Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хаос – это состояние равновероятности для всего, что может быть!




Зарождение синергетики

В 70–80г. XX века ряд ученых, изучавших самодвижения материи, в основе которых лежали вероятностные процессы необходимости и случайности (Г.Хакен, И.Пригожин, А.Н. Колмагоров, В.И. Арнольд и др.) заявили, что мирозданию свойственны процессы самоорганизации:

- мироздание изменяется не только под воздействием внешних принудительных факторов (Бога, актора, социального субъекта), но и под влиянием внутренней саморефлексии, спонтанных внутренних команд, исходящих от самих объектов, явлений, от социальной структуры.

- поэтому множество естественных и социокультурных изменений, происходящие в мире, не могут быть объяснены с помощью классических наук, основанных на презумпции внешней причины как источника изменений и линейной эволюции.

 

Синергетика (от греч. synergos — совместно действующий)изучает как из беспорядка и хаоса возникают самоорганизующиеся структуры. В самом общем виде её положения сводятся к следующему:

Миру свойственна «спонтанная активность», которая не может быть описана в рамках механистической картины мира. Потому что:

- мир устроен не рационально,

- развитие цивилизации многовариантно и связано со случайностью и альтернативностью,

- темпы развития могут меняться,

- изменения в системе необратимы, если в результате флуктуаций перейден некий порог,

- хаос (отсутствия порядка) не означает всеобщего разрушения.

При появлении некого фактора, именно из хаоса система может скачком перейти

на качественно новый уровень развития, образовав качественно новый порядок.

 

 

Выводы синергетики для социологии:

- в развитии общества возможны периоды неустойчивости ( бифуркации ), когда могут быть равновероятны различные варианты развития,

- это периоды, в которых флуктуации (случайные изменения, отклонения от ср. значения), внешних и внутренних факторов развития непредсказуемы, однако:

- в результате этих бифуркаций общественная система может самоструктуриро-ваться и выйти на более высокий уровень упорядоченности;

- источником порядка может являться именно неравновесность (разность потенциалов), порождающая движение, в т.ч. “порядок из хаоса».

- поскольку в условиях бифуркации даже малые флуктуации могут изменять всю структуру, «индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность!».

 

Выводы синергетики для науки в целом:

- нельзя слепо верить в рациональное!

- мир бесконечно сложен, понятия «окончательной истины» или идеала для науки и философии не достижимы!

- наука не обязательно ведет к прогрессу, наука может создать угрозы для традиций и социального опыта, укоренившихся в культуре.

- прежние классические теории, ориентированные на выявление универсальных связей, на “истинный” результат, который можно и должно независимо эмпирически перепроверить, годны лишь в ограниченных условиях и не годятся для исследований сложных самоорганизующихся структур.

 

Теперь ужекритикуетсяхарактерный для всей западной культуры и науки логоцентризм и ли нейный детерминизм, утверждающие, что мироздание имеет свою логику развития, выраженную в принудительной причинности явлений и событий, в генетической и диалектической связи между ними. Но диалектика и традиционный (линейный) детерминизм не отрицаются вообще, они рассматриваются лишь как частный случай развития мироздания.

Для понимания самоорганизующихся структур требуется принципиально новый теоретико-методологический инструментарий. Эта новая методология и получила название постнеклассической.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.