создание электромеханического ТВ.
3. Электронное телевидение: от черно-белого к цветному, от цветного к цифровому.
4. Вклад ученых СПбГУТ в развитие телевидения (1937–по настоящее время).
Задание № 2
Составить, используя учебную литературу и рекомендации во введении, глоссарий по теме 6.
Задание № 3
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение о выдающемся российско-американском изобретателе В. К. Зворыкине, сопровождая его презентацией. Приведите основные вехи его биографии и назовите важнейшие достижения ученого в области развития электронного телевидения.
Задание № 4
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение по теме «История строительства и применения телебашен в Советском Союзе и России», сопровождая его презентацией.
Задание № 5
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение по теме «Будущее телевизионной связи», сопровождая его презентацией.
Задание № 6
Прочтите отрывок из текста[30] и сформулируйте, в чем состояло изобретение Б. Л. Розинга и почему оно позволило считать его основоположником электронного направления в развитии телевидения?
Б. Л. Розинг
…у истоков же создания телевидения стоял наш соотечественник, ученый Борис Львович Розинг, своими трудами подготовивший почву для дальнейшего совершенствования и развития электронного телевидения.
9 (22) мая 1911 года Борису Львовичу удалось успешно передать и получить точное изображение на экране пока еще простейшего устройства, бывшего прототипом кинескопа современного телевизора, которое ученый назвал «электрическим телескопом». Среди тех, кто помогал Розингу с опытом, был тогда еще студент Санкт-Петербургского Технологического института Владимир Зворыкин – именно его, а не Розинга, через несколько десятилетий назовут отцом телевидения, хотя в основе работы всех воспроизводящих телевизионных устройств лежал принцип, открытый Борисом Львовичем в 1911 году.
Потрясения в России начала XX века привели В. К. Зворыкина в США, где ему посчастливилось сделать впечатляющую карьеру в области развития средств телевещания. Его же учитель остался в России. Борис Львович Розинг был в числе группы ученых, по инициативе которых в Краснодаре был открыт Политехнический институт. Позднее, уже в Ленинграде, ученый продолжал работать над усовершенствованием передающего и приемного устройства своего «электрического телескопа». В результате он создал несколько вариантов конструкций электронно-лучевой трубки.
Задание № 7
Прочтите отрывки из текстов и покажите, что общего в позиции двух выдающихся людей. Попробуйте сформулировать свое мнение о воздействии телевидения на людей.
В. К. Зворыкин[31]
…сам Зворыкин свое детище не любил. «Я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству, - говорил он. – Это чудовище приведет нашу планету к унифицированному мышлению… Ты оцениваешь действительность по тем, кого ты видишь на экране, кого слушаешь. Иногда ты споришь с ними, возражаешь и даже, кажется, побеждаешь в споре. Но это – только видимость. Главный – тот невидимый, кто нажимает на кнопки. Это он определяет, кого показывать и что говорить для достижения своих целей… Он выбирает тех, кто втягивает тебя в болтовню о чепухе вместо обсуждения сути дела. …Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают. …Хотя, конечно, есть в нем детали, которые мне удались особенно хорошо. Лучшая из них - выключатель».
П. В. Шмаков[32]
Интересен факт, что посвятив всю свою жизнь развитию, внедрению и популяризации телевидения, П. В. Шмаков размышлял о воздействии на людей этого изобретения. Названия статей, посвященных этой теме, говорят сами за себя: «Об ответственности деятелей телевизионного вещания», «О значении телевидения в жизни людей», «Добро и зло от телевидения»…
П. В. Шмаков пишет о том, что научные открытия всегда играют две роли – позитивную и негативную: «Телевидение не является исключением… В последние годы космической эры обнажился новый вид колониализма – «информационный», тонко воздействующий на формирование духовного облика человека, его мировоззрение, психику. По авторитетному свидетельству, новый колониализм страшнее политического и экономического». Он приводит слова одного американского профессора, который высказался следующим образом: «Вслед за водородной бомбой телевидение представляет собою самую опасную вещь во всем мире».
Впрочем, все это не имеет никакого отношения к научным открытиям, к плодам творческой мысли, к судьбам людей, посвятившим жизнь реализации научных идей и открытий во благо человеку.
Задание № 8
Просмотр научно-популярной передачи «Эволюция вещей: Телевизор»[33].
Вопросы для обсуждения после просмотра передачи:
1. Какие изобретения предшествовали созданию электронного телевидения? Перечислите основных ученых и их важнейшие разработки, названные в передаче.
2. Когда и где в СССР начинается регулярное электронное телевещание?
3. Когда начинает свою работу телецентр в Останкино?
4. В какой период на территории СССР появляется массовое цветное телевещание?
5. Каким странам в настоящее время принадлежит первенство в области развития телевизионных технологий?
Задание № 9
Заполните таблицу, придерживаясь хронологической последовательности
Ученый
| Год изобретения/ открытия
| Изобретение/открытие
| Значение для развития телевидения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 10
Текст с ошибками:
найти 5 ошибок и предложить правильные ответы
(найденная ошибка – 1 балл) |