Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Креативный кластер в контексте социокультурных проблем региона

Федотова Н.Г., к.филос. наук, доцент кафедрыТеории истории и философии культуры НовГУ

За последние два десятилетия в социокультурном пространстве России произошли масштабные перемены, вызванные целостной трансформацией российского общества. Динамика современности вызывает многочисленные проблемы в сфере культуры, часть из которых напрямую связана с поиском устойчивых векторов, которые бы детерминировали стратегию развития социокультурной среды в российских регионах. Причем речь идет скорее о наработке новых принципов, механизмов и способов культурного развития, о региональной поддержке конструирования новых форм культурных практик.

Рыночные тенденции стали серьезным испытанием для сферы культуры, оказавшейся в секторе неприбыльной деятельности. Ситуация осложняется и культурно-политическими проблемами формирования стабильных инструментов финансирования, пересмотра управленческих рычагов в сфере культуры, налаживания законодательной базы.

Многоуровневая культурная сфера, представленная и традиционной культурой, и арт-культурой, и молодежной культурной индустрией, а также включающая театры, музеи, выставочные залы, книгоиздание, кинематограф и т.п. выполняет весьма важные социальные функции, связные с образованием, воспитанием, процессами социализации, инкультурации, идентификации и многим другим. Вместе с тем, возможности культурной сферы заключаются не только в обозначенном контексте, они превосходят по своему потенциалу функцию сохранения, трансляции наследия культуры.

Мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона (от архитектурных комплексов до уникальных культурных мест, мифов, преданий, фестивалей) может быть использован не только в целях воспитания и приобщения к духовному наследию. Культура может выступать как мощный региональный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс провинциальной территории, стать фундаментом ее интенсивного развития.

В середине 90-х годов в Европе начались серьезные исследования сферы культуры по изучению процесса, с помощью которого культура становится определенного рода капиталом, двигателем экономического роста. Ученые на многочисленных примерах показали, что культура может рассматриваться как стратегический фактор социально-экономических перемен. Изучая потенциал культуры региона и его способность подпитывать, стабилизироваться разные виды экономической деятельности, специалисты пришли к выводу о том, что культура, при определенных финансовых вложениях, может обладать свойствами катализатора региональных изменений.

Следует признать, что сегодняшняя «эйфория» экономизма, расставляющая соответствующие приоритеты развития российских регионов, затрудняет понимание важности культурных ресурсов как основы для политических и экономических решений. Такого рода среда создает благоприятную культурную и социальную атмосферу для человека как основной движущей силы любой инновации, модернизации. В частности, данный вопрос напрямую связан с провинциальной болезнью «утечки» талантливых людей и одаренной молодежи за границу, в столичные города.

Между тем, все чаще появляются и утверждения о том, что «в современном мире культура становится важным фактором, определяющим финансовые вложения – инвестиции, а также мощным инструментом политики развития территорий» [1, С.53]. В современных научных публикациях культура понимается как ключевой ресурс региональной экономики, своеобразный капитал в развитии локальных территорий [2, С. 23-33 ].

Интерпретация сферы культуры как ресурсного потенциала региона способна дать новые приоритеты в осознании ее назначения и возможностей, маркированных не только сохранением культурно-исторического наследия. Культурные ресурсы, как и любой другой вид ресурса, при соблюдении определенных условий, могут приносить «прибыль». Исследователи нередко полагают, что культурные ресурсы – это «сырье, которое приходит сегодня на смену углю, стали и золоту» [3, С.30].

Подобные теоретические взгляды находятся на стыке исследований об экономике и культуре, и в итоге приводят к обновленному пониманию возможностей сферы культуры в наши дни. В частности, речь идет о креативной экономике, которая основана на интеллектуальной деятельности, на генерации новых знаний, проектном мышлении, креативном воображении и творчестве. Креативный, творческий потенциал становится важнейшим ресурсом производства. Преимуществом креативной экономики, как показывает мировой опыт, является ее способность не только отказаться от сырьевой зависимости, но и обеспечить стабильность развития конкретного региона, повысить инвестиционный климат, создать благоприятные социокультурные условия для общества. Причем ключевым звеном такого рода экономики становится креативный класс — люди, способные к творчеству, к созданию чего-то нового.

Известный экономист и философ Ричард Флорида на примерах из опыта многих стран показал, что в процессе развития конкретных территорий и регионов важное место занимает креативная среды как сфера для жизни и процветания креативных людей. Регион является главной организационной матрицей сочетания рабочих мест и людей, и именно регион может привлекать инвестиции через сферу творчества и культурные ресурсы. При этом существуют технологии, раскрывающие подробности данного процесса, в котором участвуют учреждения культуры, местное сообщество, бизнес-элиты, власть и т.д. Формируя креативную среду, профессионалы и особый класс, называемый «креативным», тянут за собой инвестиции, вложения, туристов, своих коллег и многое другое, что в совокупности и обеспечивает постепенный рост небольших территорий. Р. Флорида убедительно показал, что именно креативность, как «способность создавать значимые новые формы» [4, C. 19], становится движущей силой современной экономики. И для развития конкретного места важно создавать культурные условия, центры творческой активности, которые в итоге становятся благоприятной креативной средой для проживания в этом месте людей особого рода — креативного класса, т.е. людей, способных генерировать изменения. Место с развитым культурно-досуговым сектором, креативным климатом, где люди могут заявить о своих идеях, реализоваться, становится решающим фактором в развития региона.

Межу тем, в данном контексте культура играет скорее опосредованную роль, создавая лишь плодотворную среду для процветания региональной экономики. Тогда как существуют и иные теоретические взгляды, которые описывают более конкретные способы капитализации культуры, или возможности непосредственного использования культурного потенциала регионов в решении целого спектра социально-экономических проблем.

Местом встречи экономики и культуры в наши дни нередко называют креативные индустрии, которые являются частью весьма популярной креативной экономики как экономики знаний, творчества и инноваций. Стоит в данном случае заметить, что креативная экономика предполагает постоянную опору на производство инноваций. При этом инновационность, по мнению М.В. Гнедовского [5], включает наличие не только наукоемких производств, но и развитие творческих (креативных) индустрий как устойчивых практик взаимодействия творчества и коммерции.

Задачей креативных индустрий является создание и реализация творческого продукта: книги, дизайн-проекта, фильма, сувенира и т.д. Иными словами, в результате подобной деятельности происходит коммерциализация идеи, что и приносит определенную прибыль.

Креативные индустрии базируются на творческих способностях людей, которые совместно с менеджерами и технологами создают культурные товары и услуги. Кроме того, креативные индустрии, как правило, образуются в виде кластерного пространства, что и способствовало образованию во всем мире креативных (творческих) кластеров.

Впервые обосновал концепт кластера Майкл Портер в работе «Международная конкуренция» [6] и определял его как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и дополняющих друг друга. Эффект и преимущество кластера кроется в синергийной деятельности его участников, которые имеют возможность осуществлять свою работу при межотраслевом взаимодействии малых предприятий и форм. Сегодня кластерный подход является неотъемлемым элементом инновационного развития регионов, и потому он был активно воспринят в большинстве стран мира на государственном уровне [7, С. 174].

Кластер является наиболее оптимальной формой для инновационного развития любой сферы деятельности (от индустрии культурных продуктов до нанотехнологий). Именно кластеризация создает для взаимодействия творчества и коммерции особые условия, предоставляя весьма благоприятные условия развития и одного и второго.

Креативный кластер представляет собой объединение производителей продуктов в творческих индустриях. Возникновение креативного кластера имеет своей целью создание результатов творческого труда, а также их последующую реализацию.

Важно отметить, что при создании творческих продуктов в кластере существует особый этап работы, связанный с тем, что называется индустрией. В процессе реализации творческого мастерства, таланта появляется произведение как итог творчества, которое доступно либо в момент его исполнения, либо предназначено для небольшой аудиторией. Однако, творения дизайнеров, художников, музыкантов и многих других носителей креативных идей могут быть коммерчески успешными. Возможность выхода за рамки творчества ради творчества рождает эффект креативной индустрии, который возникает в результате маркетинговых стратегий, обработки информации с помощью мультимедиа (что приводит к тиражированию), при налаженном взаимодействия с менеджерами, с партнерами, спонсорами и пр.[8]. Производство и потребление результатов творческого труда становятся звеньями одной цепи, и это открывает новые перспективы как для сферы культуры, так и для экономки.

Среди творческих индустрий специалисты отмечают следующие секторы: мода, дизайн, реклама, архитектура, декоративное искусство и ремесла, музеи и культурный туризм, кино- и видеоиндустрия, мультимедиа и компьютерные игры, музыка и звукозапись, исполнительские искусства и сфера развлечений, литература и издательское дело. Соответственно, существуют и различные креативные (творческие) кластеры, образование которых во многом зависит от наличия и особенностей региональных культурных ресурсов. Так, существуют креативные кластеры, которые направлены на поддержку визуального искусства, другие основаны на музейной коммуникации, третьи предполагают акцент на декоративно-прикладных искусствах. Существуют в мире и такие креативные кластеры, которые имеют мультикультурные характеристики.

Таким образом, сфера культуры может рассматриваться сквозь призму ее ресурсного потенциала, и этот потенциал может быть положен в основу кластерного развития конкретного российского региона. Причем в сферу культуры, как уже отмечалось, включены не только процессы производства творческих продуктов, но и институты, работающие с культурным наследием, с исторической традицией, а также отрасли, связанные с культурно-досуговой деятельностью. Поэтому креативные кластеры могут создаваться как центры, стягивающие в одно место различные практики, отрасли и звенья культурного процесса.

Образование такого творческого кластера может благотворно повлиять как на социокультурную, так и экономическую ситуацию в регионах. Прежде всего, следует сказать об оформлении городской среды путем создания публичного пространства, социокульутрной атмосферы, а попутно и условий для творчества. Как показывает европейский и азиатский опыт, с открытием креативных кластеров, появляются коммуникативные площадки, места, события, связанные с различными направлениями: от дизайна и скульптуры до народного ремесла. Обновляемая и динамичная городская среда является прекрасным дополнением традиционной сфере культурного наследия, что создает условия для развития культурного туризма.

Далее, налаженное взаимодействие творчества и коммерции открывают перспективы для модернизации культурных институтов. Сфера культуры нуждается в новых форматах, в новом имидже, чтобы конкурировать с коммерческими проектами, хотя для этого требуется серьезная поддержка со стороны региональных властей. Учреждения культуры переживают период адаптации к условиям рынка, что стимулирует их на поиск инновационных форм реализации собственных ресурсов. Отдельные виды творческой деятельности могут быть коммерчески успешны, а, значит, и стать частью творческого кластера. К этому предрасположены те учреждения, которые работают на рекреацию (например, выставочные залы, КДУ), а также связанные с культурным туризмом (например, музеи). В сфере культуры требуется открыть путь инновации, несмотря на то, что здесь ценится традиция, искать новые формы для реализации творческого потенциала.

И, наконец, работа творческого кластера становится стимулом для повышения инновационного потенциала экономики, креативной экономики, которая является серьезной альтернативой сырьевому экономическому развитию. Определяя креативные индустрии приоритетным направлением экономики, правительства зарубежных стран превращают этот сектор в весомый источник доходов. Позитивным следует назвать тот факт, что создавая креативные кластеры, в регионах появляются дополнительные рабочие места, появляется долгосрочная перспектива развития.

Все это ведет к общему результату, работающему в целом на регион: развитие инфраструктуры, занятость и рабочие места для молодежи, возможность для реализации творческой инициативы, приток туристов, оформление городской среды, облагораживание территорий, аренда пустующих заводов. Именно в связи с этим в конце 1990-х годов креативные индустрии были признаны ключевым, стратегически важным элементом социального и экономического развития в постиндустриальных городах Европы и США. Позже к ним присоединились и страны Дальнего Востока.

В Великобритании, правительство которой взяло курс на постиндустриальное развитие и креативную экономику, творческие индустрии стали своеобразным антикризисным средством как для страны, так и регионов. В ряде неблагополучных промышленных британских городов создание творческих кластеров оказало сильное влияние на их благополучный образ и тем самым были созданы условия для экономического роста.

С начала 2000-х годов многие города мира стали двигаться в направлении развития креативных индустрий. При этом абсолютным лидером в производстве творческих продуктов считается США, куда ежегодно уезжает творческая, креативная молодежь. В некоторых американских городах существуют условия для того, чтобы молодые талантливы люди реализовали свои самые смелые креативные идеи в различных сферах творческих индустрий.

Стоит отметить, что мировой опыт в данном контексте весьма многообразен, и страны практикуют различные сценарии формирования творческих кластеров. Культурные и национальные особенности накладывают отпечаток на стратегии развития творческих кластеров и их наполнение. Например, в Финляндии сюда включены парки аттракционов и рекреационная деятельность [9, С. 202-216]. В Шанхае основной акцент творческих индустрий был сделан на рекламе и творческих продуктах, созданных с помощью мультимедиа и 3D, здесь же было предусмотрено целенаправленное формирование тысяч креативных парков, пространств и особых культурных зон. В Швеции успешно функционирует мультикультурный проект «Subtopia» как подтверждение того, что институты культуры, коллективы, организации могут стать не расходной, а доходной статьей бюджета города [10].

В Вене существует кластер-музей « MuseumQuartier 21», особенность работы которого вновь в синергийной (совместной, объединенной связями) деятельности. В венском культурном центре сообща трудятся талантливые люди в рамках целого ряда отраслей визуального искусства. Среди реализующихся проектов: форум дизайна, фестиваль моды и причесок, презентации музыкальных альбомов, записанных в студии кластера, кулинарный фестиваль и пр. Все это в итоге формирует мультикультурный центр искусства, где можно наблюдать и процесс создания творческого продукта, и присутствовать при его презентации или реализации.

В целом же, образование креативных кластеров происходит идентично, с обязательной поддержкой со стороны государственных или региональных властей, которые могут создать благоприятные условия для взаимодействия представителей бизнеса и творческой среды. Креативные кластеры образуются в том случае, если культуре и бизнесу предоставить на льготных условиях невостребованные площади, обеспечить возможность сотрудничества и поддержки на каком-либо уровне.

Мировой опыт свидетельствует о различных наполнениях кластеров, о неодинаковых сценариях и формах возникающих социальных и финансовых партнерств. Тогда как местом роста креативных кластеров нередко становятся помещения бывших заводов и фабрик. Например, в Хельсинки фирма «Нокиа» перестала производить кабель, и освободившиеся площади были переданы группе людей, которые напрямую связанны с искусством. Сегодня в творческом кластере «Cablefactory» трудятся и художники-авангардисты и мастера народных промыслов, здесь существуют помещение для проведения массовых мероприятий, для выставок, презентаций, фестивалей, галерея современного искусства и маленькие выставочные залы. На фабрике ежедневно работает около 900 человек [11, С. 27].

В России создание креатвных кластеров может быть связано не только с решением социокультурных или экономических проблем, но и с созданием условий для повышения конкурентоспособности городов и регионов. К сожалению, следует констатировать, что в России только начинают складываться предпосылки по внедрению креативного потенциала в сферу индустрии, несмотря на богатейшие культурные ресурсы регионов.

Тенденции развития кластерной культуры наблюдаются, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге. Подобные кластеры похожи между собой и представляют арт-центры, связанные с деятельностью в области современного искусства. Например, в Москве существует центр Дизайна «А rtplay», который собрал под своей крышей известных архитекторов, проектировщиков, дизайнеров, художников, инженеров, а также поставщиков и продавцов мебели, отделочных материалов и специального оборудования. Этот центр стал местом для профессиональной деятельности, а также местом для проведения досуга, публичным пространством, неким культурным центром нового типа.

В российских городах (Пермь, Красноярск, Петрозаводск) креативные индустрии постепенно находят пути своего развития. Нередко это происходит в результате реализации творческих проектов, грантов, при поддержке различных организаций и структур, а также вследствие проведения соответствующей культурной политики в регионах. В Томске в конце 2011 года было принято решение о создании в городе кластера с реализацией 12 проектов, которые продемонстрировали возможность максимального использования историко-культурные ресурсов (в проекте «Сибирская слобода» предусмотрены музей славянской мифологии, гончарные мастерские, плотницкий центр, а также презентационная площадка ремесел).

Одним из интересных вариантов креативного кластера, которые направлены на развитие культурного туризма, следует признать амбиционную кластерную концепцию города Коломна. Здесь был разработан инновационный проект культурно-туристического кластера, направленного на создание в центре города новой модели освоения культурного наследия. В работе будущего творческого кластера предполагается функционирование музейных мини-производств, мини-гостиниц, ремесленных мастерских, торговых рядов, садков, огородов и оранжерей, актуализирующих традиционный образ жизни русского провинциального города и воспроизводящих купеческий быт. В процесс творческого производства планируется включить различные части креативного кластера: театр, фото, музыка, сувениры, архитектура, киностудия, издательство, литература и прочие секторы.

Между тем, многие регионы России обладают уникальными культурными ресурсами, способными стать основой для развития креативного кластера. При этом важно создать благоприятную среду для эффективного взаимодействия культуры и коммерции с учетом анализа мирового и отечественного опыта.

Обобщая существующие практики создания креативных кластеров, следует заметить, что кластер представляет собой единое целое, и каждая его часть должна работать на общую идею, а организации и структуры функционировать в рамках единой маркетинговой стратегии, не выбиваясь из единой стилистики. Как отмечают исследователи, кластеры, включающие культурные ресурсы и способные работать на туристическую индустрию, должны быть выстроены в сеть, обеспечивающую связность между объектами посещений, куда бы были включены и учреждения культуры (музеи, памятные места, выставочные залы) [12, С. 83 ].

Стержнем кластера часто становятся аутентичные культурно-исторические памятники, вокруг которых формируется инфраструктура и сервисное коммуникативное пространство (рестораны, кафе, гостиницы). Преимуществом креативного кластера можно назвать наличие мобильных и динамичных конструкций, способных предоставить презентационные площадки для различных мероприятий и постановок. В организации кластера следует продумать его максимальное и многосекторное наполнение, включение различных структур, а также зависимость этого наполнения от времени, сезона, событий, праздников.

Однако, при формировании кластерной культуры следует учитывать и общероссийские проблемы, которые тормозят данный процесс: низкий доход большинства населения, устойчивое ментальное противоречие между культурой и коммерцией, проблемы с реализацией авторского права, слабое развитие малого и среднего бизнеса, кадровые проблемы, связанные с отсутствие грамотных арт-менеджеров, посредников между творцом и потребителем, отток творчески одаренных людей в другие страны, отсутствие на федеральном уровне приоритетов, связанных с поддержкой креативной экономики.

Стратегическими мерами по развитию креативного кластера могут стать как соответствующие приоритеты культурной политики в российских регионах, так и разработка конкретных проектов, программ по поддержке развития творческих индустрий, открытие арт-инкубаторов, создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, финансовых и налоговых стимулов как условий взаимодействия культуры и коммерции.

В заключении стоит заметить, что богатство культуры заключается не только в количестве памятников или подлинности культурных артефактов, но и в способности воспроизводить элементы и образы культуры в современном пространстве. Культура, наполняемая новым содержанием и новыми способами переживания, может успешно «работать» на конкретную территорию. Сегодня во многих городах мира творческие кластеры, как гроздья культуры, становятся одними из влиятельных рычагов, способных решить многочисленные социальные, культурные и экономические проблемы регионов.

1. Гончарик А.А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии // Без темы. — 2008, — № 1 (7).

2. Лэндри Ч. Креативный город. — М., 2006.

3. Федотова Н.Г. Культурный капитал как фактор региональной модернизации // Культурное обозрение. Информационно-аналитический сборник. № 2 (2010). — Великий Новгород, 2009. — 156 с.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М., 2005.

5. Гнедовский М.Творческие индустрии: Стратегия инновационного развития // http://old.interstudio.ru/projects/doclads/gnedovsky.htm.

6. Портер М. Международная rконкуренция. М., 1993.

7. Буренина И.В., Овчинникова А. А. проблемы формимрования кластеров // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 12 (43).

8. Гнедовский М. Творческие индустрии: Политический вывоз для России // http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii.

9. Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований // Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований / Ред. И.М. Быховская. М., 2010.

10. Энглен П. «Subtopia»: опыт построения успешного творческого кластера в Швеции» // http://www.creativeindustries.ru/rus/publications/lecture_englen.

11. Творческие индустрии в современном городе // Программа содействия малым проектам приграничного сотрудничества «Тасис». С-Пб, Хельсинки, Манчестер. Сентябрь 2002 г. / Под ред. Беловой Е., Кантелл Т. и др.

12. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурные кластеры и развитие туризма в дестинации // Материалы Международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», Петрозаводск. 8-10 июня 2010 г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение контрольных заданий по теме | По Общей части
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.