Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа № 15 Построение графика




Begin

Begin

Begin

Begin

Begin

Implementation

Var

Type

Uses

Interface

 

 

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;

 

 

TForm1 = class(TForm) Timer: TTimer; Label1: TLabel; Button1: TButton;

 

procedure TimerTimer(Sender: TObject); procedure FormCreate(Sender: TObject);

 

procedure FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

procedure Button1Click(Sender: TObject); private

{ Private declarations } public


{ Public declarations }

 

{ объявление процедур помещено сюда, чтобы процедуры имели прямой доступ к форме, на которой они рисуют}

 

procedure PaintFace (x,y: integer); {рисует рожицу}

 

procedure EraseFace(x,y: integer); {стирает рожицу}

end;

 

 

Form1: TForm1;

fx,fy: integer; { координаты рожицы}

n: integer; { количество щелчков кнопкой мыши}

p: integer; { количество попаданий}

 

 

{ рисует рожицу}

 

procedure TForm1.PaintFace(x,y: integer);

begin  
Canvas.Pen.Color:= clBlack; { цвет линий}
Canvas.Brush.Color:= clRed; { цвет закраски}
{ рисуем рожицу}  
Canvas.Ellipse(x,y,x+30,Y+30); { лицо}

Canvas.Ellipse(x+9,y+10,x+11,y+13); { левый глаз} Canvas.Ellipse(x+19,y+10,x+21,y+13); { правый глаз} Canvas.Arc(x+4,y+4,x+26,y+26,x,y+20,x+30,y+20); {улыбка}

end;

 

{ стирает рожицу}

 

procedure TForm1.EraseFace(x,y: integer); begin

{ зададим цвет границы и цвет закраски, совпадающий с цветом формы.} { По умолчанию цвет формы - clBtnFace }

Canvas.Pen.Color:= clBtnFace; { цвет окружности} Canvas.Brush.Color:= clBtnFace; { цвет закраски} Canvas.Ellipse(x,y,x+30,y+30);

end;

 

{$R *.dfm}

 

procedure TForm1.TimerTimer(Sender: TObject); begin

 

EraseFace(fx,fy);

{ новое положение рожицы}

fx:= Random(ClientWidth-30); { 30 - это диаметр рожицы} fy:= Random(ClientHeight-30);

PaintFace(fx,fy); end;

 

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);


 

{ исходное положение рожицы} fx:=100;

fy:=100;

Randomize; { инициализация генератора случайных чисел} end;

 

procedure TForm1.FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

 

inc(n); { кол-во щелчков}

 

if (x > fx) and (x < fx+30) and (y > fy) and (y < fy+30) then begin

 

{ щелчок по рожице} inc(p);

end;

if n = 10 then begin

{ игра закончена}

Timer.Enabled:= False; { остановить таймер } ShowMessage('Щелчков: 10. Попаданий: ' + IntToStr(p)+'.'); EraseFace(fx,fy);

 

Label1.Visible:= True;

Button1.Visible:= True;

{ теперь кнопка и сообщение снова видны} end;

 

end;

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin

 

Label1.Visible:= False; { скрыть сообщение} Button1.Visible:= False; { скрыть кнопку } Timer.Enabled:= True; { пуск таймера}

 

end;

 

end.


 

 


Практическая работа № 14 Рисунок

 

Цель работы -создать программу,выводящую на форму приведенный ниже рисунок.По нажатию на клавишу «Лучи» происходит смена направления лучей. Изменить программу так, чтобы лучи изменяли направления без нажатия клавиши.

 

 

Рис. 57.

 

1. Добавьте в форму компоненты Image и Button.

 

2. Создайте обработчик события нажатия. Важнейшим свойством компонента Image является свойство Canvas:TCanvas (холст). Это свойство само является объектом. У Canvas есть методы и свойства. Это свойства и методы рисования на холсте.

 

Pen: Tpen (перо):рисование линий,границ фигур и т.п.производится пером.

 

Важнейшие свойства пера – Color: Tcolor (цвет), Width: Integer (ширина), Style: TpenStyle (стиль).

Brush: Tbrush (кисть):закраска фигур,заднего фона надписей и т.п.производитсякистью. Важнейшие свойства кисти – Color: Tcolor (цвет), Style: TbrushStyle (стиль).

Font: Tfont (шрифт):надписи на холсте выполняются с учетом значений его свойстваFont. При этом задний фон за надписью закрашивается текущим значением кисти. Для того чтобы закраски не было, нужно установить прозрачный стиль кисти: Brush.Style:= bsClear, но затем не забудьте сделать кисть непрозрачной: Brush.Style:= bsSolid, иначе фигуры, которые вы будете в дальнейшем рисовать, тоже окажутся незакрашенными.

Важнейшие свойства шрифта – Name: string (имя), Size: Integer (размер), Color: Tcolor (цвет). Вы также использовали два метода холста:

Rectangle (X1, Y1, X2, Y2: Integer) (прямоугольник):рисует прямоугольник,закрашивая его кистью и обводя пером (в нашем случае, для того чтобы рамки не было видно, мы сделали цвет кисти и пера одинаковым). В качестве параметров задаются координаты верхнего левого X1, Y1 и нижнего правого X2, Y2 углов относительно верхнего левого угла холста.

 

TextOut (X, Y: Integer; const Text: string) (вывести текст):рисует текст согласнозаданному шрифту и закрашивая задний фон согласно заданной кисти (в нашем случае эта закраска незаметна, поскольку текст рисуется на том же фоне, что и текущее значение кисти). В качестве параметров задаются координаты верхнего левого угла текста X, Y относительно верхнего левого угла холста и текст надписи Text.


 

 

3. Нарисуйте градиентно закрашенное синее небо отдельными линиями, каждую следующую линию рисуя более светлой. Таким образом, рисование выполняется в цикле. Необходимо определить локальную переменную. В цикле меняются значения цветов, устанавливается перо в точку и чертится линия из этой точки в другую.

 

MoveTo (X, Y: Integer) (передвинуть перо):передвигает позицию пера в точку холста вкоординаты X, Y. При этом на холсте ничего не рисуется;

LineTo (X, Y: Integer) (чертить линию):чертит линию из точки,в которой находилосьперо, в точку X, Y, используя текущее перо. При этом перо тоже перемещается в эту точку.

 

Местоположение пера хранится в свойстве холста PenPos: Tpoint. Запись в эту переменную полностью эквивалентна вызову метода MoveTo. Цвет можно задавать, используя константы цвета clBlack, clNavy, clGreen и т.д. – полный список констант находится в выпадающем списке свойства Color в Инспекторе Объектов. Цвет также можно задать, используя функцию RGB (Red, Green, Blue: byte), в параметрах Red, Green и Blue указываются значения интенсивности красной, зеленой и синей компоненты цвета (от 0 до 255 каждая).

 

4. Добавить на небо солнце. Нарисовать эллипс с линиями-лучами. Лучи нарисовать случайным образом, для этого необходимо использовать генератор случайных чисел.

 

• Круги и эллипсы рисуются с помощью метода холста Ellipse (X1, Y1, X2, Y2: Integer). Как и прямоугольник, эллипс закрашивается текущей кистью и обводится текущим пером. В качестве параметров X1, Y1, X2, Y2 необходимо указать левый верхний и нижний правый углы прямоугольника, в который «вписан» эллипс. Если Y2 – Y1 = X2 – X1 (то есть прямоугольник является квадратом), эллипс рисуется как круг.

 

• Датчик случайных чисел – функция random выдает число типа double в диапазоне от 0 до 1.

5. Нарисовать облака. Можно воспользоваться картинкой из файла. Нарисовать в стандартном редакторе Paint облако: а) установить атрибуты картинки – ширина 100, высота 50; б) закрасить картинку черным цветом – этот цвет в программе будет прозрачным; в) нарисовать облако, используя инструмент Распылитель и различные оттенки серого; г) проследите, чтобы левая нижняя точка картинки осталась черной (именно по этой точке автоматически определяется прозрачный цвет).

 

6. Сохранить картинку в файл.

7. Добавить в форму еще один Image, щелкнуть по нему мышкой и загрузить в него картинку. Сделать его прозрачным можно, установив свойство Transparent. Поскольку он вспомогательный, лучше, чтобы он не был виден во время работы программы, поэтому отключите ему свойство Visible.

8. Добавить компонент Timer. Установите его интервал 100.

9. На вкладке событий Инспектора Объектов напротив события OnTimer в выпадающем списке выберите имя обработчика события Button1Click. Таким образом устанавливается уже существующий обработчик для еще одного события.

 

10. В программе каждые сто миллисекунд будет вызываться событие и происходить перерисовка картинки, как если бы мы нажимали каждый раз кнопку. Замедлить интервал между перерисовкой картинки можно, увеличив интервал таймера.

11. При рисовании часто требуется использовать более сложные объекты, чем просто комбинации линий прямоугольников и эллипсов. Может возникнуть необходимость использования готового растрового изображения. Кроме того, может понадобиться копирование изображения из одного Image на другой. Для этого используется метод холста Draw (X, Y: Integer; Graphic: Tgraphic). Этот метод практически копирует графический объект на холст в область с координатами верхнего левого угла X,Y. Графическим объектом Graphic могут быть битовые картинки, иконки и метафайлы. Для нас важным является его применение к копированию картинок из одного Image в другой. Это делается следующим образом:


ImageA.Canvas.Draw(X, Y, ImageB.Picture.Bitmap)

 

При этом все, что нарисовано на ImageB, будет скопировано на ImageA. Если ImageB.Transparent = true, то картинка копируется с прозрачным фоном.

Вместо ImageA и ImageB соответственно подставьте нужные вам имена компонентов, фигурирующие в вашей программе:

 

Image1.Canvas.Draw(130 + random(2), 20 + random(2), Image2.Picture.Bitmap); Image1.Canvas.Draw(100 + random(2), 50 + random(2), Image2.Picture.Bitmap); Image1.Canvas.Draw(170 + random(2), 80 + random(2), Image2.Picture.Bitmap);

 

Таким образом, для рисования можно использовать любые картинки из файла – облака, домики, персонажей, логотипы и т.п.

 

Листинг программы

 

procedure Tform1.Button1Click(Sender: Tobject); var i:integer;

 

Image1.Canvas.Pen.Color:= clGreen; Image1.Canvas.Brush.Color:= clGreen; Image1.Canvas.Rectangle(0, 200, 300, 300); Image1.Canvas.Font.Color:= clWhite; Image1.Canvas.Font.Size:= 30; Image1.Canvas.Font.Name:= ‘Arial’; Image1.Canvas.TextOut(10, 250, ‘Delphi’); for i:= 0 to 200 do

Image1.Canvas.Pen.Color:= RGB(I, I, 255); Image1.Canvas.MoveTo(0, i); Image1.Canvas.LineTo(300, i);

 

end;

Image1.Canvas.Pen.Color:= clRed; Image1.Canvas.Brush.Color:= clYellow; Image1.Canvas.Ellipse(20, 20, 60, 60); Image1.Canvas.Pen.Color:= clYellow; for i:= 1 to 20 do

Image1.Canvas.MoveTo(40, 40); Image1.Canvas.LineTo(5 + random(70), 5 + random(70)); end;

end; end.


 

 


 

Цель работы -cоздать программу построения графика,в которой устанавливаетсямасштаб, в цикле осуществляется построение графика функции, рисуются оси координат и печатаются на них числовые шкалы.

 

 

Рис. 58.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.