Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При этой форме организации экономики приоритетное место отводится не цене, а диктату руководителя, сознательно все планирующего и организующего.




Иерархия

Спонтанный порядок

Под предприятием

Одним из основных экономических агентов является фирма.

Ценные бумаги и фондовая биржа

Государство как предприниматель. Унитарные предприятия

Основные формы организации предпринимательства

Экономическая природа фирмы

Малый бизнес: индивидуальное предпринимательство и товарищество

Крупный бизнес: акционерное общество

1. Экономическая природа фирмы

Фирма как субъект рынка

Фирма -

это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких предприятий, которая:

Ø самостоятельно принимает решения;

Ø использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

Ø стремится к максимизации прибыли.

принято понимать имущественный комплекс – совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т.д.

Первоначально фирма (от итал. firma – подпись) означала торговое имя коммерсанта.

Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию.

Конечная цель деятельности фирмы – максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Существуют две основные формы организации хозяйственной деятельности: спонтанный порядок и иерархия.

предполагает согласование действий через рынок, когда решение принимается участником сделки самостоятельно на основе собственных мотивов и имеющейся информации.

Как правило, при этом значительное влияние на принятие решения оказывает информация о ценах.

предусматривает подчинение индивидуальных действий отдельных участников распоряжениям центральной власти

(«иерархия» происходит от греч. hierarchia — священная власть).

Роль координатора в иерархической системе выполняет руководитель.

Его приказы безоговорочно принимаются подчиненными и обязательны для исполнения.

В отличие от стихийного рыночного порядка
фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности.
Рынок предполагает обособление средств производства,
фирма – их концентрацию.

В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля,
на фирме – прямые.
Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах,
фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Если исходить из того, что рыночный механизм достаточно совершенен, что только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает взаимное согласование цен и объемов экономических благ, то непонятно, зачем нужны фирмы, почему они возникают?

В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы.
Наибольшее признание получила теория американского экономиста Рональда Коуза.

Ее суть состоит в следующем:
фирма как экономический институт возникает в ответ на дороговизну рыночной координации.

В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые могли бы нести индивидуальные, не объединенные в организации производители.

Р. Коуз назвал их трансакционными издержками (от лат. transactio – сделка).

Трансакционные издержки – это расходы, связанные не с производством как таковым, а с его организационной стороной, т.е. процессом налаживания отношений между рыночными агентами в ходе заключения ими различных сделок.

Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:

1. На сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг).

2. На проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов).

3. На контроль за соблюдением условий договора.

4. На юридическую защиту контракта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.