Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества




1. Кардинальные задачи социальной политики, сформулированные глобально, известны и общепризнанны: повышение жизненного уровня населения, изживание абсолютной бедности, уменьшение чрезмерной имущественной дифференциации, полнокровное функционирование учреждений социальной сферы и т.д. В текущей же ситуации социальная политика ставит перед собой столь же бесспорные, но гораздо более скромные цели: своевременная выплата заработной платы, пенсии и пособий, постепенное преодоление разрыва между низкими зарплатами и пенсиями и прожиточным минимумом, постепенное приближение к более реальной оценке прожиточного минимума, "выживание" социальных учреждений.

Более дискуссионные вопросы о том, как обеспечить социальные нужды необходимыми ресурсами, как сделать систему социальных учреждений более эффективной, на каких принципах базировать удовлетворение различных социальных нужд и какие применять при этом социальные технологии. В обществе все большее признание получает необходимость глубокого реформирования социальной сферы. При этом важно отдавать себе отчет в том, что реформирование социальной сферы, подталкиваемое обострившимися ресурсными ограничителями, необходимо и вне связи с этими ограничителями. Необходимость реформирования отражает потребность в осовременивании социальной сферы, обновлении социальных технологий для более эффективного и отвечающего нынешним нуждам общества решения социальных проблем. Одновременно нужно подчеркнуть, что такое реформирование является непременным условием более эффективного использования ресурсов, направляемых на соц. цели. Представляется, что имеющиеся в обществе расхождения в подходах к принципам функционирования социальной сферы или в выборе путей ее реформирования имеют двоякий характер: с одной стороны, они отражают столкновение различных мировоззренческих и политических установок, которые, как это часто бывает в политике, в немалой мере порождены не объективным анализом, а соображениями борьбы с политическими оппонентами; с другой стороны, это - профессиональная дискуссия, имеющая целью нахождение оптимального решения социальных проблем. Эти два аспекта борьбы мнений заслуживают, естественно, разного к себе отношения и разного реагирования. Следует отметить, что, на мой взгляд, первый аспект становится менее выраженным. Оппозиция принципам реформирования социальной сферы под влиянием объективных обстоятельств ослабевает, в ней делается акцент чаще не на огульном отрицании, а на необходимости взвешенного подхода к реформированию, что само по себе не вызывает возражений. Становится более плодотворной и профессиональная дискуссия по проблемам социальной политики.

2. Целевые установки и возможности социальной политики не существуют в обществе сами по себе. Они являются одним из функциональных проявлений существующей социально-экономической системы, реализации ее потенциала развития. Но этой констатацией нельзя ограничиваться. Требуется и другой, более глубокий подход к формулированию необходимого содержания социальной политики - с позиций объективных требований развития общества, его прогресса, повышения отдачи социальной сферы для благосостояния человека. Сопоставление этих подходов с современными российскими реалиями ведет к констатации противоречий и тупиков, с которыми все более сталкивается формирующаяся в России бюрократическо-олигархическая социально-экономическая система, не создающая должных материальных и социально-организационных основ для рациональной и результативной социальной политики.

Размышляя о необходимости такой политики, иногда обращают взор к принципам и механизмам функционирования социальной сферы в условиях "реального социализма". Не умаляя его достижения в социальной сфере, которые в некоторых аспектах находились на передовом мировом уровне, нельзя не отметить наличие многих внутренних ограничителей социального развития, заложенных в самих принципах и механизмах функционирования социальной сферы того времени. Это - абсолютизация государственного патернализма, всеохватывающее государственное рационирование, уравнительность, уживающаяся с неоправданными привилегиями, пресловутый остаточный принцип финансирования и т.д.

Реформаторская социальная политика противопоставляет глобальной бесплатности, за которой зачастую для многих скрывалась недоступность социальных благ, ориентацией на доступность этих благ, реализуемую на основе не только частичной бесплатности, но и приемлемого уровня оплаты, который будет достигнут на основе повышения доходов населения при изживании дефицитности социальных благ, включая лекарства, рекреационные услуги и т.д. Льготам привилегиям противопоставляются льготы вспомоществование для действительно нуждающихся в нем. Стремлению декларировать массовый охват социальными услугами всего населения, включая людей, способных получить эти услуги за счет собственных доходов, противопоставляется концентрация внимания на удовлетворении наиболее социально уязвимых слоев населения; "усредненности" социальной политики противопоставляется избирательный, адресный подход, гарантирующий целенаправленное использование социальных затрат; жесткому государственному лимитированию и распределению социальных благ противопоставляется создание возможностей зарабатывания и беспрепятственного получения этих благ (прежде всего жилья) самими людьми, имеющими для этого предпосылки при ограничении масштабов бесплатного или льготного предоставления благ только для социально слабых слоев. Недооценке эффективности социальных затрат противопоставляются различные механизмы использования рыночных отношений между государством, его бюджетом и учреждениями социальной сферы при сохранении внерыночного, бесплатного или льготного предоставления различных социальных благ и услуг непосредственно населению.

При этом нельзя оставлять без внимания те социальные угрозы, которые могут возникнуть при неправильной реализации вышеназванных подходов. Так, внедрение платности в социальную сферу может принять асоциальные масштабы и формы, обусловив недоступность тех или иных социальных благ и услуг для низкодоходных слоев населения. Адресность социальной помощи может быть извращена формализмом и бюрократизмом. Может возникнуть слишком глубокий, не приемлемый для общества разрыв между качеством социальных услуг, предоставляемых высокодоходным группам населения, и качеством социальных услуг, приходящихся на долю мало обеспеченных. Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нужно, в частности, отдавать себе отчет в том, что удовлетворяемые в этих странах социальные требования в настоящее время значительно превосходят те, которые удавалось удовлетворять в условиях "реального социализма" как с точки зрения величины затрат на социальные нужды в расчете на одного жителя, так и с точки зрения рациональности их использования. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Мировой опыт позволяет дать ответ на сложный для российского общества вопрос о взаимодействии развития рыночных отношений с социальным развитием. Социальное развитие в своей основе нельзя противопоставлять утверждению в экономике регулируемых рыночных механизмов. Именно они при их разумном использовании создают материальную базу и некоторые важные социальные и социально-психологические условия для расширения производства ресурсов, направляемых на социальные цели, и для рационализации их использования. Мировой опыт свидетельствует и о том, что могут быть созданы эффективные механизмы поддержки социальных отраслей, деятельность которых при непосредственном контакте с потребителем социальных благ и услуг не может определяться рыночными отношениями. Из этого следует, что трудности российской социальной сферы нельзя трактовать как следствие перехода к рынку. Они говорят лишь о том, что рыночные отношения не приняли цивилизованного характера, а государство в силу ресурсных и организационных причин оставило социальную сферу без необходимых регулирования и поддержки. Представляется вполне очевидным, что ориентация на возврат к социальным технологиям, механизмам, нормативам, действовавшим в социальной сфере советского периода, не могла бы дать положительных результатов. Вместе с тем сравнение нынешней ситуации в социальной сфере с периодом предшествующих десятилетий позволяет еще отчетливее представить себе неприемлемость существующего ныне положения. Выход из ситуации видится в продолжении процессов реформирования общества, в том числе его социальной сферы. В этой связи особенно важно глубоко анализировать накапливаемый опыт реформирования с тем, чтобы, с одной стороны, вносить необходимые коррективы, а с другой стороны, не игнорировать, а тиражировать позитивные моменты, свидетельствующие, что изменения, например, в системе финансирования медицинских учреждений, функционировании жилищно-коммунального хозяйства и т.д. дают пока еще локальные позитивные сдвиги.

3. Когда мы говорим о кризисном состоянии социальной сферы, то в качестве главной причины называем резкое сокращение ее финансирования. Это в значительной мере справедливо, хотя и не снимает проблемы эффективности использования ассигнуемых средств. Действительно, произошло падение объема госбюджетных средств, выделяемых на социальные цели на всех уровнях государственного управления. Налицо резкое сокращение непосредственного финансирования учреждений социальной сферы за счет производственных предприятий путем "сброса" этих учреждений с баланса предприятий при скудости местных бюджетов. Определенную роль играет и уменьшение тех средств семейных бюджетов населения, которые могут быть выделены для удовлетворения различных социальных нужд на фоне распространения платности социальных услуг, официальной или теневой.

Можно сколько угодно призывать к соблюдению приоритетности социальных требований и критериев, к социальной ориентации экономики, но без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании всех производственных ресурсов, невозможно преодолеть скудость финансирования социальных нужд. Лишь экономический рост может служить надежной основой сильной социальной политики. Поэтому несостоятельны любые попытки оторвать принятие социальных решений от экономических возможностей общества.

Но перспективы экономического роста вырисовываются еще не достаточно отчетливо и, несмотря на произошедшие в прошлом году отдельные позитивные сдвиги в экономике, возможности ощутимого экономического роста в значительной мере до сих пор заблокированы. Этот факт анализируют преимущественно в чисто экономическом аспекте: не хватает капиталовложений и оборотных средств на производстве, не проводится широкомасштабных протекционистских мер во внешней торговле. Такой анализ чаще всего сопровождается призывами к государству: резко повысить роль государства в экономике, "повернуться лицом к отечественному производителю", оказывать государственную поддержку неперспективным производствам и т. п.

4. Не столько много говорится о том, насколько реалистичны и рациональны эти требования, насколько продуман механизм их осуществления, на какие цели они ориентированы, в какой мере они отражают заботу об экономике, а в какой - конъюнктурные соображения различных политических сил. А обращено внимание практически лишь на то, что эффективный экономический рост и сопутствующее ему оздоровление социальной сферы требуют не только узконаправленных мер по мобилизации тех или иных внутренних и внешних источников финансирования народного хозяйства, не только защиты перспективных производителей от иностранной конкуренции на период достижения конкурентоспособности этих производителей, а предполагают гораздо более масштабные действия с гораздо более глубоким социальным содержанием, Эти действия должны заключаться в глубоких социально-экономических преобразованиях с целью замены сложившегося в последние годы механизма формирования, воспроизводства и функционирования капитала новым механизмом, отвечающим не только потребностям российской элиты в ускоренном формировании индивидуальных и корпоративных богатств, но и потребностям экономического и социального прогресса страны. Такой механизм, конечно, не должен подавлять естественный "частный интерес", а должен создавать условия для его реализации в русле удовлетворения общественных потребностей (но частично и ограничивать частные "аппетиты").

Речь идет по существу о новом этапе преобразований социальных отношений в российском обществе, о корректировке его социальной структуры и перспектив ее развития. Такого рода преобразования также относятся к социальной политике, понимаемой в широком смысле. Некоторые направления осуществления таких социальных сдвигов достаточно ясны и в какой-то мере уже обозначились на практике. Но главная работа еще впереди, и успех ее негарантирован. Она не может не сопровождаться обострением явной или скрытой политической борьбы, столкновением различных корпоративных интересов. Необходимость глубоких преобразований уже по сути утвердившейся в России социально-экономической модели, которая не столько прокладывает путь к социально ориентированной рыночной экономике, сколько блокирует его и формирование действительно переходной модели, связанное с глубокими социальными изменениями и сопутствующей им острой политической борьбой - вот в чем заключается принципиальное отличие характера социальных проблем и путей их решения в России от ситуации в развитых странах Запада. В этих странах поступательное социальное развитие, разрешение или смягчение периодически обостряющихся социальных противоречий достигаются на базе уже сложившейся и относительно устойчивой социально-экономической системы общества, в основном адекватно реагирующей на требования социального прогресса. В России такая система еще не сложилась. Более того прежняя социально-экономическая система "реального социализма", выявившая свою историческую несостоятельность, трансформировалась в систему, отчасти сохранившую, а отчасти создавшую новые блокираторы на пути экономического развития и удовлетворения социальных потребностей.

В то же время очевидно, что без экономического роста неизбежно продолжение практики неминизации социальных затрат, в том числе сохранение заработной платы для очень значительной части населения в роли всего лишь социального пособия. Но это не может долго продолжаться при сохранении демократических форм общественной жизни, без соответствующего политического идеологического "подкрепления" низкого уровня жизни, ограничения гражданских свобод, лицемерного противопоставления духовных и материальных условий жизни.

Чтобы избежать такой перспективы нужно изменить условия формирования и функционирования капиталов, поставить возможности их роста в зависимость от экономической эффективности производства, создать в тех областях, где это необходимо, конкурентную ситуацию, поставить материальное положение, престиж, карьеру руководителей предприятий и не только предприятий в прямую зависимость от реальных успехов в реальной экономике, а не от близости к государственному аппарату, государственных льгот и субсидий, криминального или полу криминального манипулирования потоками капиталов. Для этого нужна политическая воля к изменению социально-экономических отношений, нужна соответствующая законодательная деятельность, нужно общественное мнение, которое заставило бы уважать общественные интересы. Возможности такого развития пока проблематичны, так как зависят от формирования политических сил, способных внести соответствующие изменения в общественной ситуации. Пока же эгоистический, антиобщественный, попирающий право и мораль индивидуальный и корпоративный интерес реализуется в наиболее благоприятной для него общественно-политической ситуации.

5. Проблематика социальной политики не сводится к ресурсному обеспечению, которое должно улучшиться по мере возобновления экономического роста. Сложной проблемой является также рационализация использования средств, выделяемых на социальные нужды. Справедливо мнение, что как бы не складывалась ресурсная обеспеченность социальной сферы, необходимы такие изменения в ее организации, в технологиях обеспечения социальных нужд, в социальной политике, которые позволили бы увеличить социальную отдачу затрачиваемых ресурсов. Уже положено начало реформированию многих механизмов функционирования социальной сферы. Первоочередной задачей является восстановление в значительной мере утраченного контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых для социальной сферы. Необходимо вытеснение теневой системы оказания социальных услуг, в особенности той, которая базируется на нелегальном использовании государственного имущества, нецелевом использовании социальных ассигнований, неофициальной платности социальных услуг и т.д. Конечно, в условиях недофинансирования социальной сферы даже по сравнению с плановыми бюджетными величинами нельзя не видеть объективных основ теневых процессов. Однако ситуация может улучшиться не только в процессе увеличения бюджетных ассигнований, но и на основе рационализации работы социальной сферы. Известно, например, экономическая эффективность перенесения некоторых медицинских услуг из стационаров в поликлинические учреждения. Неизбежен естественный отбор более дееспособных социальных учреждений, например в сфере образования, отдыха, с концентрацией ресурсов именно в таких учреждениях. Разумеется, в условиях нашей страны нужно строго следить за рациональностью их территориального распределения, за их соответствием перспективным потребностям рынка рабочей силы и т.д.

Особую роль в улучшении финансовой обеспеченности многих участков социальной сферы и в достижении их большего соответствия потребностям населения, а также в рационализации использования средств призвано сыграть изменение системы циркулирования финансовых потоков. Во многих случаях замена прямого государственного финансирования социальных нужд финансированием со стороны населения на основе увеличения средств, поступающих непосредственно в семью через заработную плату, пенсии и пособия за счет уменьшения концентрации этих средств в бюджете государственных органов в принципе вполне назрела, хотя и связана с техническими трудностями и некоторыми социальными осложнениями.

6. Следующий круг проблем заключается в выявлении и использовании социальной сферы как сферы формирования и стимулирования способности человека к труду. Распространены утверждения, что простое увеличение социальных затрат способно расширить предпосылки для экономического роста. В принципе социальная сфера действительно играет все более важную роль в наращивании трудового потенциала общества, человеческого капитала. Для использования этого фактора необходимо, однако, более существенное финансирование социальных учреждений. Эта задача может реализовываться лишь постепенно, и первый импульс к повышению "производительной" функции социальной сферы должен все-таки исходить от экономики, выходящей из стагнации. В то же время нужно иметь ввиду существование таких обстоятельств, которые делают увеличение финансирования некоторых учреждений социальной сферы делом неотложным. Это относится к учреждениям профессионального образования, готовящим кадры по таким массовым специальностям, по которым уже вырисовывается дефицит, и этот дефицит может стать в ближайшем будущем фактором, лимитирующем восстановление и расширение производства в ряде важных отраслей промышленности.Вообще страна стоит перед трудным выбором приоритета в удовлетворении социальных потребностей различных поколений. Интересы будущего страны диктует необходимость широкой поддержки молодежи в ее подготовке к труду, в ее профессиональной ориентации, в повышении ее культурного уровня. Острейшей проблемой, которой уделяется крайне недостаточное внимание, является материальное обеспечение и духовное развитие детей из неблагополучных семей и тем более детей беспризорных. В силу этих и ряда других объективно диктуемых социальных приоритетов представляется неизбежным в ближайшем будущем лишь относительно незначительное повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старше трудоспособного возраста и сохранение уравнительности этого пенсионного обеспечения.

7. Исходя из определяющей роли в жизни общества производства, сферы труда и социально-трудовых отношений следует отвести социальной политике ведущее место решению проблем занятости и вознаграждения за труд. От решения этих проблем в большой мере зависит возможность, как и необходимость тех или иных масштабов и форм социальной поддержки различных слоев населения, в том числе нетрудоспособных, Главными направлениями политики занятости на современном этапе являются: 1) взаимоувязанное и по возможности синхронизированное осуществление двух процессов: постепенного высвобождения излишков рабочей силы на предприятиях с целью/ повышения эффективности использования трудового потенциала страны и - с другой стороны - создания новых рабочих мест в масштабах, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в трудовой деятельности; 2) обеспечение соответствия профессионально-квалификационной структуры работников потребностям рынка труда, включая переквалификацию высвобождаемых работников; 3) программирование и осуществление крупномасштабных мер по реструктуризации занятости в связи с санацией или свертыванием неперспективных производств, восстановлением профессионально-квалификационных пробелов в составе работников промышленности, в связи с процессами социальной трансформации в сельском хозяйстве и т.д.; 4) мониторинг рынка труда и обеспечение адекватного реагирования политики занятости на сдвиги на этом рынке; среди соответствующих рычагов государственной политики занятости наибольшее место должно быть отведено созданию макроэкономических, правовых, кредитных и иных условий, стимулирующих частный капитал, в том числе частное предпринимательство и самозанятость населения; меньшее место могут занимать такие меры, как расширение государственных капиталовложений в новые рабочие места и административные запреты высвобождения работников (последние должны применяться лишь в случае крайней необходимости); особое значение необходимо придавать специальным мерам по обеспечению занятости в регионах с особенно сложной ситуацией на рынке труда.

Острой социальной проблемой является проблема повышения уровня реальной заработной платы. В свете многих критериев и прежде всего требований нормально воспроизводства рабочей силы и необходимости социально приемлемых условий жизни вообще, а также для усиления трудовой мотивации работников ныне в России в большинстве отраслей уровень оплаты труда совершенно неудовлетворителен. Следует отметить, что среди причин такого положения не только сокращение объемов производства и низкая производительность труда, но и наличие на предприятиях излишней рабочей силы, слабое развитие рынка труда и трудовой миграции, слабое влияние трудовых коллективов на администрацию предприятий и т.д. Повышение заработной платы объективно лимитируется необходимостью подавления инфляции и поддержания сбалансированности на потребительском рынке. Реальный уровень оплаты труда подрывается широкими возможностями предприятий завышать цены на свою продукцию вплоть до предметов потребления в условиях высокой монополизации производства, налогового обременения и низкой заинтересованности предприятий в снижении издержек производства в силу целого ряда причин. Существует точка зрения, согласно которой повышение заработной платы может стать едва ли не главным фактором возобновления экономического роста, поскольку усилит материальную заинтересованность работников и расширит платежеспособный спрос населения. Чаще всего такие предложения не сопровождаются поиском средств для повышения заработной платы. В тех же случаях, когда эта проблема не обходится, предлагается эмиссионное покрытие прироста зарплаты либо осуществление крупного перераспределения доходов. Полагаю, что в принципе бесспорная необходимость повышения заработной платы не может быть реализована мерами, порождающими инфляцию, а возможности и целесообразность перераспределительных процессов ограничены.

Вместе с тем в ближайшие годы предстоит осуществить реформу заработной платы, включающую, очевидно, следующие элементы: 1)перенесение в фонд заработной платы части средств, аккумулированных до сих пор в государственном бюджете и внебюджетных фондах для финансирования социальных задач с тем, чтобы дать возможность населению непосредственно оплачивать некоторые социально значимые услуги, прежде всего - жилищно-коммунальные; 2) осуществление мер, обеспечивающих соответствие заработной платы уровню и динамике производительности труда; 3) регулирование межотраслевых и территориальных различий в заработной плате; 4)решение проблемы оптимизации соотношений тарифных ставок и соотношений заработной платы руководителей предприятий со средней заработной платой на предприятии.

8. Предстоит осваивать новые механизмы подготовки и решения социальных проблем на основе социального партнерства. Современная рыночная экономика предполагает отказ от централизованного решения целого ряда социальных вопросов и перенос их решения на уровень регионов, отраслей, предприятий, главным образом на основе переговоров между представителями работодателей и работников с участием представителей государства в качестве посредников и гарантов соблюдения законодательства. Государство должно содействовать принятию участниками переговоров взаимоприемлемых решений, отвечающих интересам общества, и с этой целью исключать на законодательном уровне возможность монопольного диктата представителей как работодателей, так и работников. При наличии развитого законодательства, устанавливающего общие цели, принципы и механизмы согласования интересов, и при эффективном контроле за его соблюдением могут разрабатываться и осуществляться наиболее социально приемлемые решения относительно функционирования экономической и социальной сфер жизни общества.

9. Представляется, что нужно преодолеть определенную недооценку необходимости повышения уровня управления во всех отраслях социальной сферы, лучшего изучения общественных потребностей. Высокоразвитые менеджмент и маркетинг во внерыночных областях социальной сферы столь же необходимы, как и в производстве.

Реформирование российского общества последние годы заложило определенный фундамент для повышения его способности к модернизации и прогрессу. Созданы некоторые корневые элементы для перехода к сильной социальной политике, которые заключаются в формировании некоторых условий для более рационального хозяйствования. Вместе с тем для реализации этих предпосылок требуется не только активнее использовать открывающиеся возможности, но и преодолевать уже возникшие серьезнейшие деформации.

 

Заключение

Сегодня уже не вызывает сомнения тезис о том, что социальная работа является и важнейшим инструментом социальной политики, и индикатором ее эффективности.

Социальная работа, рассматриваемая как профессиональная деятельность, не только помогает человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, но и преследует главную цель -- гармонизацию социальных отношений в обществе. С одной стороны, специалисты по социальной работе выявляют нуждающихся в помощи и, применяя различные методики, помогают им адаптироваться в социуме, с другой -- социальная работа ведется в различных учреждениях социального обслуживания населения, которые интенсивно развиваются во всех регионах России и в основном являются тем местом, где происходит реализация социальной политики и определяется ее эффективность.

Социальная работа находится в диалектической взаимосвязи с социальной политикой государства. Она зависит от экономических, политических, духовных процессов в обществе, исследование которых составляет методологическую основу концепции социальной работы и представляет несомненный интерес для социальной практики.

В специальной литературе к закономерностям социальной работы относят взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Однако умение адаптироваться к быстрым социальным изменениям у большинства российских граждан пока не сформировалось. В связи со «старением» социума, развитием социальной апатии у части населения все большее количество людей перестает участвовать в жизни общества. Современные специалисты считают противоречие между формирующейся установкой на личную ответственность за свое благосостояние и слабой социальной позицией большинства граждан, нуждающихся в государственном социальном обеспечении, главным противоречием современной социальной политики. Необходимо построение ее новой, целостной концепции, сочетающей в себе конструктивную и защитительную функции: создание возможностей для реализации способностей граждан, для проявления их социальной активности - и доступность основных жизненных благ для большинства населения, с гарантией необходимого уровня социальной защиты.

Формы реализации социальной политики должны включать как поддержание минимальных социальных стандартов и государственных гарантий для социально слабой части населения, так и использование рыночных механизмов для обеспечения возможности самореализации и саморазвития социально сильных индивидов.

Кроме того, ученые считают необходимым перенесение акцентов в социальной политике с социальной защиты и социального обслуживания на социальное проектирование будущего состояния общества и его социальных оснований.

Специалисты предполагают, что представление о социальной политике как о политике поддержки только лишь людей и групп, находящихся в трудной жизненной ситуации, изменится по мере увеличения ресурсов и преодоления экономических трудностей в российском обществе. Лишь в этом случае объектная сфера социальной политики сможет расшириться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.