Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативный аспект культуры речи




Модуль 3

Комплексная цель

Знакомство с особенностями языковой нормы и ее видами; развитие навыков грамотной речи в соответствии с нормам литературного языка.

Темы модуля: Языковая норма и ее особенности. Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Лексические нормы.Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Орфографические и пунктуационные нормы.

Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах:

а) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, генезис, диспансер, документ, добыча, договор,досуг, жалюзи, жерло, завсег­датай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдо­ним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, фак­симиле, щавель, электропривод;

б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домо­вая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограм­мовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тиг­ровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый;

в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, из­древле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога;

г) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, марки­ровать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

Задание 2. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамма­тической формы слова.

1. Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.

Образец: масса́ж — масса́жа.

Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт.

2. Образуйте форму сравнительной степени следующих при­лагательных. Поставьте ударение.

Образец: ве́рный — верне́е.

Длинный, красивый, удобный, веселый, сладкий, твердый.

3. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих прилагатель­ных. Поставьте ударение.

Образец: весёлый — ве́сел, весела́, ве́село, ве́селы.

Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий.

4. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих страдательных причастий. Поставьте ударение.

Образец: взятый — взят, взята́, взя́то, взя́ты.

Начатый, приданный, проданный, прожитый, розданный, создан­ный.

5. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих глаго­лов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, име­ющие неподвижное ударение на основе.

Образец: брать — брал, брала́, бра́ло, бра́ли.

Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.

6. Образуйтеот инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.

Образец: вертеть — верчу́, ве́ртишь, ве́ртит.

Влечь, дремать, звонить, изменить, катить,колебать, положить,баловаться.

Задание 3. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

1. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) — видение (мираж, призрак),хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) — характерный (типичный, особенный).

2. Определите значения слов в следующих парах. Составьте с ними предложения.

А́тлас — атла́с, бро́ня — броня́, запа́сник — запасни́к, кру́гом — круго́м, подви́жный — подвижно́й, за́нятый — занято́й, безо́браз­ный — безобра́зный, ки́рка — кирка́.

Задание 4. Прочтите слова. Проверьте правильность произ­ношения звука, обозначенного буквой «г» (см. ключ):

а) гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, гасить, гудок, гром, град, гребу, глина, могла, согну, огня, горка, игра;

б) ага, ого, эге, гоп;

в) благодать, благо, Господи;

г) снег, плуг, шаг, пирог, сапог, берег, слог, рог, друг, флаг, враг, овраг, рычаг, набег, шланг, фланг, биолог, порог, вокруг, вдруг;

д) прекрасного, темного, великого, громкого, зимнего, красивого, большого;

е) легкий, мягкий, легчайший, мягчайший.

Ключ: а) буква «г» обозначает звонкий взрывной заднея­зычный звук [г];

б) и в) буква «г» обозначает фрикативный заднеязычный звук [у];

г) буква «г» обозначает глухой взрывной заднеязычный звук [к];

д) буква «г» обозначает звук [в];

е) сочетание букв «гк» и «гч» звучат [х'к'], [х'ч'].

Задание 5. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения соче­тания согласных чн.

[шн]   [чн] и [шн] вариантное произношение   [чн]  
коне[шн]но   копее[шн]ый - копее[чн]ый   зада[чн]ик  

 

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Задание 6. Прочтите слова, обращая внимание на произно­шение буквы «е» под ударением. Проверьте правиль­ность произношения по словарю.

Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, выше­приведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебе­лый, дареный, двоеженство, ерничать, желоб, запеченный, забелен­ный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, обыденщи­на, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, пла­нер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, убеленный, филер.

Задание 7. Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения соглас­ного перед Е. Проверьте себя по словарю.

мягкое произношение вариантное произношение твердое произношение
[д'е]магог   [д'е]по- [дэ]по   [дэ]нди  

 

Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, анти­септика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, ин­декс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплемен­ник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия.

Задание 8. От слов, обозначающих название профессии, обра­зуйте форму женского рода. Дайте стилистическую характеристику образованных форм.

Артист, врач, директор, корректор, инженер, лётчик, парикмахер, певец, писатель, продавец, редактор, ткач, техник, тракторист, токарь, санитар, слесарь, секретарь, спортсмен, учитель.

Задание 9. Определите род существительных. Напишите сло­восочетания, подбирая к каждому слову прилагатель­ное.

Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе.

Задание 10. Прочтите предложения, используя правильную фор­му собственных имен.

1. В детстве он охотно читал Жюл... Верн... 2. Театр поста­вил новую пьесу Жан... -Пол… Сартр... 3. Сказки Ганс... Христиан... Андерсен... любят дети всего мира. 4. Взгляды фило­софов обратились к Август... Шлегел... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... 6. Декларация была подписана Роберт... Смит... 7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Аркадия Федоровича Гордейчук...

8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк... 9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк... 10. На концерте прозвучали произведения Майбород... 11. Эти сказки написали братья Гримм... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было выпущено небольшим тира­жом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робсон... совершили путешествие на яхте около западного побережья.

Задание 11. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетания.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, док­тор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.

Задание 12. Образуйте форму именительного падежа множе­ственного числа от данных существительных.

Корпус... (здания, войсковые соединения) — корпус... (туловища);

образ... (иконы) — образ... (художественно-литературные); ор­ден... (знаки отличия) — орден... (рыцарские и монашеские об­щества); повод... (поводья) — повод... (побуждения).

Задание 13. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, кило­граммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, про­стыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

Задание 14. Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в форме множественного числа именительного и дательного падежей.

Образец: оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, ди­ректор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.

Задание 15. Прочтите вслух предложения, правильно образуя падежные окончания числительных и согласующих­ся с ними существительных.

1. В диссертации имеется приложение с 65 схем... 2. В биб­лиотеке не хватает 9 экземпляров книг. 3. В новом поселке в 500 дом... работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доста­вили самолетом 24 полярник... 5. Техникум выпустил 52 молод... специалист…

Задание 16. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существи­тельных.

1. Четверым молодым работницамприсвоен очередной про­фессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комна­те. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подой­дем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о резуль­татах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А.Ф. Оси­новой: ей исполняется шесть десятков.

6. Пару раз мы его выс­меяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столицу чемпионата съехалось столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет в первых рядах высшей лиги.

Задание 17. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранное вами окончание.

1. Рядом с торговым центром открыт... кафе-столовая. 2. Пле­тен... кресло-качалка стоял... на террасе. 3. Театр-студия О. Таба­кова воспитал... немало талантливых актеров. 4. С приходом но­вого директора музей-квартира А. Ахматовой пополнил... новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для автолюбителей издан... и поступил... в продажу.

6. Архитектор Серова рассказал... кор­респондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был... отмечен... наградами правительства. 8. Все, даже мама, был... сегодня против него. 9. «Фигаро» (журнал) опубликовал... новые сведения о похищении французского биз­несмена. 10. На экзамен пришл... всего 7 человек. 11. Большин­ство голосовал... за предложенный бюджет.

Задание 18. Составьте словосочетания с данными словами. Об­ратите внимание на особенности управления этих слов.

Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь);

примириться (с чем-нибудь); превосходство (над кем-нибудь); пре­имущество (перед кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удив­лен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в чём-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); напол­нен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).

Задание 19. Образуйте словосочетания с данными предлогами.

1. Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, договор, соглашение, план). 2. Вопреки (совет, обещание, предсказание, сомнение, волеизъявление). 3. Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты). 4. Благодаря (забота, уход, случай, внимание, настойчивость, друзья, товарищи).

Задание 20. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. В нашем вузе происходит углубленное изучение про­филирующих предметов. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка. 4. Вы должны туда собственноручно схо­дить. 5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

Задание 21. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно менять.

2. В продаже есть украшение стоимостью 30 миллиона рублей.

3. Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способству­ющие более лучшему восприятию материала. 4. Подготовить проект к сроку — это для них самая наисложнейшая проблема. 5. Конст­рукторы установили очень сверхмощный двигатель. 6. Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии пре­тендента на работу. 7. Все это доказывает о том, что эти обвине­ния необоснованны. 8. В результате аварии гонщик получил пе­релом правой и сильный ушиб левой ног.

9. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института.

Задание 22. Запомните правильное написание названий праздников, знаменательных дат.

День Конституции Российской Федерации, 1 Мая (Первое мая), Праздник Весны и Труда, День защитников Отечества, День Победы,

9 Мая (Девятое мая), Парад Победы, Международный женский день

8 марта (8 Марта), годовщина Октябрьской революции, День согласия и примирения, Международный день защиты детей, День Российской печати, Всемирный день Красного Креста, День России, Всемирный день мира, Светлое Христово Воскресенье (Пасха), Рождество Христово.

Задание 23. Запомните правильное написание названий органов власти,

учреждений, организаций, партий, государственной символики.

Федеральное Собрание Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Правительство Российской Федерации, Генеральная Прокуратура РФ, Министерство иностранных дел РФ (МИД), Государственный комитет РФ по печати, Военно-воздушные силы РФ, Ассоциация российских банков, Лига Наций, Организация Объединенных наций (ООН), Совет Безопасности ООН, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

Российская Академия наук (РАН), Санкт-Петербургский государственный университете, Южный федеральный университет, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея;

Партия «Единая Россия», партия «Демократический выбор России», Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, Государственный флаг Российской Федерации.

Проектные задания

1. Дайте письменные аргументированные ответы на вопросы: «Зависит ли эффективность речевого общения от соблюдения языковых норм?» «Является ли языковая норма догмой, претендующей на неукоснительное выполнение?»

2. Выберите из словарей по пять примеров: а) равноправных вариантов постановки ударения в словах; б) вариантов акцентологической нормы, один из которых признается основным; в) вариантов постановки ударения, находящихся за пределами литературной нормы.

3. Приведите свои примеры нарушения лексических, морфологических и синтаксических норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.