Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования современного менеджмента в Украине.




Классические и неоклассические теории менеджмента.

Существующие парадигмы менеджмента.

 

 

Классическая (административная) школа управления (1920-1950 г. г.) деятельность которой связана с именем Анри Файоля, который был на протяжении 30 лет руководителем крупной французской угольной компании, затем обобщил опыт своей работы и создал “теорию администрации”. Он сформулировал 14 принципов деятельности высшего звена управления:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единоначалие.

5. Единство направления деятельности.

6. Подчинение личных интересов общим.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (иерархия управления).

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Стабильность.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

А. Файоль первым выделил основные функции управления, осуществил их классификацию и привел характеристику, обратив особое внимание на административную функцию. Заслугой Файоля является постановка вопроса о необходимости выделения менеджмента в особый объект исследования.

Близкая к позициям «классической» школы и так называемая школа «рациональной бюрократии» прусского социолога Макса Вебера (1864-1924), который отстаивал мнение о том, что необходимо управлять на безличной основе посредством четко определенных должностных обязанностей. Менеджеры не должны быть собственниками бизнеса, поскольку могут действовать субъективно и рискованно. Критериями отбора и продвижения должна выступать компетентность, а эффективность труда зависит не от личных характеристик, а от формальной власти.

К неоклассическим теориям менеджмента относят школу человеческих отношений и школу организационного поведения.

Школа человеческих отношений (1930 – 1950 г.г.) осуществила перенос акцента с управления на отношения между людьми. Представители этой школы Мэри Паркер Фоллетт (1868-1963 гг.) и Элтон Мейо (1880-1949 гг.). Доказали, что высокую производительность труда обеспечивает не только рационализация труда, но и взаимоотношения между людьми в процессе труда. Э. Мэйо на основе эксперимента разработал «эффект Хоторна», который гласит «…особое отношение – даже плохое -может из-за человеческого фактора принести положительный результат».

Поведенческая школа (1950 г. – до настоящего времени) развивает и усовершенствует методы управления. Яркие представители данной школы - К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг, А.Маслоу. Используют методы межличностных отношений с целью удовлетворения условиями труда и методы психологии для самореализации потенциала работников.

Д. Макгрегор сформулировал теорию Х и теорию Y.

Теория Х.

1. Обычный индивид не любит работать и избегает труда.

2. Большинство людей относится к труду с антипатией, менеджеры должны их принуждать, контролировать и направлять их действия.

3. Обычный работник обладает небольшими амбициями, избегает ответственности и хочет, чтобы им руководили, высоко ценит свою безопасность.

Теория Y.

1. Труд для человека так же естественен, как игра или отдых.

2. Неправильно рассматривать контроль и принуждение как единственно возможные способы побуждения к труду.

3. При определенных условиях обычный индивид не только готов принимать на себя ответственность, но и берет на себя дополнительную ответственность.

4. Большинство работников способны проявлять инициативу.

5. В современных условиях интеллектуальный потенциал среднего работника используется не полностью.

А.Маслоу изучал потребности человека, на основе чего разработал иерархию потребностей работников и теорию мотивации, которая была построена на следующих предположениях: 1) человеческие склонности нуждаются в удовлетворении; 2) человеческие действия направлены на удовлетворение потребностей, но часто индивид не имеет возможности это сделать. Подчеркивал, что не следует переоценивать значения денег в стимулировании работников, делал акцент на том, что необходимо уделять внимание благоприятной атмосфере в коллективе, где работники могут проявлять свои способности.

Во второй половине XX в. в менеджменте появились такие подходы к управлению как процессный (с конца 50-х годов), системный (с середины 70-х годов) и ситуационный (80-е года).

Процессный подход сформировался в 50-е годы ХХ в., рассматривает управление как серию взаимосвязанных действий, которые называются функциями управления. (Процесс управления - это общая сумма всех функций).Особое место в развитии этого подхода принадлежит американским ученым - основоположнику кибернетики Норберту Винеру (1894-1964 гг.) и экономисту Кеннету Боулдингу (родился 1910 - 1993гг.), Ричарду Джонсону, Фремонту Касту и Джеймсу Розенцвейгу. Наибольший вклад в его развитие сделал Честер Бернард (1886-1961гг.), который рассматривал организацию как социальную систему и Питер Друкер (1909 - 2005гг.), который концентрировал внимание на роли профессионализма менеджера, самоуправлении, организационной направленности и т.п.

Системный подход рассматривает организацию как единое целое, которое имеет свойства, отличные от свойств ее элементов. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой и внешней средой в процессе достижения поставленных целей.

Ситуационный подход возник в 60-е годы XX в., требует принятия оптимального решения, которое зависит от отношений между внутренней и внешней средой организации, предусматривает использование менеджерами различных приемов и методов управленческой деятельности и отказ от обобщения и выявления универсальных закономерностей функционирования системы. Под ситуацией понимается конкретный комплекс обстоятельств, которые влияют на функционирование организации в конкретный период времени. Основные положения ситуационного подхода разработаны Питером Друкером, Игорем Ансоффом (1918 – 2002 гг.) и Майклом Портером (нар. 1947).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.