Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории спроса и предложения. индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Неценовые факторы спроса и предложения.




История денег

Закономерности возникновения денег. Функции денег. Денежные агрегаты. М0,м1,м2,м3. Количество денег, необходимое для обращения товаров. Формула Фишера.

 

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

 

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

· Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег).

· Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность).

  • Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары.
  • Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее

Предполагается, что до появления денег был бартер — прямой безденежный обмен товарами. В различных регионах мира использовали в качестве денег различные вещи (товарные деньги). Постепенно роль денег перешла к металлам. С VII века до н. э. в обращении появляются чеканные монеты. Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году.

Денежные агрегаты - виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности.
- МО - наличные деньги;
- М1 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования;
- М2 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады;
- МЗ - наличные деньги, чеки, вклады;
- L - наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги.

 

где

М - масса реализуемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

С.о. - средняя скорость оборота (сколько раз в году оборачивается рубль).

 

Формула Фишера

где — денежная масса;

— скорость обращения денег;

— уровень цен;

— объём производства.

7. Эволюция денежных систем. Кредитные деньги – банкноты.

Исторически сложившееся, организуемое и регулируемое законами де­нежное обращение страны представляет собой ее денежную систему.

С учетом исторически существовавших денежных систем логичной выглядит следующая классификация основных типов денежных систем: товарные; металлические; фидуциарные. Существуют также смешанные и переходные типы денежных систем.

В условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм –зо­лото и серебро:

1) система параллельной валюты, при которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке;

2) система двойной валюты, при которой это соотношение диктует­ государство;

3) система «хромающей» валюты, когда золотые и серебряные мо­неты служат платежными средствами, но не на равных основаниях.

Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом, и одновременно в обращении на­ходятся другие знаки стоимости: банкноты, казначейские билеты, размен­ная монета, обмениваемые на золото.

Существовали три разновидности золотого монометаллизма:

· золотомонетный стандарт (золото выполняет все функции, а в обращении находятся золотая монета и знаки золота)

· золотослитковый стандарт (банкноты обмениваются на слитки, но при предъявлении определенной суммы)

· золотодевизный стан­дарт. (обмени­ваются на девизы, то есть на иностранную валюту, включая золото)

В фидуциарных денежных системах денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, не обмениваются на золото. Они сформировались вместе с переходом от металлического денежного обращения к бумажному. В настоящий период выделяют три вида фидуциарных денежных систем:

1) переходная, сочетающая металлическое и бумажное обращение;

2) полный бумажный фидуциарный стандарт;

3) электронно-бумажные денежные системы.

Все денежные системы, основанные на обороте кредитных денежных знаков, имеют общие черты:

1) вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах, в основном в банках в виде сокровища;

2) выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кре­дитных операций банков;

3) развитие безналичного оборота, сокращение наличного денежного оборота;

4) создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирова­ния денежного оборота со стороны государства.

 

Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). Цель -сделать денежный оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в наличных деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безналичного оборота.

 

Банкнота - деньги, выпускаемые центральным банком. Они начали выпускаться в 17 веке. В отличие от векселя банкнота означает бессрочное долговое обязательство, обеспечивается гарантией центрального банка, который во многих странах является государственным. Центральные банки стран выпускают банкноты определенного вида и размера. Банкноты являются национальными деньгами на территории, данной страны. Для изготовления банкнот используется специальная бумага, также принимаются меры по защите банкнот от подделок.

Банкнота поступает в обращение в тот момент, когда банки предоставляют кредиты государству и при обмене иностранной валюты на банкноты, данной страны. Банкноты нельзя обменивать на золото.

 

 

 

Спрос - часть потребностей, обеспеченная деньгами.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях, чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот.

 
 

 

 


Из-за изменения цены происходит перемещение точек. P – цена (у.е.), Q – количество (единиц).

Это связано с эффектом замещения и эффектом дохода.

Эффект замещения предполагает, что когда цена растет на данный товар (переход от точки в к точке а), покупатели замещают данный подорожавший товар другим, более дешевым.

Эффект дохода учитывает такие понятия как реальный и номинальный доход. Если номинальный доход показывает количество денег, полученное за что-то, то реальный доход показывает количество материальных благ, которые можно приобрести за номинальный доход, что тесно связано с уровнем цен. Если цена на данный товар растет (переход от точки в к точке а), реальный доход покупателя падает и, соответственно, падает спрос на товары.

Когда на спрос влияют неценовые факторы, кривая спроса D смещается вправо при увеличении и наоборот.

 

Предложение показывает количество товаров, которое продавцы готовы предложить в данное время при данных ценах.

Закон предложения: при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше объем предложения (так как это выгодно).

 

 


 

 

Когда на предложение S влияют неценовые факторы кривая S сдвигается вправо при увеличении и наоборот.

Если цена выше равновесной - возникает избыток. Если цена ниже равновесной, возникнет дефицит. Эти колебания будут до тех пор, пока при некой цене (P0) объем спроса не будет равен объему предложения.

Так как разные факторы влияют на спрос и предложение, равновесные цена и количество со временем меняются.

 

Эластичность – реакция, мера реагирования одного фактора на другой.

Эластичность спроса по цене показывает реакцию покупателя на изменение цены. Используется при проведении ценовой политики фирмы, учитывается государственными органами при налогообложении.

Эластичность спроса по цене определяется:

1. По показателю общей выручки

2. По коэффициенту эластичности (Э).

 

Если |Э|>1, спрос эластичен

Если |Э|<1, спрос неэластичен

Если |Э|=1, единичная эластичность

Если |Э|=0, абсолютно неэластичен

Если |Э|= ∞, абсолютно эластичен

Факторы эластичности спроса по цене:

1) Наличие заменителей (чем больше заменителей, тем эластичней спрос).

2) Доход потребителя (чем выше доход, тем ниже эластичность спроса).

3) Товар ли это первой необходимости или предмет роскоши

6) Универсальный или специализированный товар: на универсальный товар спрос эластичен, на специализированный – нет.

7) Значение цены: если цена приближена к круглым числам и имеет нечетное значение – спрос эластичен.

Перекрестная эластичность показывает реакцию покупателя одного товара на изменение цены другого товара.

 
 


 

 

1) На товары – заменители (субституты) коэффициент Э>0.

2) На взаимодополняющие друг друга товары Э<0

3) Независимые товары (цемент и хлеб), Э=0

Эластичность спроса по доходу показывает реакцию потребителя на изменение дохода.

 

 

 

Эластичность предложения по цене – это реакция продавца на изменение цены. Определяется с помощью коэффициента эластичности.

Если |Э|>1, спрос эластичен.

Если |Э|<1, спрос неэластичен.

Если |Э|=1, единичная эластичность.

Если |Э|=0, спрос абсолютно не эластичен.

Если |Э|= ∞, спрос абсолютно эластичен.

чем больше времени проходит, тем эластичней предложение.

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.

Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (рис. 6.2).

От индивидуального спроса следует отличать совокупный рыночный спрос. Последний представляет собой сумму индивидуальных спросов на рынке для каждой цены товара.

 

 

Неценовые факторы - факторы, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, запасы и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 99; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.