КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Возрождение зодчества Руси в XIV-XVI века. Русские монастыри. Шатровый стиль.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII века в избежавшей разорения Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего, военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. В XV в. Новгородских храмах появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в. В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами. С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордынского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. В 1367 г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV — начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484— 1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555—1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. В 14 веке на русской земле возникали все новые и новые обители. Большое спасибо за это нужно сказать Сергию Радонежскому. У святого было много учеников, которые отправлялись во все уголки православной Руси, основывали новые обители, воспитывали новых учеников, которые как когда-то их учителя отправлялись искать уединения, проходили годы и появлялись новые монастыри. Ферапонтов монастырь был основан монахом Ферапонтом. Он дружил с Кириллом Белозерским. Железноборовский монастырь основан в 1390 году преподобным Иаковом на левом берегу реки Тёбзы, на расстоянии 15 км от Буя, при селе, которое ранее называлось Железный Борок, а сейчас просто – Борок. Своё название монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, раньше был огромный бор с залежами железной руды. В прежние годы здесь было ссыльное место, где преступники занимались разработкой руды. Ферапонтов монастырь или Андрианова пустынь основан в конце 16 века преподобным Ферапонтом, который через некоторое время после этого 12 декабря 1595 года скончался. И мощи его были погребены в Благовещенской церкви этого монастыря. Макариев монастырь был основан в конце 14 века преподобным Макарием, получившим постриг в обители Сергия Радонежского. Преподобный Макарий родился в селе Данилово на реке Письме. После пострига в монахи вернулся на родину. Здесь в лесу на берегу реки Письмы он и поставил келью и небольшую часовню. К нему стали приходить и селиться ученики. Они поднялись вверх по течению реки и на возвышенности над изгибом реки воздвигли небольшую церковь. А рядом братские кельи и хоз. Постройки. Так на Письме возник монастырь. Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Почему монастырь называется Печерским, потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Новоспасский монастырь – один из самых старинных мужских монастырей Москвы. Основан монастырь был при правлении Великого князя Ивана III еще в далеком 1490 году с именем Спаса Нового. Сюда же была перемещена и братия древнего кремлевского монастыря - Спаса на Бору, основанного около 1330 года знаменитым Иваном Калитой. Долгое время Новоспасский монастырь имел совершенно иной вид, нежели на сегодняшний день – это была довольно простая деревянная постройка, сосредоточенная лишь только каменной обители храма. Башни и стены монастыря были воздвигнуты только в период с 1640-1642 годов, при правлении Михаила Федоровича – первого из русских царей династии Романовых. Псково-Печерский монастырь – один из самых больших действующих мужских монастырей в нашей стране. Псково-Печерский монастырь был основан в 1473 году. Обитель представляет собой мощное оборонительное сооружение. Монастырь окружат крепкие стены с бойницами и башнями. Псково-Печерскому монастырю не случайно было суждено стать крепостью. Вспомним географию. Не так далеко от города Пскова, проходят границы русского государства. Тут и Эстония, и Литва. На западном берегу Чудского озера, того самого, где состоялось Ледовое побоище и крепла слава Александра Невского и всего русского народа, находится город Тарту (Юрьев). В 1363 году в Ростов Великий прибыл Сергий Радонежский. Узнав об этом, Федор и Павел отправились в город. Сергий Радонежский оставил огромный вклад в истории России, помогал Дмитрию Донскому собирать русские земли, и делал все для духовного и нравственного возрождения Руси и русского народа. Преподобный Сергий Радонежский активно помогал основывать монахам новые монастыри во всех уголках Руси. И на этот раз поддержал идею строительства новой обители, говорят, даже сам выбрал место. Ростовский князь Константин Васильевич, тоже поддержал идею строительства. Так начиналась история Борисоглебского монастыря. В поисках уединения монахи «забирались» с самые отдаленные и глухи места русского государства. Особенно отличились в поисках уединения Савватий и Герман, два монаха основавших Соловецкий монастырь (15 век). Не менее знаменита и Валаамская обитель, основанная в 1407 году, иноками Сергием и Германом. Валаамский монастырь и Соловецкий монастырь – особенные. От мирской жизни православные обители отделяет не только строгий устав и горячая молитва и крепкие стены, но еще и водяная гладь. Валаамский монастырь стоит на Валаамском архипелаге, что в Ладожском озере. Новодевичий монастырь (16 век). В 1524 году копия чудотворной иконы Смоленской Божией Матери перенесли в пятиглавый храм Новодевичьего монастыря. С того самого дня, пятиглавый собор именуют собором Смоленской Богоматери, или просто Смоленским собором. Смоленский собор, своей архитектурой, напоминает знаменитый Успенский Собор. Троице-Сергиева Лавра. Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль. Русская церковная деревянная архитектура обрела особый стиль. Свойства дерева как строительного материала обусловили своеобразие и особенности этого стиля. Создать купол, имеющий плавные формы, из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него появляется шатер остроконечной формы. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Даже в XVI-XVII столетиях не забыли тысячелетние традиции, свойственные деревянной архитектуре. Именно тогда произошло формирование своеобразного «Шатрового стиля» в каменной архитектуре, который копировал деревянные сооружения. Даже на Красной площади в Москве, посмотрев на Покровский собор, можно увидеть множество деталей, типичных для деревянной архитектуры. Здесь и наружные лестницы, и крытые переходы, и крылечки, и сочетания луковичных и шатрового верхов, и множество других строений, которые определяют народный вкус. Шатровый стиль является архитектурной формой в виде многогранной пирамиды, которая служит для завершения сооружения. Шатрами завершают башни, колокольни, храмы и крыльца. Их делают каменными и деревянными. Конструкция шатра в русской архитектуре заменили купола в деревянном строительстве. В деревянных постройках в отличие от каменных передавать форму купола крайне сложно, проще конструкция шатра. У деревянного шатра имеется каркас из восьми вертикальных бревен, которые сходятся к центру верхними концами. Именно шатры предавали строениям великолепный столпообразный силуэт. Кроме церквей, шатер использовался и в других постройках. Благодаря деревянной застройке шатры имели ведущую роль в постройке городов. Именно в русской архитектуре шатровый стиль стал применяться в каменном строительстве. Уже в первой тритии XVI столетия появились первые каменные храмы в шатровом стиле. Самый безусловный и известный из них Шатер можно устанавливать и на восьмерик, и на четверик. Как правило, они имеют вытянутые пропорции, тем самым, придавая силуэту сооружений устремленность вверх и резкую динамичность. Снаружи шатры украшаются декором, к примеру, кокошниками, узорами. шедевр – это церковь Вознесения (Коломенское, 1530-1533 гг.). Особенностью церквей и храмов этого архитектурного стиля является то, что они имеют большие по площади пристроенные помещения для увеличения внутреннего объема храма или церкви: большой по площади в плане восьмерик построить технически сложно, поэтому восьмерик окружают или многочисленными приделами, или более маленькими церквями. Такой стиль называется многочастность. Одновременно памятником и шатровой архитектуры, и архитектуры многочастности является Покровский собор "что на рву", позже храм Василия Блаженного. Храм Василия Блаженного или собор Покрова возведён в 1555-1560 (1561 - спорная дата) на Красной площади в Москве зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям это одно и то же лицо) как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани и во славу павших в этой битве воинов. В середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных церквей и свидетельствовали о торжестве царства над священством.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |