КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристики внешнего облика
Карточка 1 Тренинг 3 Тренинг 2 Тренинг 1 Тренинги при изучении общественных дисциплин (по работе с изобразительной наглядностью) Направлен на развитие: умения проводить анализ учебных картин и иллюстративных материалов и извлекать из них информацию; исторической наблюдательности и исторического воображения, памяти, эстетического вкуса. 1. Дети рассаживаются полукругом перед доской, на которой вывешивается учебная картина, например «Полюдье» В.И. Лебедева. Школьники рассматривают ее в течение минуты. Учитель просит детей запомнить как можно больше из того, что изображено на картине. После этого картина закрывается. Учащиеся должны перечислить то, что они смогли увидеть на картине. Список запомнившегося может быть записан учителем на доске. После этого картина открывается. Выясняется, что именно школьники запомнили, а что упустили, что заметили верно, а в чем ошиблись. 2. Затем следуют задания, выполняя которые, учащиеся должны внимательно ознакомиться с изображением. Для начала учитель предлагает посчитать, сколько на картине человек (мужчин, женщин, детей, воинов и т. д.) или других значимых объектов (домов, церквей, башен, пушек...). 3. Анализ общего восприятия картины по вопросам: Что изображено на картине? Где происходит изображенное событие? Когда оно происходит? Учитель должен быть готов к тому, что учащиеся самостоятельно не смогут правильно ответить на эти вопросы. Поэтому лучше заранее продумать систему вспомогательных наводящих вопросов. Если и они не помогают, учитель сам называет верные ответы. 4. Чтобы повысить интерес учащихся к обсуждаемой картине, учитель сообщает интересные подробности о том, что изображено, обращает внимание на те детали, которые ускользнули от детского взгляда.
5.Палитра художника. Необходимо обратить внимание учащихся и на художественные особенности картины, например на цветовую гамму, в которой выполнено полотно. Это поможет учащимся выявить палитру художника, его любимые цвета. 6. В заключение учащимся можно задать вопросы: Назовите вещь, которая вас больше всего заинтересовала в картине. Есть ли в ней то, что кажется странным, удивило, насторожило, испугало, заинтересовало? Расскажите об этом. 7. Если позволяет время и со стороны детей чувствуется заинтересованность, можно провести ролевую игру на основе приема персонификации. Несколько учеников играют роли персонажей картины. Другие задают им вопросы. 8. Для выполнения следующего задания учитель делит учащихся на микрогруппы по 3-4 человека. Перед группами ставится проблема: «Если бы вы продавали картину, как бы вы убеждали купить ее?» В течение 5 мин группы должны составить краткое, но яркое и конкретное сообщение о достоинствах и содержании картины. 9. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал? (по работе с изобразительной наглядностью) 1. А. Рассадив детей полукругом, учитель предлагает их вниманию картину в необычном ракурсе. Картина, например «Продажа крепостных крестьян» В.И. Лебедева или «Торг» Н.В. Неврева, переворачивается на 180 градусов, чтобы верх и низ поменялись местами. Школьники рассматривают ее в течение минуты. После этого картина закрывается, учащиеся должны записать список предметов, которые они смогли заметить на картине. Затем учитель выясняет, у кого самый большой список, и забирает его. Прежде чем обратиться к этому списку, учитель задает вопросы по содержанию картины: О чем она? Что нарисовано? Как называется? Где происходит действие?..
Б. Далее картина открывается. Теперь она уже в обычном виде (верх и низ на своих местах). Оглашается взятый учителем список учащегося и проверяется правильность написанного, остальные записывают пропущенное. В. Затем учитель возвращается к вопросам по содержанию картины (см. тренинг 1), на которые учащиеся не смогли правильно ответить в предыдущей беседе, выясняется новая важная информация. 2. «Реставрация». Вывешивается другая картина, например «Приезд гувернантки в купеческий дом» В.Г. Перова. Часть (половина) картины закрывается. Задание учащимся: «Представьте, что вы историки-реставраторы. К вам попала бесценная картина, но часть ее пострадала. Ваша задача — восстановить то, что нарисовано в подвергшейся разрушению части». Затем закрытая часть открывается. Выясняется, кто оказался лучшим «реставратором», т. е. наиболее близок к замыслу автора. 3. «А теперь давайте попробуем воссоздать, что происходит за рамками картины». Учащиеся пытаются расширить рамки картины и рассказывают, что, по их представлению, могло быть изображено справа, слева, вверху, внизу имеющегося изображения. 4. Следующее задание: «Попробуйте вообразить, что происходило до и после того момента, который изображен на картине». 5. Задание учащимся: «Выберите одного из персонажей картины и попробуйте представить, как он провел день до того момента, который изображен на картине». 6. Задание учащимся: «Рассказать подробности события с точки зрения персонажей картины» (по группам). 7. Задание учащимся: «Попытайтесь восстановить разговор персонажей картины» (по группам). 8. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал? (по работе с изображениями исторических деятелей) Следует иметь в виду, что учащиеся начальной школы еще не владеют соответствующей терминологией при оценке того или иного исторического деятеля. Им легче описать конкретное проявление какого-либо качества, чем назвать его. Поэтому при работе с портретом или картиной, изображающей историческую личность, важно постоянно вводить в речь детей слова, которыми характеризуются моральные, эмоциональные, интеллектуальные качества (подкрепляя их рассказом о том, в чем проявилось это качество и как можно его оценить). Учитель также должен ненавязчиво пополнять словарный запас детей выражениями, которыми можно описать внешние черты того или иного исторического деятеля.
1. Тренинг начинается с рассмотрения изображения исторического деятеля. Это может быть и портрет, и фотография, но лучше картина, где представлены два или несколько персонажей, когда интересующие нас лица показаны в конкретной исторической обстановке (Н.Н. Ге «Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях» и т. п.). Учитель поясняет, кто изображен на картине. (Иногда информативный материал целесообразно дать в конце занятия.) 2. Следующее задание: описать внешний облик отдельного персонажа картины. Лицо: круглое, вытянутое, грушевидное, прямоугольное. Лоб: высокий, широкий, выпуклый, узкий, низкий. Глаза: большие, маленькие, выпуклые, глубоко посаженные, нависшие веки, широко раскрытые, выпученные, «с поволокой». Нос: прямой, орлиный, курносый, узкий, широкий, вздернутый, с раздувающимися ноздрями. Губы: правильно очерченные, тонкие, толстые, средние. Подбородок: длинный, острый, выдающийся вперед, мясистый, раздвоенный. Одежда: богатая, бедная; опрятная, неряшливая; форменная, новая, поношенная, скромная, простая, франтоватая, модная, яркая, незаметная; цвет, изысканность, наличие модных аксессуаров, принадлежность к определенному социальному слою. Описать составляющие части одежды. Поза: высокомерная, униженная, угодливая, угрожающая, изящная, неуклюжая, естественная, расслабленная, поза «руки в боки», «поза хозяина». Осанка: горделивая, прямая, статная, сгорбленная. 3. Обсудить лицо, фигуру, одежду. Что вы можете сказать о человеке, глядя на его лицо? Позу? Осанку? Как изображением позы, мимики, жестов человека можно донести определенный смысл? 4. О чем может говорить одежда? Один участник тренинга выходит в круг. Другие обсуждают, о чем говорит его одежда.
5. Какую информацию несет фон, расположение человека на картине относительно других элементов изображения? На основе конкретной картины. Например, «Петр I» В. Серова. 6. Участники разбиваются на две группы: «артисты» и «эксперты». «Артисты» стараются воспроизвести позы и выражения лиц, как на картине. «Эксперты» должны отметить, у кого лучше получилось портретное сходство (в другом варианте — выставить оценки каждому артисту). Затем «артисты» и «эксперты» меняются местами. 7. «Живая картина». Среди участников тренинга нужно выбрать столько же человек, сколько главных персонажей на картине. Иногда необходима перестановка столов и стульев. Выбранные учащиеся располагаются или становятся в тех же позах, что и герои на картине. Все замирают на минуту, копируя изображение. Можно сфотографировать на память получившуюся «живую картину». 8. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |