КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и предмет конституционного права России
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (1) по ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ право» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМы ОБУЧЕНИЯ
1. Отрасль конституционного права: понятие, предмет и метод правового регулирования. 2. Наука конституционного права: понятие, предмет и метод научного познания (исследования). 3. Конституционное право как учебная дисциплина: понятие и система учебной дисциплины. 4. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты. 5. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности структуры. 6. Конституция как источник конституционного права: понятие, функции и юридические свойства конституции. 7. Конституция как источник конституционного права: понятие, виды, структура. 8. Законы как источники конституционного права: виды и общая характеристика. 9. Конституционные основы правового статуса личности в России: понятие, виды, структура. 10. Принципы правового статуса личности. 11. Конституционная ответственность. 12. Система источников конституционного права.
Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения. Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием: 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве; 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации: 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.; 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование “метод властеотношений”. Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями. Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления
2. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения, изменения и прекращения. Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений. В праве выделяют две группы субъектов: 1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства; 2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие). Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ). Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права. Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица. Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности. Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия. Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права). Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами. КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность). Специфика КПО: - КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП; - КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений. Специфические субъекты КПО: 1.Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ; 2.Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа; 3.Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане. Всю систему КПО можно разбить на две большие группы: 1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование - в других отраслях права. 2.Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме. Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ). Особый вид КПО - правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе). КПО бывают: 1.Постоянные - срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству; 2.Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается; 3.Материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения; 4.Процессуальные - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО: 1.Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью; 2.Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ). 3.Негосударственные объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.
3. Система конституционного права: принципы, нормы и институты. Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе конституционного права выделяют институты: 1. Основы конституционного строя. 2. Основы правового статуса человека и гражданина. 3. Федеративное устройство государства. 4. Систему государственной власти и систему местного самоуправления. Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого института: по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Воздействие осуществляется в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д. по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот реализоваться через конкретные правоотношения или правоотношения общего характера. по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие - конкретно регулируют. по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам. Либо типовому виду субъектов, других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий. по специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве. по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия. по степени и масштабам включённости других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках. Так институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны специфические черты. Его нормы: 1. воздействуют на общественные отношения путём закрепления, установления определённых начал устройства общества и государства. 2. как правило, не порождают конкретные правоотношения. 3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности. 4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. 5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции. 6. устанавливаются по преимуществу в конституционной форме. 7. по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями. 8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включения всей правовой системы государства, всей отрасли права. 9. по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства. Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» также присущи свои особые черты как относительно самостоятельной части системы конституционного права. Его нормы: 1. осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека. 2. реализуются по преимуществу вне конкретных правонарушений. 3. относятся к сфере взаимоотношений государства и личности. 4. в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом. 5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции. 6. предполагают для своей практической реализации подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
4. Источники конституционного права: понятие и виды. Источниками КПР являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам относятся только действующие в настоящий период времени правовые акты. Следует выделить нормативно-правовые акты, действующие: 1) на всей территории РФ; 2) только на территории конкретного субъекта; 3) на территории муниципального образования. 1. Нормативно-правовые акты, действующие на всей территории РФ: 1) Конституция РФ – основной источник КПР; 2) Федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Они принимаются на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. К источникам КПР относятся ФКЗ: «Об уполномоченном по правам человека в РФ», «О Конституционном Суде РФ» и др.; ФЗ: «О выборах Президента РФ», «Об общественных объединениях» и др. Они различаются: - по юридической силе - по предметам ведения - по порядку принятия - по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето. Источником КПР может быть и такой правовой акт, как закон РФ о поправках к Конституции РФ. 4) к источникам общефедерального значения относятся: - указы и др. нормативно-правовые акты Президента РФ, - постановления палат Федерального Собрания РФ (н-р, Постановление ГД об амнистии), - постановления Правительства РФ, - Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. 5) особое место среди источников КПР занимают Декларации, например, Декларация прав и свобод человека и гражданина (22.11.1991 г.) 6) Среди источников КПР следует выделить такой их специфический вид, как договоры. Среди них различаются: - международные договоры РФ (ч.4 ст.15 К. РФ) - договоры между органами РФ и ее субъектов (о разграничении предметов ведения и полномочий) - договоры с конкретными субъектами РФ. 2. Нормативно-правовые акты, действующие на территории конкретного субъекта РФ: - Конституции республик и уставы других субъектов РФ; - законы, постановления, иные нормативно-правовые акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти субъекта РФ и содержащие конституционно-правовые нормы. 3. К источникам КПР относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения). Особого рода источниками КПР считаются постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции РФ. Среди источников КПР обычай занимает незначительное место.
5. Конституционное право как наука и учебная дисциплина.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 93; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |