КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное управление инновационными процессами
Государственное управление инновационными процессами реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы участников инновационной сферы посредством следующих инструментов: 1. Государственной инновационной и научно-технической политик. 2. Федеральных целевых программ, балансов и моделей оптимизации экономических процессов. 3. Государственных заказов и контрактов. 4. Системы экономических стимулов и рычагов (схемы финансирования, налоговые льготы, предоставление гарантий при заимствовании денежных средств и т. д.). Основными функциями государственных органов при управлении инновационной деятельностью являются: — аккумулирование финансовых средств на НИОКР; — координация инновационной деятельности; — стимулирование инновационной деятельности; — контроль за исполнением законодательных актов в инновационной сфере; — регулирование международных аспектов инновационной деятельности; — обеспечение социальной и экологической направленности инновационных процессов. Основной целью государственного управления инновационной сферойявляется создание благоприятного инновационного и инвестиционного климата для реализации государственных приоритетов научно-технического и инновационного развития. Реализация поставленной цели предполагает решение следующего комплекса задач: ü становление и расширение государственной поддержки инновационной деятельности; ü создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты прав инноваторов и авторских прав, системы охраны интеллектуальной собственности; ü кадровое обеспечение инновационной деятельности; ü формирование инновационной инфраструктуры; ü привлечение финансовых средств из федерального бюджета через систему софинансирования федеральных инновационных программ и конкурсов; ü развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности; ü содействие развитию рынка инновационных проектов; ü развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых средств, направляемых на создание и внедрение наукоемких технологий. Методы государственного регулирования инновационнойактивности: 1) выделение финансирования на реализацию отдельных инновационных проектов и программ; 2) выдача грантов научным сотрудникам и организациям; 3) предоставление бюджетных ссуд на реализацию инновационных программ и проектов; 4) предоставление гарантий и поручительств при банковском финансировании реализации инновационных проектов и программ; 5) создание бюджетных и внебюджетных фондов поддержки инновационной деятельности; 6) организация проведения конкурсов инновационных проектов; 7) выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их инвесторам; 8) представление интересов инновационно активных организаций в зарубежных организациях. Формы государственной поддержки инновационной деятельности включают: — прямое финансирование; — предоставление бесплатных банковских ссуд; — создание венчурных инновационных фондов; — снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; — отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; — реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования; — создание сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т. д. Мерой государственного управления инновационной сферой является разработка и последующая реализация федеральной научно-технической и инновационной политики. Основополагающим документом, регулирующим условия реализации государственной научно-технической политики, является Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127–ФЗ (в ред. от 24.12.2004 г.). Законом установлено, что основными целями государственной научно-технической политики являются: 1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала; 2) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; 3) реализация важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства; 4) повышение конкурентоспособности продукции. Федеральная инновационная политика направлена: 1) на развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) формирование национальной инновационной системы; 3) интеграцию науки и образования; 4) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса; 5) создание правовых и экономических условий для повышения инвестиционной активности инновационной деятельности; 6) обеспечение национальной государственной поддержки инноваций, способствующих росту конкурентоспособности инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках; 7) содействие межрегиональному и международному трансферту технологий, инвестиционному сотрудничеству и защите интересов национального инновационного предпринимательства; 8) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий; 9) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; 10) развитие международного научно-технического сотрудничества. Основными документами, регламентирующими порядок проведения государственной инновационной политики, являются проект ФЗ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» от 01.12.99. Концепция инновационной политики РФ на 2005–2010 гг. разработана и одобрена Правительством РФ. Государственная инновационная политика — часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой сплав научно-технической и промышленной политики. Инновационная политика обосновывает: · создание благоприятной экономической и правовой среды; · формирование общегосударственной инновационной стратегии развития инновационной деятельности; · совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок; · развитие кооперации между научными организациями и промышленностью; · разработку механизмов мониторинга инновационной деятельности. Основные направления государственной инновационной политики: · разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования; · создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции; · развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров; · развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; · совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ; · реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Неотъемлемой частью государственной инновационной политики является формирование национальной инновационной системы — совокупность взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов. Национальная инновационная система призвана обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Формирование национальной инновационной системы потребует: — совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала; — проведения действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирования внебюджетного финансирования, создания институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты; — создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков и т. п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию научно-технической сферы малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |