Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория Самуэльсона и Столпера




Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1]

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами

 

19.

1.классификация рыночных структур

Классификация рыночных структур представлена в таблице 7.1. Различают два типа рынков:

совершенной конкуренции;

несовершенной конкуренции.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Монопсония – это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно – ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин «монопсония» взят из древнегреческого языка и означает «один покупатель».

Чистая монопсония – редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

Олигопсония – это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.

Власть монопсонии – это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой.

Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса: MC = MRP.

2.международные валютные отношения

Для существования и развития мировых хозяйственных связей необходимо функционирование денег в международном обороте, называемое валютными отношениями.
Субъектами международных валютных отношений признаются предприятия, организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, банки, физические лица и государство в лице своих органов управления.
Валюта – это деньги, которые участвуют во внешнеэкономических связях; это денежная единица данного государства (например, рубль – денежная единица Российской Федерации).
Валюту классифицируют по нескольким признакам:
1) по представительству:
а) национальная валюта – это денежная единица какого-либо государства;
б) иностранная валюта – это денежная единица иностранного государства, а также различные платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (чеки, векселя);
в) коллективная валюта – это искусственно созданная интернациональная денежная единица, которая используется для расчетов среди определенных государств и предприятий;
2) по обратимости:
а) обратимая валюта;
б) частично обратимая валюта;
в) необратимая валюта.
Конвертируемость валюты – это способность денежной единицы использоваться при любых сделках и обмениваться на любую другую валюту по официальному курсу.
Различают следующие виды конвертируемости валют:
1) внутренняя конвертируемость валют – правом обратимости обладают резиденты (граждане данной страны), а для нерезидентов используется режим неконвертируемости;
2) внешняя конвертируемость валют – свободный обмен любой валюты на национальную валюту действует только для иностранных граждан и юридических лиц;
3) свободно конвертируемая валюта – это валюта государств, где практически отсутствуют валютные ограничения, как для резидентов, так и нерезидентов;
4) частично конвертируемая валюта – это валюта государств, где сохраняются валютные ограничения по некоторым операциям, особенно для резидентов;
5) неконвертируемая валюта – это изолированная валюта государств, где действуют всеобщие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продаже и покупке национальной или иностранной валюты, как для резидентов, так и для нерезидентов.
Валютная система – это совокупность форм организации валютных отношений.
В экономической теории следует различать:
1) национальную валютную систему, которая устанавливает принципы регулирования валютных отношений внутри государства и действует на основе валютного законодательства;
2) международную валютную систему, которая состоит из национальных валютных систем и закреплена межгосударственными соглашениями; она включает в себя следующие элементы:
а) международные платежные средства;
б) порядок балансирования международных платежей;
в) механизм установления поддержания валютных курсов;
г) режим работы валютных и золотых рынков;
д) условия конвертируемости валют;
е) права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.
Мировая валютная система прошла несколько этапов в своем развитии:
1) система золотого стандарта (кон. XIX в. – сер. 1930-х гг.) – в роли денег выступали золото и серебро, при этом центральным банкам было позволено выменивать свои банкноты на золото и иностранную валюту (девизы);
2) Бреттонвудская система (сер. 1940-х – нач. 1970-х гг.) – существовали фиксированные валютные курсы и твердое золотое обеспечение доллара как расчетной валютной единицы;
3) Кингстонское соглашение, действующее на текущий момент, заключается в следующем:
а) отмена золотого содержания всех валют;
б) введение плавающих валютных курсов;
в) признание права на образование региональных валютных систем;
г) признание функций резервных валют за некоторыми национальными валютами (к коллективным валютам может быть отнесено евро).
Основным понятием валютного рынка выступает валютный (обменный) курс – цена каждой национальной единицы, выраженная в денежных единицах других стран. Валютные курсы бывают следующих видов:
1) фиксированные, т. е. государство жестко устанавливает курсовое соотношение своей национальной денежной единицы с иностранными:
а) по золотому паритету (соотношение покупательной способности различных денежных единиц, рассчитанное на сопоставлении сумм денег, необходимых для приобретения в каждой стране одинакового набора товаров);
б) по покупательской способности (количество одинаковых товаров и услуг, которые можно купить за стандартную сумму различных национальных валют);
2) плавающие, т. е. государство жестко не фиксирует курс своей валюты, он устанавливается под воздействием спроса и предложения на валютном рынке:
а) свободно плавающие (чистый рыночный обменный курс);
б) управляемо плавающий валютный курс, регулируемый государством.
Поскольку спрос и предложение валют непрерывно меняются, то валютный курс также нестабилен. Его фиксация на определенную дату банками или валютной биржей называется котировкой.
Во многих странах мира используется прямая котировка, т. е. единица национальной валюты приравнивается к тому или иному количеству национальных денежных единиц.
Косвенная котировка означает, что количество единиц иностранной валюты приравнивается к одной единице национальной. Банки, котируя валюту, указывают курсы ее покупки и продажи, разница между которыми образует прибыль банка.
Существуют различные виды банковских валютных операций:
1) спот-сделки (кассовые, наличные) – валюта поставляется покупателю на второй рабочий день по курсу на момент заключения сделки; это самый распространенный вид сделок;
2) форвард-сделки (срочные) – валюта поставляется через определенный срок (1, 2, 3, 6, 12 месяцев) после заключения сделки по курсу, зафиксированному на момент продажи; такие сделки применяют для получения спекулятивной прибыли и страхования от рисков, связанных с возможным нежелательным изменением курсов.
Для текущего регулирования плавающих валютных курсов, а также для поддержания фиксированных курсов используются следующие методы:
1) валютная интервенция;
2) контроль над внешней торговлей;
3) валютное рационирование;
4) внутреннее макроэкономическое регулирование.
Валютная интервенция – вмешательство государства в торги на валютном рынке, например, для изменения спроса или предложения государство продает или приобретает необходимое количество валюты.
Контроль над внешней торговлей – косвенное воздействие на спрос и предложение на валютном рынке, например, путем сдерживания товарного импорта.
Валютное рационирование – вопросы повышения спроса на валюту, роста ее цен или нехватки иностранной валюты решаются через перераспределение валютных потоков.
Внутреннее макроэкономическое регулирование предполагает разнообразные мероприятия, которые косвенно воздействуют на обменные пропорции валют.
В современных условиях государства стремятся проводить согласованную политику финансовой стабилизации валютного рынка.

20.

1.теория капитала

К. Маркс определил капитал как стоимость, приносящую прибавочную стоимость. Если последнюю рассматривать как прибыль или процент, то против такого определения возражать не приходиться. Рыночное производство без прибыли невозможно. Поэтому капитал действительно представляет собой самовозрастающую стоимость. Во-вторых, К. Маркс определяет капитал как экономическое отношение, причем отношение эксплуатации. Первая часть этого определения не вызывает сомнений. Капитал может приносить прибыль и "самовозрастать" только находясь в движении. В процессе использования ресурсов, между людьми возникают определенные отношения, но не обязательно отношения эксплуатации. Скорее это отношения между экономическими агентами в ходе создания материальных благ и услуг.

В современной экономической науке капитал рассматривается как абстрактная производительная сила, как источник процента. Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал (с небольшим отклонением такого определения придерживается Л. Вальрас, И. Фишер).

 

2.

Глобальные проблемы современной экономики

На протяжении последних десятилетий глобализация проявлялась и исследовалась как ключевая тенденция человеческого развития. Современные системные трансформации предоставляют ей нового качества — из тенденции глобализация перерастает во всепоглощающий процесс, который имеет сложную мотивационную природу, положительное и негативное влияния системного характера. Несмотря на то что термин «глобализация» широко используется в научной литературе, публицистике, политике, его универсальная трактовка не произведена как зарубежными, так и отечественными учеными.
В глобалистике как новой самостоятельной науке тяжело четко определиться с предметом и объектом. Современная глобалистике формируется в кое-что суженном коле проблем и сводится, в сущности, к исследованию экономического глобализма. Глобализация, на наш взгляд, количественно охватывает весь мир, а качественно — все сферы людской жизнедеятельности. Поэтому лишь условно, в пределах метода абстракции, можно говорить о политической, экономическую, социокультурную глобализацию.
Исследуя глобальные проблемы экономики и особенно перспективы глобализации, важно избежать «положительной эйфории» относительно интересной с многих точек зрения архитектуры будущего, понимая, что даже унаследованных проблем (загрязнение окружающего среды, истощение жизненно важных природных ресурсов, бедность и возрастающий разрыв между странами в «качестве жизни» и здравоохранения и т.п.) она, олицетворенная международными организациями, решить не способная, как это не смогли сделать и транснациональные корпорации.
На первый взгляд деятельность международных организаций словно концентрирует мировую регулятивную волю, дает возможность решать глобальные проблемы глобально институциональными средствами. Однако даже с последним финансовым кризисом далеко не планетарного характера такой могущественный мировой унификатор мирохозяйственного развития, как МВФ фактически не управился. Спекулятивно-частные финансовые дестабилизатор оказались могущественными или, другими словами, их действие нуждалось в качественно новых регулятивных противодействиях, а еще правильнее — предубеждений. обновляемая структура ВТО, которая регулирует до 95 % мировых товарных потоков, только подошла к решению проблем международного обмена услугами и интеллектуальной собственностью. Несмотря на очевидные многолетние усилия МОП и других профильных международных организаций, масштабы нелегальной миграции населения усиливаются.
Более того, превалирование массовой материально потребительской мотивации (государственной, межгосударственной, корпоративной, личной) высвобождает угрожающие для развития людской цивилизации морально-этические ниши. Универсальный в планетарном масштабе характер имеет и духовная деградация, вызванная во многом «вестернизацией» стран и целых регионов мира, которые традиционно базировались на других, качественно отличных, например от американских, культурных ценностях. Много из того, что Дж. Сорос назвал «кризисом глобального капитализма», академик Ю. Пахомов еще раньше трактовал как проявления кризиса цивилизационной.
Современные локальные конфликты и войны, международный терроризм имеют глобальные религиозно-этнические и социально-экономические истоки, беспрецедентные проявления и очевидно будут иметь глобальные следствия.
Преимущественно количественные отличия между «центром» и «периферией», «севером» и «югом», «мерой» и «востоком» будут выглядеть примитивными и малозначащими в сравнении с возможными принципиально новыми качественными отличиями. Нивелировать их может лишь новая волна научно-технологического процесса, для чего необходимые консолидированные в глобальном масштабе сверхусилия.
Выходя лишь из теоретических представлений, дифференцированных согласно практическим нуждам настоящего, нельзя четко определить политические, экономические, социальные и инфраструктурные параметры будущей глобальной организации людей и наций. Это нуждается в не только осмысления в полной мере такого из феноменов, как, например, формирование глобальной сети Интернет, а и интеллектуальных сверхусилий в понимании выдающихся естественно – философских предусмотрений.
На сегодня для каждой страны важными есть не только глобальные проблемы экономики, но и ориентиры общецивилизационные, тесно взаимосвязанные с глобальными детерминантами успеха национальных экономик — интеллектуализацией со способностью к постоянным инновациям, социализацией с приоритетом по возможности более полного самовыражения личности, экологизацию производств и среды жизнедеятельности. Все национальные экономики являются переходными учитывая формирование контуров будущей мирохозяйственной структуры.

Термин «глобальность» имеет 400 летнюю историю, однако его научное использование началось с 1960-х гг. Академически значимым понятие «глобализации» стало в середине 1980-х гг. после него использования американским ученым Р. Робертсоном в статьях (1982-1985 гг.) и на концептуальному уровне в монографии «Глобализация» (1992 г.).

Ярким примером служит учение о ноосфере В. Вернадского, когда такой феномен, как Интернет выглядит промежуточным, сугубо технократическим воплощением его идей.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.