Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы социализации (А.В. Петровский).

Этапы социализации

Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период, затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека (смена сферы деятельности, места работы, места жительства и т. д.). Хотя и осуществляется при последовательном прохождении основных фаз социализации: социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточим внимание на периодах жизни ребенка от рождения до его совершеннолетия.

Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях.

Существуют возрастные периодизации, разработанные Д.Б. Элькониньм, В.И. Слободичковым, А.В. Мудриком, Л. Кольбергом и многими другими.

Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:

1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение, институт — семья);

2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);

3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);

4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);

5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);

6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая виды деятельности);

7) пенсионный (60 лет и более, отказ от активной трудовой деятельности, семья).

Процесс социализации личности состоит из трех основных фаз.

В первой фазе происходит социальная адаптация индивида, т. е., осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, "потерять" на время свою личность.

Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персонализации. Для личностного процесса это индивидуализация. Для социально-педагогического процесса это обособление (социальная автономизация).

И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д.

Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою автономность и при этом интегрироваться в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. При этом, в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других — нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других — нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

1. Социальная адаптация — это приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности.

В процессе адаптации индивид может занимать как активную позицию — не только усваивать нормы и правила, но и показывать свое отношение, так и пассивную — молчаливо принимать и подчиняться.

Социализация в фазе социальной адаптации означает, прежде всего осознание себя частью сообщества, в котором человек живет. От первых попыток построения отношений с миром через общение с родителями как способа выживания, реализации насущных потребностей в пище, тепле и душевном тепле, к потребности общения, потребности почувствовать себя частью целого. Именно это толкает ребенка к быстрому освоению человеческих норм: речью, правилами поведения (подозвать криком, движением рук, удержать около себя улыбкой или плачем, затем и словами и т. д.). В дальнейшем происходит освоение социальных ролей, приобретение первого социального опыта. Первая фаза социализации, таким образом, большинством ученых называется социальной адаптацией, т. е. освоением способов проживания в человеческом сообществе для удовлетворения витальных потребностей: в безопасности, пище, тепле, жилье, а также общении.

Адаптация начинается с момента рождения. В детстве ребенка обучают базовым элементам принятого в данном обществе потребительского поведения: что и как есть, как одеваться, как поддерживать гигиену тела и т. д. В юности культура потребления осваивается уже более детально. К возрасту 18-20 лет большинство индивидов уже знают, как принято потреблять в данном обществе, и вольно или невольно следуют общему направлению. Однако этим адаптация не заканчивается, она продолжается всю жизнь. Появляются все новые и новые объекты, которые надо узнать, научиться ими пользоваться, привыкнуть к ним и т. д. Пока человек живет, он проходит социализацию, хотя по масштабам и по интенсивности она, конечно, существенно отличается от той, которую он проходил в детстве. В зрелом возрасте идет постепенный процесс освоения меняющейся культуры.

Фазу адаптации интересно раскрывает теория научения, суть которой состоит в том, что тем или иным способом, эксплицитно или имплицитно, ребенок целенаправленно обучается определенным реакциям на определенные стимулы и определенным моделям поведения, принятым в его обществе, и постепенно выучивает культуру, в которой ему предстоит жить.

Социальная адаптация включает несколько компонентов:

- накопление социальных образов и способов социально приемлемого поведения, которые позволяют ребенку осваивать социальное пространство;

- приспособление как способ войти в сообщество людей, т. е. освоение социальных ролей — мотивов, социальных потребностей;

- частичное присвоение приемлемых для себя социальных норм (начала социальной интериоризации).

Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального существа и образуются связи с его окружением. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Ребенок улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен, развитие ребенка оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Хотя на последующих этапах возможна коррекция при помощи специалистов и желания индивида.

Первый период социальной адаптации начинается от рождения и продолжается до 1 года, для которого характерен импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ тех, с кем он непосредственно связан. В ходе импринтинга ребенок запоминает свою принадлежность к определенным людям, то, как они выглядят, с кем он находится в тесных социальных отношениях.

Второй период социальной адаптации (1-3 года) может смыкаться или перекрываться с первым периодом, когда ребенок начинает выделять себя из мира прочих существ. При всей своей экзистенциальной автономности ребенок стремится к растворению себя в референтной группе, а затем и в более широком социальном пространстве, активно осваивая речь, предметы, нормы. К характерным психологическим механизмам социализации относится экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия с референтной группой (А.В. Мудрик).

В третий период (3-5 лет) ребенок приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Усиливается исследовательская активность: ребенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Для этого периода характерно подражание, т. е. следование какому-либо примеру, а также внушение (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Игровое поведение является преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в детской иерархии. При этом сохраняется открытость миру и желание с ним активно взаимодействовать (доверие). Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям.

Следующий период (6-10 лет) связан не только с идентификацией (отождествление человека с другими людьми), но и с активным познанием мира. В этом периоде социальное окружение постепенно сужается, количество дружественных связей к концу этого периода ограничивается.

Период 10-13 лет характеризуется установлением крепких дружеских связей, поиском коллективных интересов и целей. К концу периода развитие получает рефлексивный механизм — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает, оценивает или отвергает нормы, ценности и т. д.

2. В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации.

В социально-педагогической литературе иногда используют понятие "интериоризация", которое и определяет вхождение ребенка в фазу "обособления" (по А.В. Мудрику). А.В. Петровский предложил рассмотреть процесс социализации от социальной адаптации к индивидуализации, а затем к социальной интеграции. Однако процессы индивидуализации и социализации — это противоположные процессы. Поэтому корректно было бы использовать в социально-педагогическом поле понятие "социальной автономизации". Для индивида — это период активной индивидуализации. Для личности — это период обособления себя в социокультурном пространстве.

Для того чтобы не смешивать психологические понятия с социально-педагогическими, необходимо предложить новый термин, схожий с психологическим процессом интериоризации, но характеризующий переходный период социализации от социальной адаптации к социальной автономизации — эндориоризация (от греч. endon — внутри).

Интериоризация (от франц. interiorisation и лат. interior — внутренний) — психологический процесс преобразования ряда внешних факторов во внутренние состояния и в форму психологических структур. Интериоризация осуществляется в процессе осуществления любой деятельности: умственной или физической, в процессе жизнедеятельности. Тогда как эндориоризация — это социальный процесс усвоения внешних для индивида норм культуры как внутренней потребности, собственной нормы, принципа, это отбор личностно значимых социальных целей, ценностей, смыслов, интересов, способов поведения. Человек, эндориоризировавший потребительские модели данного общества или группы, делает совершенно свободный выбор из того, что предлагает среда. Он поступает, как все, и чувствует себя свободным.

Автономизация есть важнейший процесс вхождения личности из фазы социальной адаптации в пространство обособления. Принятие социальных смыслов и норм, имеющих значение для конкретного индивида, является важным этапом выявления себя из общей категории "мы". Если в период адаптации доминирующими смыслами было вхождение в сообщество людей, иногда вплоть до "растворения" себя в нем, то в период эндориоризации возникает потребность уже дифференцировано отбирать социальные смыслы, соответствующие индивидуальным особенностям личности, что подготавливает переход в деятельностную фазу социальной автономизации. Это период часто бывает кризисным для подростка, так как осознание своей "особости" приводит к стремлению разрушения старых связей и отношений. Поэтому на этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.

3. Социальная автономизации как следующая фаза социализации позволяет человеку активно выявлять в себе то особенное, которое в освоенном пространстве не дает возможности раствориться. Индивидуальность характеризует уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, демонстрирует его единичность и своеобразие этой единичности. Однако выделение себя как своеобразной единичности возможно только через процесс единения с общим и целым, затем осуществление постепенной взаимосвязи со множеством и только потом выявление себя из него, при этом не отвергая взаимосвязей, а создавая новые. Другими словами, человек, придя в мир как "случайный индивид" (К. Маркс), старается растворить себя в социальном окружении (социальный индивид), затем выступает как представитель социальной группы и только потом стремится выделить себя как персонифицированною личность, а в дальнейшем предъявить себя миру как социальную личность, т. е. быть для общества необходимым.

Для данной фазы характерен процесс самоидентификации. Самоидентификация человека заключается в осознании собственной уникальности, определении своих возможностей, интересов, талантов, способностей. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело.

В своих контактах человек стремится понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви. Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями.

Именно в фазе социальной автономизации подросток стремится включиться во взрослую систему иерархии, приобрести определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей, как с одногодками, так и с другими, более взрослыми подростками. Фаза автономизации охватывает как подростковый период, так и период юности, в зависимости от уровня социализированности человека.

Если в фазе адаптации ребенок стремится "вписаться" в сообщество, интуитивно зная, чего он хочет, то в фазе социальной автономизации он стремиться сообщить миру о своей автономии. А.В. Мудрик выделяет эту фазу как фазу обособления, включающую ценностную, эмоциональную и поведенческую автономии. "Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса — потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление — это процесс и результат становления человеческой индивидуальности".

Для индивида характерным становится процесс самоопределения и самореализации, когда он после некоторого накопления представлений о себе, своих интересах, потребностях (самопознание) выдвигает личностные цели и пытается их реализовать для самоутверждения в окружающем его сообществе. Одновременно он постигает и основы самоорганизации и самореабилитации как процессов, обеспечивающих успешную жизнедеятельность. Однако в подростковом возрасте это приводит часто к игнорированию общепринятых общественных норм. Подросток всячески пытается себя обособить от них, чтобы продемонстрировать свою исключительность. Накопление социального опыта, связанного с позитивными и негативными последствиями осуществляемой деятельности, приводит к тому, что происходит качественный скачок в психологическом образе личности.

В конце фазы социальной автономизации возникает еще один процесс, который может быть назван экзориоризация, схожий с психологическим понятием экстериоризации (от лат. exterior — наружный, внешний) — психологический процесс преобразования ряда внутренних психологических структур и состояний в форму внешнего изъявления, в некие внешние действия и высказывания, но не используемый нами по тем же основаниям, что и понятие "интериоризация".

Экзориоризация (от греч. ехо — снаружи, вне, пишется в начале сложных слов, означает "внешний", "имеющий место вне чего-либо") — социальный процесс, являющийся переходом из фазы социальной автономизации в фазу социальной интеграции, характеризующийся осознанным желанием привнести личностные смыслы, потребности и мотивы, интересы и качества в социально одобряемую деятельность. На этом этапе для подростка характерным является выбор интересов, связанных с профессиональной ориентацией, выбором профессиональной сферы деятельности. Помощь социального педагога очевидна. Это организация профориентационной работы (диагностика интересов; пропаганда разнообразных профессий, проведение тренингов, игр, дискуссий и т.д.).

4. Этот момент характеризует переход в следующую фазу социализации — социальную интеграцию (А.В. Петровский).

Социальная интеграция — осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, заявление о своей принадлежности общностям, в определении приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Иначе говоря, происходит преобразование предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания: превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой), использование социального опыта в соответствии с социальными правилами с целью обеспечения успешности своего бытия.

Такого рода преобразования способствуют критической оценке собственного поведения индивида и отношений в социуме, что, в свою очередь, побуждает к корректировке своих действий и преобразованию реальной действительности.

Социальная интеграция предполагает не только раскрытие своей индивидуальности (понимание генетически заданных способностей и талантов, взглядов), но и личностно значимых социальных и профессиональных компетенций, которые могут быть реализованы в обществе. Например, землепашец по призванию и умениям не сможет быть успешным в городском мегаполисе. Он будет искать бреду, где его труд и способности будут востребованы. Происходит преобразующее воспроизводство личностных мотивов, целей в адекватной социальной среде. Человек, используя накопленный социальный опыт и индивидуальные возможности и способности, активно воздействует на социальную среду, изменяет ее, но при этом обогащает себя новыми смыслами, целями и тем самым стимулирует развитие себя, свое преобразование. Однако использование новых личностно значимых мотивов, которые как бы вырастают из предыдущих (но не равнозначных), не гарантирует реализации целей. Достижение первоначально принятой цели необходимо, но еще недостаточно для достижения вновь поставленной цели. Это требует новых адаптационных усилий и развития индивидуальных новообразований, обеспечивающих дальнейшую успешную социализацию. Отсутствие необходимых социальных условий, соответствующей культурной (целенаправленно развиваемой) и социокультурной (стихийной по отношению к личности), бесспорно, тормозит развитие личности и требует дополнительных усилий (знаний, умений и т. д.) для реализации его целей. Сочетание накопленных количественных и качественных преобразований и изменений, а также благоприятные социальная, культурная и социокультурная среды могут привести к качественному витку в развитии личности, что обеспечит ему социальный успех в обществе. Для данного периода характерными социально-психологическими механизмами являются как социальная рефлексия, так и конформность (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) — осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении в оценках и мнениях или пассивное принятие ориентации группы.

Каждый воспринимает, думает, составляет суждения и контролирует себя согласно рамкам представления группы, в которой он задействован. Так как он определяет объекты, других людей, мир и себя с перспективы, которой он обладает вместе с другими, он может представлять свою линию действия со своей обобщенной точки зрения, предсказывать реакции других, сдерживать нежелательные импульсы и, таким образом, контролировать свое поведение.

Социализированная личность — это общество в миниатюре; она устанавливает для себя такие же стандарты поведения, как и для других, и судит себя с той же самой точки зрения.

По мнению И. Кона, фаза социальной интеграции охватывает как период юности, так и взрослого человека. Хотя это характерно уже и для старшего подросткового возраста. Человек раскрывает для себя свои профессиональные потребности и интересы, стремится достичь конкретной карьеры (профессиональное самоопределение и самореализация) и завязывать продолжительные близкие — дружеские и любовные отношения, привносить свой творческий потенциал на благо своего общества и себя лично.

При этом сохраняется его, как назвал А.В. Мудрик, эмоциональная, ценностная и поведенческая автономии (человек уже не стремится к "растворению" себя среди других), которые подталкивают личность к расширенному воспроизводству деятельности (мотивов, целей, средств, психического образа, опосредующего течение деятельности — А.В. Петровский), к новым, качественно иным формам деятельности. В дальнейшей жизнедеятельности личность, накопив в своем социальном опыте особенности прохождения фаз социализации, в новых жизненных обстоятельствах пройдет эти этапы по-другому, они уже не будут иметь столь яркое выражение.

Процесс социализации от рождения ребенка до его становления как личности сопряжен с серьезными проблемами и трудностями. Ребенку, подростку, юноше в процессе социализации требуется помощь со стороны взрослых. Особенно она необходима в критические периоды перехода из одной фазы в другую, а также в фазах социальной автономизации и социальной интеграции. Такая помощь в процессе социально-педагогической деятельности называется социально-педагогической поддержкой, которая является сущностным понятием социального воспитания, основанного на гуманистических ценностях.

Механизмы социализации.

Можно предложить следующие социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный (стихийный). Представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, социальных стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (А.В. Мудрик).

Институциональный. Действует в процессе взаимодействия человека с образовательными учреждениями, общественными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний, опыта, социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм (А.В. Мудрик).

Информационный (печать, телевидение, кино, радио, Интернет). Влияет на социализацию человека путем трансляции информации и демонстрации определенных образцов поведения героев кино, книг и т. д. как непосредственно (образовательно-воспитательные программы, кинофильмы), так и опосредованно (все многообразие средств массовой коммуникации (СМК)).

Межличностное общение — это взаимодействие человека с референтной группой благодаря эмпатии, идентификации и т.д. (А.В. Мудрик).

Зеркальный механизм как ориентация человека на других (А.В. Мудрик). Схожим можно назвать механизм дифференциального усиления, когда приемлемое поведение поощряется, а неприемлемое — наказывается социальным неодобрением.

Субкультурный механизм. Действует в рамках определенной субкультуры как совокупности норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом; осуществляется в формах самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе (А.В. Мудрик).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чрезвычайная ситуация техногенного характера | Утомление и восстановление при мышечной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.