КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие целей управления и требования, к ним предъявляемыеУПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ ЦЕЛИ И ЧАСТЬ 2 ГЛОССАРИЙ Четвёртое направление–последовательный переход от должностной иерархии к интеллектуальному сотрудничеству менеджеров в результате изменения роли ресурсов организации. Основным ресурсом станет не человек как таковой, не капитал, а знания. Пятое направление состоит в разработке и внедрении мероприятий по совершенствованию основных элементов управления: форм разделения и кооперации труда, нормирования труда и его оплаты, механизации и автоматизации труда работников управления, информационных технологий и делопроизводства, рабочих мест и условий труда, методов управления и других. Эффективная система управления должна обеспечить конкурентные преимущества организации: для собственников – прозрачность формирования и прогнозируемость финансового результата, повышение капитализации предприятия; для менеджеров и сотрудников – стабильность работы, обусловленная однозначным пониманием сотрудниками своих задач, функций, полномочий и ответственности, пониманием принципов мотивации и оплаты труда; для заказчиков – гарантии своевременного, полного и качественного выполнения заказов; для поставщиков – гарантии планомерного потока заявок; для государственных контролирующих организаций, органов сертификации и аудита – наличие управленческих процедур, обеспечивающих своевременное предоставление достоверной отчетности, определенной законодательством; для кредитных организаций и органов государственной финансовой поддержки – прозрачность расходования кредитных средств и гарантии их возврата. Контрольные вопросы и задания 1. Какие научные школы выделяются в менеджменте? 2. Раскройте основные национально-исторические особенности и модели менеджмента. 3. Какова специфика менеджмента в России? 4. Опишите особенности современной российской экономики. 5. Каковы основные направления совершенствования организации управления в России? Автократия (в переводе с греческого языка – самовластие) – это управленческая система, основанная на неограниченной, бесконтрольной власти одного лица. Авторитет – власть, основанная на общепринятом доверии, высоко оцениваемые людьми качества личности. Авторитарное управление – тип управления, характеризующийся концентрацией власти у одного человека, преимущественным использованием административных методов и применением силы. Административно-бюрократическое управление – тип управления, основанный на детальной регламентации деятельности управленческого аппарата и его мотивацией преимущественно административно-организационными мерами. Административный подход к оценке и подбору кадров – подход, базирующийся на формальных процедурах и директивах вышестоящих руководителей. Адхократия – это управленческая система, работающая в режиме «проектного» (или «оперативного») менеджмента. Она характеризуется тем, что люди собираются вместе, чтобы решить вполне определенные краткосрочные задачи. После решения поставленных задач необходимость в этом временном коллективе исчезает и он распадается. Данные структуры могут создаваться как на весьма непродолжительный срок (несколько дней), так и на несколько лет. Но итог всегда один: разрешение проблемы означает ликвидацию группы по решению конкретной проблемы. Бюрократия – это управленческая система, основанная на профессионализации управленческого труда. Характерной чертой бюрократической системы является обособление узкой привилегированной чиновничьей касты от большинства общества. При авторитарных и тоталитарных типах политической системы бюрократия выступает как самовластная и неподконтрольная обществу социальная группа. В обществах с олигархическим и демократическим режимом бюрократию ставят в определенные рамки, создавая институты политического и гражданского контроля над деятельностью чиновников. Бюрократия – это всегда закрытая от большинства система принятия решений. Диалектический детерминизм –это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия. Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления. Он включает в себя помимо причинности системные отношения, которые в своей совокупности объединяются таким методологическим принципом, как принцип системности. Должностные инструкции – краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации. Карта технологического контроля – инструмент контроля качества, позволяющий контролировать качество продукции или услуг в ходе производства или предоставления услуг. Корректирующие меры принимаются сразу же при обнаружении каких-либо отклонений. Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Качество исполнения – концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов. Качество конструкции – концепция качества, отражающая уровень качества самой конструкции. Качество соответствия – концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним спецификациям организации. Клановый подход к оценке и подбору кадров – подход, в основу которого положена субъективная оценка и принадлежность к определённому клану (семье, группе и т.п.). Классическая школа управления – подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса. Командно - административное управление – тип управления, в котором главным фактором управленческой деятельности является административное указание (команда). Концепция (от лат. conception – понимание, система) – определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Косвенные факторы окружающей среды – факторы окружающей среды, которые могут не оказывать немедленного и непосредственного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, влияют на ее Легитимность власти - положительная оценка людьми власти, согласие подчиняться этой власти и признание ее законной. Менеджмент знаний – тип управления, при котором основным экономическим ресурсом становятся знания. Этим обусловливается последовательный переход от должностной иерархии к интеллектуальному сотрудничеству и сетевой кооперации менеджеров. Организационный подход к оценке и подбору кадров – подход, базирующийся на объективных научных критериях при подборе и оценке кадров. Охлократия (в переводе с греческого языка – власть толпы, власть черни) – это управленческая система, основанная на популизме харизматических лидеров, постоянно апеллирующих к народной массе с целью достижения конкретных политических результатов. Подобная система возникает в те исторические периоды общественной жизни, когда легитимность действующей власти постоянно подвергается сомнению, а потому влияние уличной толпы наиболее сильно. Партократия – это управленческая система, основанная на полной власти административного аппарата одной партии, монопольно руководящей обществом. Данная система возможна в тоталитарных и жестко авторитарных политических системах, построенных на принципах идеократии (безраздельной власти определенной политической идеологии). В качестве примера могут служить политическая система СССР, режим фашистской партии в Италии, нацистский режим в Германии, современные идеократические режимы в Китае, на Кубе, в Северной Корее, режим партии БААС в Сирии и т.д. Патриархальное управление – тип управления, основанный на власти всеми уважаемого человека, аналога отца. Подвижность внешнего окружения – относительная быстрота изменения внешней среды организации. Процессный подход к управлению – подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций. Рыночный подход к оценке и подбору кадров – подход при подборе и оценке кадров, в котором основным критерием является достигнутый экономический результат. Связующие процессы – процессы, которые связывают все управленческие функции, обеспечиваяих взаимозависимость. К ним относят управленческие решения и коммуникации. Ситуационный подход – концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных приемов. Концепция управления в конкретных ситуациях для более эффективного достижения целей организации. Известен под названием «конкретный подход». Сложность внешнего окружения – характеристика внешней среды, которая определяется числом внешних факторов, на которые организации приходится реагировать, а также степенью переменчивости каждого такого фактора. Среда прямого воздействия – внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют на организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы. Тоталитарное управление – тип управления, характеризующийся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизнедеятельности. Эффект Хоторна – условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышение внимания к исследуемому вопросу приводит к искажению, слишком благоприятному результату во время эксперимента. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). - М.: Прогресс, 1973. - С. 34. Бахур, А.Б. Особенности национального менеджмента. - http: // www. SIC-Inteltech. ru. Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энциклопедия; СПб.: «Норинт», 2001. - С. 348. Будылкин, Г.И. Проблемы совершенствования структуры управления сельскохозяйственным производством в условиях специализации и агропромышленной интеграции: Дис. …доктор. эконом. наук: 08.00.05. - М., 1982. - С. 56. Ведомости. - http: // www. wedomosti. ru. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996. - 384 с. Дрезден, Э.К. Основные принципы организации советского госаппарата // НОТ и хозяйство. - 1926. - № 8. - С. 4. Егоршин, А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2001. - 712 с. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта: МПСИ, 2000. - С. 106. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2005. - 336 с. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М., 1974. - С. 43. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Инжинирно-консалтинговая компания «ДеКа», 1997. - 301 с. Кривошеев, В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика // Социс. - 2004. - № 6. - С. 132. Лафта, Дж. К. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2004. - 592 с. Леднев, В.С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. - М.: Педагогика, 1980. Маркс, К. Капитал. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - 592 с. Маркс, К., Энгельс Ф. Собр. соч. - Т. 3. - С. 305 - 306. Маркс, К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 23. - С. 51. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 702 с. Новиков, А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтез, 2007. Омаров, А.М. Социальное управление: Некоторые вопросы теории и практики. - М.: Мысль, 1980. - С. 28. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2001. - 432 с. Попов, Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р.А. Попов. - М.: Высшая школа, 2005. - 429 с. Прохоров,А.П. Русская модель управления.- М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002.- 376 с. Райзберг, Б.А. Управление экономикой / Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. - 784 с. Романов П.В. Социология менеджмента и организаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 387 с. Рубанов, А.А. Эволюция права собственности в основных странах Запада: тенденции и перспективы // Государство и право. - 1987. - № 4. - С. 67. Руководство в организациях в эпоху глобализации / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова и др.; Под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. - Калуга.: Издательство Калужского ЦНТИ, 2007. - 268 с. Смирнов, Э.А. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 345 с Спиркин, А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - С. 174. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 772 с. Управление качеством / Е.И. Семёнова, В.Д. Коротнев, А.В. Пошатаев и др.; Под ред. Е.И. Семёновой. - М.: КолосС, 2005. - 184 с. Управление организацией/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - С. 36. Чаусов, Н.Ю. Организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности бизнеса // Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне / Под общей редакцией А.В. Матвеева. - М.: Серебряная нить, 2005. - Якубовская, Т.С. Соционика: как разобраться в себе и других. От общения к пониманию. - М.: Астраль: АСТ Профиздат, 2005. - С. 168-173. Berle, A.A. The Twentieth Carfare Century Cap: Tallest Revolution. - London, 1955. Gray, H.M., Burch, P.H. The Managerial Revolution Reassess end: Family Control in Americans Large Corporations. In: The Annals of American Academy of Political and Social Science. - V. 409. - Philadelphia, 1973. - Р. 222. Deal, Т., Kennedy, A. Corporate Cultures. - Hannondsworth: Penguin, 1982. Harris, C.C. Fundamental Concepts and the Sociological Enterprise. - London: Groom Helm, 1980. - Р. 29. Harris, P.P., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991. Hofstede, G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions. In.: Deregowski, J., Dziurawiec, S., Annis, R. C. (eds.) Expiscations in Cross-Cultural Psychology. - Lisse, Netherlands: Swets & Zeitlinger, 1983. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind, London: McGraw-Hill, 1991. Kilmann, R., Saxton, M.J., Serpa, R. Issues in Understanding and Changing Culture // California Management Review, Winter? 1986, p. 89. Nadler, D.A., Hackman, J.R., Lawler, E.E. Managing Organizational Behavior. - Boston, Little, Brown, 1971. - Р. 164.
Глава 6. Цели и задачи управления предприятием Управление является деятельностью, направленной на сохранение устойчивого функционирования организации (системы). Предприятия представляют собой системы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей. Управление всегда имеет целенаправленный характер. Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет человеческую деятельность в качестве непосредственного мотива. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта управления и применяемых средств. Цель является многоаспектной категорией и может выступать как план, прогноз, потребность и т.д. Постановка целей и их воплощение являются главными процессами в организации, которые приходится решать на протяжении всего периода ее существования. В системе управления организацией цели выполняют ряд функций: 1. Предназначения. Формулирование целейявляется тем событием, от которого начинается деятельность любой организации. Цели представляют собой идеальное описание состояния определенного объекта. Это идеальное состояние и есть та мысленная модель, которую необходимо реализовать посредством осуществления деятельности. Таким образом, цели определяют содержание деятельности в организации, в том числе управленческой – функций управления 2. Интегративную. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития как единого целого. Это единое целое формируется на основе интересов работников, которые отражают их общность и благодаря которым люди объединяют свою деятельность и получают возможность удовлетворения оставшихся интересов, не совпадающих с общими. Менеджер обобщает эти интересы и ставит их в основу управленческой деятельности. Если поставленная менеджером цель отражает совпадающие интересы всех или большей части работников, то цель является интегрирующим фактором, объединяет людей, заставляет их искать рациональные варианты осуществления совместной деятельности, позволяет последовательно получать результаты, связанные общим направлением в движении к цели. 3. Структурообразующую. В зависимости от целей организации определяются размер, количество персонала, структурных подразделений и другие важные параметры функционирования организации. 4. Снижения неопределённости. Цели уменьшают неопределенность принятия решений, неопределенность текущей деятельности организации в целом и её персонала. 5. Критериальную. Цели составляют основу критериев для принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности сотрудников организации. 6. Сплочения. Цели являются основой для сплочения сотрудников организации. 7. Миссионерскую. Цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации. Выполнение целями вышеизложенных функций возможно при условии, если цели организации отвечают определенной совокупности требований, предъявляемых к ним. 1. Конкретность. Подразумевает чёткую постановку задачи, которая количественно и качественно может быть определена, а ее смысл должен быть понятным и доступным непосредственному исполнителю. 2. Реальность. Поставленные цели должны быть реальными и учитывать возможности внутренней и внешней среды организации. Если цели представляются нереальными, то от их реализации следует отказаться, если же они не могут быть достигнуты из-за временных трудностей или препятствий, то их целесообразно отложить на более поздний период. В оценке реальности целей важную роль играет планирование выделяемых для ее достижения ресурсов. Если выясняется, что затраты ресурсов превышают отдачу, то такие цели следует признать нереальными с точки зрения успешного функционирования организации. 3. Гибкость. Часто в процессе какой-либо деятельности выясняется, что конечные устремления нуждаются в корректировке из-за изменившихся условий. По этой причине этап формулирования целейдолжен предусматривать возможности изменения в ходе непосредственной их реализации. Гибкость и мобильность целей позволяют не допустить пустой растраты уже вложенных ресурсов. 4. Проверяемость. Для определения степени достижения целей они должны быть проверяемы и контролируемы. В противном случае это может привести к неадекватной трате ресурсов. Контролю должны поддаваться все запланированные стадии процесса достижения поставленных целей,иначе возможны отклонения от них. 5. Известность. Поставленные цели должны быть известны персоналу организации в пределах его компетенции, а также тем партнерам, чьи интересы затрагиваются их осуществлением. Незнание целей приводит к их неэффективной реализации. 6. Признанность. Цели, поставленные менеджером перед своими подчиненными, должны разделяться большинством персонала. Это повышает мотивацию сотрудников и их направленность на конкретный результат. Кроме того, признанные цели повышают авторитет и влияние менеджера среди подчиненных. 7. Совместимость. Цели должны быть совместимыми друг с другом и не противоречащими друг другу. 8. Мотивированность. Менеджер должен заинтересовать подчиненного, чтобы тот стремился к достижению поставленных перед ним целей.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |