Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика мотивации психологической активности личности 2 страница




б) По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу

10. а) Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

б) Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

11. а) Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

б) Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

12. а) Каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения.

б) Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

13. а) Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.

б) Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

14. а) Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.

б) В каждом человеке есть что-то хорошее.

15. а) Осуществление моих желаний не связано с везением.

б) Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

16. а) Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.

б) Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.

17. а) Большинство из нас не может влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события.

б) Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.

18. а) Большинство людей не понимает, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.

б) На самом деле такая вещь, как везение, не существует.

19. а) Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

б) Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

20. а) Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

б) Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

21. а) В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

б) Большинство неудач является результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин, вместе взятых.

22. а) Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.

б) Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

23. а) Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.

б) Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

24. а) Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решили то, что должны делать.

б) Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

25. а) Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

б) Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

26. а) Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

б) Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

27. а) Характер человека зависит, главным образом, от его силы воли.

б) Характер человека формируется, в основном, в коллективе.

29. а) То, что со мной случается — это дело моих собственных рук.

б) Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.

29. а) Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

б) В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Форма бланка ответов по шкале Д. Б. Роттера:

1 а б 11 а б 21а б

2 а б 12 а б 22 а б

-----------------------------------------------------------------

9 а б 19 а б 29 а б

10 а б 20 а б

Обработка результатов осуществляется по ключу в соответствии с двумя основными измерениями локуса контроля личности:

№ 1. Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 266, 28б, 29а.

№ 2. Интернальность: 26, За, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а.

Ru=Re х 60/23 + 20, 16б, 17б, 18б, 20б, 216, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстериальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности и структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интервалы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивостн в случаях серьезных неудач. Однако в целом, в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, — как считают Дж. Дигман, Р. Кеттелл и Дж. Роттер. В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на положительном полюсе свойства настойчивости, планомерности, старательности, ответственности, аккуратности и упорядоченности. Отрицательный полюс составляют апатичность, небрежность, безответственность и необязательность. Интерпретация такого рода отвечает понятию силы супер-Эго (фактору Р. Кеттелла). Дж. Роттер, как видно из вышеприведенного текста, несколько иначе расставляет акценты полюсов, смягчая характеристики исключением моральных оценок и представлением об архетиличности локуса контроля. Это практически означает, что независимо от нравственных ценностей человек всегда в принципе склонен поступать в соответствии с его локусом контроля, обращенным либо на непосредственность реакций, либо на их большую опосредствованность. В таком случае для экстерналов естественно обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений. В целом, в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности—интернальности совпадает с вектором реактивности.

Методика 3
Самооценка направленности контакта

Инструкция испытуемому. Из двух вариантов формулировок каждого вопроса вам следует выбрать предпочтительный; рекомендуется отвечать на каждый вопрос. При этом нужно выразить предпочтение баллами «3» и «4» (т. е. в смежном варианте — баллы «1» и «2»).

Вариант А Вариант Б
1. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 2. Я стараюсь находить компромиссные решения вопросов. 3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 4. Стараясь найти компромиссное решение, я могу поступиться чувствами и того же ожидаю от других. 5. Напряженные ситуации я предпочитаю не игнорировать, а разрешать их, находя поддержку других людей. 6. Я предпочитаю не иметь для себя неприятностей на работе. 7 Лучше отложить решение спорного вопроса ради позднейшего окончательного его разрешения. 8. Обычно я настойчив в своих стремлениях добиться своего. 9. В решении вопросов можно пренебречь какими-либо разногласиями, они не стоят волнений. 10. Добиваясь своего, необходимо твердо отстаивать свои позиции. 11. В осложнившихся отношениях с другими людьми главное — определить суть затронутых интересов. 12. В решении проблем лучше избегать спорных позиции, и я стараюсь следовать этому правилу. 13. Среднюю позицию в споре я считаю лучшей 14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении поэтому поводу. 15. Успокаивая другого человека, я стараюсь сохранить обычные с ним отношения. 16. Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь не задевать чувства других людей. 17. Несмотря на напряженность отношений, я настойчиво добиваюсь своего. 18. Если в этом состоит счастье другого, я позволю ему настоять на своем мнении. 19. В споре я немедленно стремлюсь определиться в его сути. 20. Лучше всего немедленно преодолеть возникшие разногласия. 21. При ведении переговоров стоит быть тактичным к другому. 22. В переговорах лучше стремиться к поиску средней позиции. 23. Я склонен заботиться об удовлетворении желаний обеих сторон, несмотря на разногласия. 24. Если другому кажется важным его мнение, я могу в чем-то ему уступить. 25. Необходимо убеждать других в своей правоте. 26. Средняя точка зрения, как правило, самая лучшая. 27. Самое лучшее — вовсе избежать споров. 28. Я предпочитаю добиваться своего самостоятельно. 29. В разногласиях следует всегда искать их разрешения в поиске «золотой» середины. 30. Важно не столько добиться успехов в переговорах, сколько при этом не задеть чувств других людей.. 1. Я обычно обращаю внимание на моменты согласия во мнениях, а не на расхождение их в решении спорных вопросов. 2. Все интересы других людей и все мои интересы одинаково значимы. 3. Иногда стоит пожертвовать своими интересами ради интересов других людей. 4. В решении проблем я предпочитаю не задевать чувств других людей. 5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. Я предпочитаю добиваться своего, не обращая внимания на возможные неприятности. 7. В решении спорных вопросов я могу уступить ради других своих выгод и скорейшего выхода из спора. 8. Прежде чем добиваться своего, лучше еще раз определиться в сути спорных вопросов. 9. При наличии разногласий стоит и поволноваться, лишь бы добиться утверждения своего мнения. 10. В сложных ситуациях лучше поискать компромиссных решений. 11. В сложных ситуациях главное - это успокоить других людей и сохранить нормальные отношения. 12. Другие люди могут в чем-то и оставаться при своем мнении, но лишь продвигаясь ко мне навстречу. 13. В споре я настаиваю, чтобы все делалось по-моему. 14. Я стремлюсь показать другим логику и преимущества моих взглядов. 15. Я предпочитаю сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16. Имея по какому-то вопросу собственное мнение, я стараюсь убедить других людей в его преимуществах. 17. Я предпочитаю сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности отношений. 18. Я предоставляю другому возможность сохранить свое мнение, если он готов поступить точно так же. 19. В решении спорных вопросов я склонен повременить до окончательного их разрешения. 20. Лучше всего поискать какого-либо равновесия потерь и выгод обеих сторон в преодолении разногласий. 21. При ведении переговоров лучше всего — прямое обсуждение проблем. 22. В переговорах лучше отстаивать собственную позицию. 23. В решении проблем я готов предоставить другим улаживать возникшие разногласия. 24. В споре я склонен убеждать других пойти на компромисс. 25. Необходимо быть внимательным к доводам других. 26. Лучше всего удовлетворить интересы всех сторон в общей их точке. 27. Можно и поспорить вначале, но если другому это важно, согласиться затем с ним. 28. Я предпочитаю улаживать отношения с другими с их помощью. 29. При наличии разногласий не всегда стоит из-за них волноваться. 30. Следует совместно добиваться успехов в переговорах и для этого вырабатывать подходящее мнение, а не заботиться о переживаниях.

Обработка результатов по ключу каждого из направлений (№ 1 - №5):

1. Соперничество: За, 6б,8а, 9б, 10а, 13б,14б,16б,17а, 22б,25а, 28а

2. Сотрудничество: 2б,5а, 8б,1 la, 14а, 19а, 20а, 21б,23а, 26б,28б,30б

3. Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 15б,17б, 19б, 23б, 27а, 29б, 7б.

4. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а

5. Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а

Интерпретация результатов в соответствии с интегральной моделью структуры личности в системе конструктивной типологии связана со смыслом основных параметров: активности, реактивности и направленности, по следующей схеме (табл. 5.1):

Таблица 5.

Взаимосвязь содержания основных параметров личности

Название направления Параметры  
Активность Активность и реактивность Направленность
1. Соперничество 2. Сотрудничество 3. Избегание 4. Приспособление 5. Компромисс Практик-художник Мыслитель Практик-мыслитель Художник Неопределенная полезависимая Холерия (А) Флегматик (Р) Сангвиния (Л) Холерик (Р) Меланхолия (А) Сангвиник(Р) Флегматия (А) Меланхолик (Р) Средние значения, нестабильно Экстернально-объектная Интернально-объектная Интернално-субъектная Экстернально-субъектная Неустойчивая

Если по каждому варианту вопроса будут дополнительно проставлены баллы (не)согласия, то минимум по отдельному направлению составит 12 баллов, а максимум — 48 баллов. Коэффициент перевода на шкалу с интервалом 20-80 баллов составит при этом К = 1,66 или 5/3. Анализ полученных значений осуществляется в связи с результатами методики «Конструктивность мотивации», опросника Д. Роттера и методики «структура мотивации».

Методика 4
Направленность личности

Инструкция: Ответив на все вопросы анкеты, вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. На каждый пункт возможны 3 ответа (а, б, с). Из ответов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа запишите в графе «больше всего». Затем выберите наименее ценный ответ и поставьте его букву в графе «меньше всего». (Ниже даны «ключи» обработки результатов.)

себя (НС) Направленность на: взаимодействие (НВД) задачу (НЗ)
1А 2В 3А 4А 5В 6С 7А 8С 9С 10С 11В 12В 13С 14С 15А 16B 17А 18А 19А 20С 21С 22С 23В 24С 25В 26В 27А 28В 29А 30С 1C 2С 3С 4В 5А 6А 7С 8В 9А 10В 11С 12А 13А 14А 15С 16C 17С 18С 19В 20С 21А 22Л 23С 24А 25А 26А 27В 28С 29С 30А 1В 2А 3В 4С 5С 6В 7В 8А 9В 10А 11А 12С 13В 14В 15В 16А 17В 18В 19С 20А 21В 22В 23А 24В 25С 26С 27С 28А 29В 30В
                 

Если указанная в «ключе» буква занесена в рубрику «больше всего» - 2 балла, если «меньше всего» — 0 баллов. Из количества двоек вычитается количество нулей и к этой разнице прибавляется число 30, общая сумма — 90.

Направленность на себя: отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую выполняет, или безотносительно сотрудников, с которыми работает. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности. Остальные члены группы являются одновременно актерами и зрителями, перед глазами которых такой человек может показывать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такого человека коллеги обычно презирают, он интроспективен, властен и не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно самим собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять.

Направленность на взаимоотношения: отражает интенсивность, с Которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути дела сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Направленность на задание: отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность группы. В коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания.

Статистически значимы корреляции между представленными здесь тремя сферами опросника (в принципе охватывающими содержание четырех основных типов мотивации) с результатами личностных опросников. В соответствии с этими опросниками (Р. Кеттелла и Г. Айзенка) возможно сделать следующие дополнения, располагающиеся в том же порядке, что и выше:

НС: такие люди характеризуются как неприятные, агрессивные, сооперничающие, догматики, сенситивно-женственные, интровертированные, мнительные, ревнивые, напряженные, раздражительные, тревожные, с недостаточным самоконтролем, незрелые, лабильные, консервативные, неуверенные и гетеросексуальные.

НВД: такие люди желают симпатии и дружбы, они зависимы от группы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, их тепла, любви, ласки, не имеют агрессивных тенденций.

НЗ: такие люди самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные, трезвые и интровертированные, радикальные, недогматичные, без потребности в гетеросексуальности и вообще в какой-либо помощи, агрессивные и соперничающие, спокойные, развитые, включая интеллект.

Ориентировочно тест пригоден в ситуациях определения индивидуальной эффективности в работе и в учебе, для профессиональной ориентации, вообще для определенных прогнозов успешности — это относится ко всем видам деятельности — разумеется, без абсолютизации значения результатов применения методик.

Текст опросника «Направленность личности»

1. Больше всего в жизни дает удовлетворение:

а) оценка работы;

б) сознание того, что работа выполнена хорошо;

в) сознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

а) тренером;

б) известным игроком;

в) избранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход;

б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

в) создают доброжелательную атмосферу в классе.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, которые:

а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

б) вызывают у всех дух соревнования;

в) создают представление о преподаваемом ими предмете как их не интересующем.

5. Я рад, когда мои друзья:

а) помогают другим при всякой возможности;

б) всегда верны и надежны;

в) интеллигентны, имея широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:

а) с которыми складываются хорошие отношения;

б) которые могут сделать больше, чем другие;

в) на которых всегда можно надеяться.

7. Я хотел бы быть таким, как те:

а) кто добился жизненного успеха;

б) кто может быть увлеченным человеком;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

а) научным работником;

б) начальником отдела;

в) опытным летчиком.

9. Когда я был(а) ребенком я любил(а):

а) игры с друзьями;

б) успевать во всех своих делах;

в) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

а) встречаю препятствия в своих занятиях;

б) когда ухудшаются дружеские отношения;

в) когда меня критикуют.

11. Основная задача школы должна заключаться в:

а) подготовке учащихся к работе по специальности;

б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

в) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

а) недемократическая система;

б) человек теряет индивидуальность в общей массе;

в) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его:

а) для общения с друзьями;

б) для любимых дел и самообразования;

в) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен(а) на максимальную отдачу, когда:

а) работаю с симпатичными людьми;

б) у меня работа, которая мне по душе;

в) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда:

а) другие ценят меня;

б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

16: Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы:

а) отметили мои успехи в делах;

б) похвалили бы меня за мою работу;

в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, депутатом, лидером команды.

17. Лучше всего учиться, когда преподаватель:

а) имеет индивидуальный подход ко мне;

б) стимулирует меня на более интенсивный труд;

в) вызывает дискуссию по разбираемым вопросам (для всех).

18. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неуспех при выполнения важного задания;

в) потеря друзей (подруг).

19. Больше всего я ценю:

а) личный успех;

б) общую, совместную работу;

в) фактические результаты.

20. Очень мало людей, которые:

а) действительно радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают совместно;

в) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

а) ссоры и споры;

б) неприятие всего нового;

в) людей, ставящих себя выше других.

22. Мне хотелось бы:

а) чтобы окружающие считали меня их другом;

б) помогать другим в общем деле;

в) вызывать восхищение других.

23. Я люблю руководство, которое:

а)требовательно;

б) пользуется авторитетом;

в) доступно.

24. Желательно, чтобы на работе:

а) решения принимались совместно;

б) была возможность самостоятельно решать проблемы;

в) начальство признавало мои достоинства.

55. Хотелось бы прочитать книгу:

а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми;

б) о жизни замечательного, известного человека;

в) из серии «сделай сам».

26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то

мне бы хотелось быть:

а)дирижером;

б) солистом;

в) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу:

а) увлекаясь детективными фильмами;

б) в развлечениях с друзьями (подругами);

в) занимаясь своими хобби.

28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее:

а) подготовить интересный конкурс;

б) выиграть в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

29. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

а) другие были довольны им;

б) выполнить прежде всего свою задачу;

в) не нужно было укорять его за работу.

Образец бланка ответов:

№ п/п «Больше всего» «Меньше всего»

1 а, б, в а, б, в

2 а, б, в а, б, в

-----------------------------------------------------------------------------

30 а, б, в а, б, в

Диапазон количества «сырых» баллов: от «0» до 30, поэтому для перехода к шкале 20-80 необходимо полученный результат умножить на 2 и прибавить 20. Или, поскольку имеется возможность воспользоваться результатами экспериментальной работы авторов данных методик по их публикациям, перевести «сырые» баллы непосредственно в стены (см. далее по тексту). Второе предпочтительнее тогда, когда практический психолог не ставит в данный момент задачу подготовки собственных нормативов использования методик. И последнее замечание по данной методике: ее текст первоначально содержал 27 утверждений и был озаглавлен: «Ориентировочная анкета», мы приводим позднейший, модифицированный авторами текст, не имеющий данного названия, то есть более отвечающий смыслу разработки авторов по проблеме исследования направленности личности.

Поскольку параметр направленности личности, согласно нашей интегральной ее модели, является сложным, его содержание и сущность принципиально не могут быть раскрыты через внешнюю ориентированность человека, если она не соотнесена с внутренней определенностью мотивации. На наш взгляд, наиболее удачное и доступное объединение внешнего и внутреннего аспектов направленности осуществлено Ю. М. Орловым, хотя сам он не имел в виду, что нижеприводимые две его методики заслуживают большего, чем предполагалось, внимания. Ю. М. Орлов предложил исследовать особенности мотивации достижения с помощью разработанного им личностного опросника «ПД» (потребности в достижении) и, кроме того, предложил, уже без особой специальной теоретической нагрузки, опросник «ПО» (потребность в общении). Ценность названных опросников значительно возрастает, если результаты опросника «ПО» понимать, во-первых, не буквально — в смысле желания человека общаться с другими людьми, а содержательно — в смысле стремления выразить свое отношение к миру и к самому себе как общественному существу; во-вторых, если результаты «ПО» понимать как выражение мотивации названного отношения и самоотношения. Тогда опросники «ПД» и «ПО» при их совместном применении позволяют в доступной форме сопоставить мотивацию отношения и мотивацию достижения и опытным путем получить их ортогональном сочетании рассматриваемые в нашей модели типы мотивации, если выборка испытуемых будет достаточно представительной в отношении ее общечеловеческого аспекта. «Сырые» результат 1>1 опросников могут быть переведены в стены (см. ниже). Это еще один плюс в плане ценности методик Ю. М. Орлова, автора многих статей и книг по проблемам самопознания личности и индивидуальности.

Методика 5
Потребность в достижении

Инструкция испытуемому. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не его законченный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не ближними.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролируют меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.