Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка человека по его жизненным конструктам




Ключ

Опросник мотивации

Фамилия, имя, отчество........................................................................…………………………………………………

Дата................................................……………………………. Возраст..................................………………………..

 

Номер п/п Высказывания Шкала для ответов
  Исследование мне уже порядком надоело -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я работаю на пределе своих сил -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я могу показать все, на что способен -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Мне интересно, что получится -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Задание довольно сложное -3 -2 -1   +1 +2 +3
  То, что я делаю, никому не нужно -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже, чем у других -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Мне хотелось поскорее заняться своими делами -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Думаю, что мои результаты будут высокими -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Эта ситуация может причинить мне неприятности -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я проявляю достаточно старания -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я считаю, что мой лучший результат не случаен -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Задание большого интереса не вызывает -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я сам ставлю перед собой задачи -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я беспокоюсь по поводу своих результатов -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я ощущаю прилив сил -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Лучших результатов мне не добиться -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Эта ситуация имеет для меня значение -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я хочу ставить все более трудные цели -3 -2 -1   +1 +2 +3
  К своим результатам я отношусь равнодушно -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Чем дольше работаешь, тем становится более интересно -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Скорее всего, мои результаты будут низкими -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Как ни старайся, результат от этого не изменится -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Задание достаточно простое -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я способен на лучший результат -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я увлекся работой над заданием -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я хочу избежать низкого результата -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я чувствую себя независимым -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Мне кажется, что я зря трачу время и силы -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я работаю вполсилы -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Меня интересуют границы моих возможностей -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Я чувствую, что у меня ничего не выйдет -3 -2 -1   +1 +2 +3
  Испытание - это лотерея -3 -2 -1   +1 +2 +3

 

Приложение 10.8.2

Номер п/п Компонент мотивационной структуры Номер высказывания
  Внутренний мотив Познавательный мотив Мотив избегания Состязательный мотив Мотив смены деятельности Мотив самоуважения Значимость результатов Сложность задания Волевое усилие Оценка уровня достигнутых результатов Оценка своего потенциала Намеченный уровень мобилизации усилий Ожидаемый уровень результатов Закономерность результатов Инициативность 15о, 23, 33 5, 22о, 38 11, 17, 34 8, 32о, 39 1, 9, 27 12, 21, 30 7, 20о, 36 6, 28о 2, 13, 37о 19о, 29 18, 31, 41о 3, 24о, 40 10, 25о 14, 26о, 42о 4о, 16, 35

 

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. Серия: Практикум по психологии. – СПб.: Питер, 2001.

 

Эта методика выполняется в форме достаточно протяженного во времени диалога с испытуемыми, с привлечением примеров, близких к возрастному, половому, интеллектуальному и профессиональному уровню этих испытуемых. Приблизительная норма времени на проведение данной методики в аудитории до тридцати человек — около получаса плюс еще примерно столько же времени на совместную и в том числе на индивидуальную интерпретацию результатов.

В любых возможных вариантах интерпретации результатов для психолога желательно следовать правилу: ни в коем случае не сомневаться в компетентности, качестве и значимости самооценки, ибо, по наиболее распространенному мнению, никто не знает людей лучше, чем они сами себя. Не может идти речи и о «плохой» либо «хорошей» самооценке, — психолог должен перестроить диалог на другой лад и говорить о достоинствах индивидуально-своеобразной самооценки, ее уникальности, неповторимости, о требовательности испытуемого к себе, его высокой ответственности, его скромности, проницательности; и, конечно, подчеркнуть то, насколько удачно в целом испытуемый сумел проанализировать собственные представления. Если до и особенно после опыта этого не будет сделано, доверие к психологу в значительной мере утрачивается.

Таким образом, никакое специальное воздействие психолога в направлении «повышения» качества ответов не может быть осуществлено, ибо под сомнение ставится позиция самого субъекта конструктивной активности.

Овладеть формой проведения данной методики возможно лишь при непосредственном присутствии и участии в опыте. Если же это неосуществимо, то психолог может быть по сути автором нового варианта проведения этой методики на основе собственного понимания предлагаемого сюжета, то есть простой совокупности составляющих, по которым предлагается самооценка. Мы не выражаем сомнений в высоком качестве конструктивной активности психолога и в его профессионализме.

Совокупность составляющих для самооценки предлагалась нами в зависимости от состава участников опыта, их предложений по ходу его проведения, но в любом случае для сопоставимости результатов по группам предлагалось оценить собственные ум, здоровье, счастье, характер и волю. Дополнительно мы также предлагали оценить самостоятельность, успешность, способности, авторитетность, умелость (умелые, «золотые» руки), внешность, уверенность в себе, обаяние, скромность и т. п. и, наконец, собственную конструктивную, направленную на положительный результат активность. Вся суть «затягивания», пролонгирования опыта в том и состоит, чтобы у отдельных испытуемых не возникало интерференции и переносов самооценок по отдельным признакам — с одного на все другие или отдельные из них. Диалогом «на тему» обеспечивается не только доверительная атмосфера сотрудничества, но и относительная независимость самооценок по отдельным составляющим интегральной самооценки.

Ключевые установки для самооценок по каждому показателю должны быть одинаковыми по смыслу и звучать примерно так: «Прошу вас оценить собственную волю (характер и т. п.) не так, как о ней говорят другие, пусть даже имея в виду, что действительно вы совершили или не совершили, чего действительно (объективно) вы стоите. Мало ли что о вас говорят! В конечном счете для вас главное — что вы сами думаете о себе, насколько вы сами удовлетворены своей волей (характером и т. п.)».

Вертикальные отрезки прямых для оценки конструктивных величин интегральной самооценки располагаются не все вместе, рядом друг с другом (это учебный вариант), а на отдельных карточках. Величина отрезков — 5 см (или 10 см — важен возраст, условия восприятия, обстановка опыта). После каждого этапа карточки сдаются ведущему, или просто переворачиваются, — так предупреждается перенос самооценок. По окончании опыта содержание карточек объединяется-все отрезки с отмеченными на них точками переносятся на одну общую карточку и изображаются параллельно друг другу, что позволяет по отмеченным точкам построить «график» (профиль) интегративной самооценки. Тем самым испытуемые получают определенную установку на самопознание: оценивать себя самостоятельно или с помощью психолога не только вербально и единообразно, по инструкции, а по индивидуально-своеобразным интегративным профилям, требующим определенного профессионализма в интерпретации.

«Пилообразный» профиль самооценки отвечает состоянию неуравновешенности проявления свойств личности или (и) общественных, внутригрупповых ее отношений, когда отсутствует стабильность личностного развития. Это не является ни негативным, ни положительным фактом в самооценке человека: важно поставить вопрос о причинах обнаруженного в данный момент самоизменения личности или вообще о том, является ли нестабильность самооценки ситуативной. Возможно, нестабильность самооценки отражает характерологические особенности личности, определенные типологические особенности темперамента, характера, мотивации и других психических образований. Так, уже на основании этого простого опыта задается программа будущего комплексного самопознания личности — конструктивного по форме и по содержанию — с применением индивидуально определенного набора методик. При дальнейшем изучении личности учитывается не только (не)стабильность самооценки, но и ее «высота».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.