Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование экономики здравоохранения




Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования активно вмешиваются в медицинскую деятельность, оказывая значительное влияние на складывающиеся правоотношения.

Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность являются: установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов нарынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него; правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги; регулирование статистической и иной отчетности; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций; бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.

Непосредственное руководство здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения РФ, являющееся федеральным административным ведомством. Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Иными словами, Минздрав РФ обладает следующими особенностями:

• имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений;

• ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.

В то же время, в связи с принятием Конституции РФ9 и федерального закона о принципах местного самоуправления Минздрав существенно утратил механизм управления. Данные субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям широкие полномочия позволяют говорить о существенном повышении их роли и значимости в решении проблем охраны здоровья граждан и обеспечения их качественной медицинской помощью. За каждым из них должны быть четко закреплены актами различных уровней сфера действия, предмет ведения, полномочия, мера ответственности.

Регулятивно-управленческие функции в отрасли здравоохранения осуществляются по следующим направлениям:

• медико-социальная помощь;

• лекарственная помощь отдельным категориям граждан;

• санитарно-эпидемиологические мероприятия;

• координация деятельности различных государственных, муниципальных органов, общественных организаций, учреждений, организаций и физических лиц по охране здоровья граждан (профилактические мероприятия, образовательные программы и т. д.).

Комплексное и эффективное выполнение данных функций возможно только в условиях надлежащей правовой базы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению (министерство, комитет, управление).

Какова же законодательная база субъектов РФ? Особенностью современного этапа правотворческой деятельности в системе здравоохранения является потребность в правовом урегулировании складывающихся общественных отношений, следовательно,

активное формирование регионального законодательства в этом направлении10. На сегодняшний день в более чем шестидесяти субъектах РФ приняты законы, регулирующие отдельные блоки из рассматриваемых правоотношений. Проводится работа более чем над сотней законопроектов. Казалось бы, такую тенденцию следовало бы приветствовать. Однако некоторые регионы прини-маютзаконы, противоречащие федеральнымзаконам и даже Конституции РФ. Так, по данным Министерства юстиции РФ, из поступивших с 1995 г. в министерство около 26000 правовых актов, принятых в субъектах РФ, более 12000 не являются нормативными. Более 30% нормативно-правовых актов не соответствуют Конституции РФ и федеральным законам11. С введением института Полномочных представителей Президента РФ, процесс проверки региональных законодательных актов на их соответствие федеральному законодательству активизировался.

Анализ общего и специального федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод, что хотя законодателем различных уровней (федерального и регионального) и сделан определенный шаг в правовой регламентации как собственно управления здравоохранением как отраслью, так и права граждан на медицинскую помощь, нормативно-правовая база охраны здоровья граждан остается явно недостаточной и крайне противоречивой. Причины этого многообразны: отсутствие законодательного определения целого ряда понятий, наличие споров относительно методов правового регулирования отраслевой системы здравоохранения и другие.

Анализ законодательства, регулирующего исследуемые общественные отношения, позволяет условно выделить следующие блоки правового регулирования.

Первый блок регулирует отношения «по горизонтали» (преимущественно - частноправовые отношения).

Второй блок регулирует отношения «по вертикали» (преимущественно административно-правовые отношения).

Третий блок регулирует внутренние отношения конкретного субъекта оказания медицинской помощи: порядок учреждения, функционирования, реорганизации, ликвидации, организации труда и т. п. (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и другие).

Четвертый блок регулирует отношения «по диагонали», в частности, с другими хозяйствующими субъектами, занятыми в данной сфере (конкурентные, корпоративные и другие), некоторыми контролирующими органами и т. д.

Наиболее «самостоятельными» и значимыми являются следующие правоотношения, складывающиеся в здравоохранении:

• горизонтальные - субъект предоставления (оказания) медицинской помощи (услуги) - пациент (клиент);

• вертикальные - субъект предоставления (оказания) медицинской помощи (услуги) - органы государственной (муниципальной) власти и управления.

Сердцевиной здравоохранительных правоотношений служат складывающиеся правоотношения в системе «медицинский работник - пациент» по поводу особого блага - жизни и здоровья, а также неразрывно или тесно связанных с ними иных благ и законных интересов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.