Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды конкуренции. Принципы выделения различных типов рыночных структур.




Конкуренция – это естественное свойство рынка, это сила, которая заставляет всех экономических субъектов принимать рациональные решения, приспосабливаться к рыночным условиям, ориентирует их на активные действия, а, следовательно, препятствует экономическому застою.

Конкуренцию можно классифицировать по ряду признаков и проявлений.

1. По форме различают конкуренцию:

a. Внутриотраслевую (межфирменную) – между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну потребность, но различных по цене, качеству и ассортименту.

b. Межотраслевую – в конкурентную борьбу включаются производители товаров, удовлетворяющих разные конкретные потребности – на рынке протекает борьба за платежеспособный спрос населения и инвестиционный спрос фирм.

2. По методам осуществления конкуренция может быть:

a. Ценовой – предполагает продажу товара фирмами по более низким ценам, чем конкуренты (стратегия минимизации издержек). Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, обычно претендуют на небольшую долю прибыли для того, чтобы вытеснить конкурентов с рынка, а затем, оставшись его монопольным владельцем, повысить цены.

b. Неценовой – на рынке предлагается более качественный товар с лучшими потребительскими характеристиками и широким ассортиментом; используются также репутация фирмы, товарные знаки и торговые марки; реклама.

3. По степени соблюдения норм и правил конкуренция может быть:

добросовестной;

• недобросовестной.

Недобросовестная конкуренция приводит к снижению эффективности рыночного механизма и соответственно возникновению безвозвратных потерь.

Основные признаки недобросовестной конкуренции:

• продажа товаров по ценам ниже издержек производства;

• установление контроля над деятельностью конкурента;

• злоупотребление господствующим положением на рынке (отказ от поставок, чрезмерное повышение цен);

• установление дискриминационных цен или коммерческих условий, дифференциация возможности получения кредита;

• зависимость поставок конкретных товаров или предоставления услуг от принятия ограничений по производству и распределению конкурирующих товаров;

• введение ограничительных условий и заключение соглашений при сбыте продукции, определяющих когда, сколько и на каких условиях осуществляются поставки;

• тайный сговор на торгах;

• ложная информация и реклама, вводящая конкурентов в заблуждение;

• недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов;

• нарушение стандартов, отсутствие сертификатов качества и т. д.

Законодательно запрещено:

1. Распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту.

2. Введение потребителей в заблуждение о характере, способе, месте изготовления и потребительских свойствах товара.

3. Некорректное сравнение в процессе рекламной деятельности производства или рекламирования товаров хозяйствующего субъекта с товарами других хозяйствующих субъектов.

4. Самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другими хозяйствующими субъектами.

5. Получение, использование и разглашение информации, в том числе коммерческой без согласия ее владельцев.

Различают два типа конкуренции:

• совершенную (рынок, близкий к модели идеального рынка)

• несовершенную (реальный рынок).

Модель рынка совершенной конкуренции выполняет полезную функцию. Она помогает объяснить ситуации на многих рынках, которые не удовлетворяют всем условиям совершенной конкуренции. Таким образом, совершенно конкурентные рынки служат эталоном, с которым могут сравниваться другие типы рынков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.