Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производитель-продавец-арт-агент-арт-менеджер Арт-менеджер – это человек осмысливающий, а потом организующий все, что связано с искусством -продвижение-ЦА 2 страница




Своим возникновением постмодернизм обязан модерну с его культом рационального знания и технических преобразований, уверенностью в поступательном развитии общества и бесконечном прогрессе человечества. Однако к 1970-х гг. экологический кризис, экономический застой, кризисное состояние в культуре породили представление о «конце истории», тупике технократии и даже об исчерпанности фундаментальных научных достижений.

Проанализировав результаты исследований современного арт-рынка несколькими научными дисциплинами, можно выделить следующие характерные для этого феномена особенности:

1) глобализация деятельности;

2) страсть к приобретению новейшей арт-продукции (произведений искусства категории contemporary (современный));

3) изменение традиционных функций художественных институций и гипертрофированная (чрезмерно увеличенная) роль посредников;

4) отсутствие четкой ценовой политики и априорная невозможность контроля уровня цен;

5) виртуализация рынка.

6) экономические процветание

7) экономическое благополучие постмодерна открыло врата к обладанию артефактами любых культур

С переходом от модерна к постмодерну общество производства постепенно превращается в общество потребления. При этом подразумевается не просто потребление различных товаров; активно развивается сфера услуг, например. Кроме того, человек постоянно «потребляет» огромные объемы информации.

Большой популярностью начинают пользоваться товары, рассчитанные на узкие интересы и весьма экстравагантные вкусы. Производство стремится удовлетворить самые разнообразные, необычные и специфические потребности покупателя. (это можно привязать к искусству)

20. Тенденции развития мирового арт-рынка

Понятие арт-рынок происходит от английского art-market, - рынок искусств. Арт-рынок – это система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства, сфера товарного обмена. В художественно-экономическом отношении арт-рынок подразумевает сферу предложения и спроса на произведения искусства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка

Так же определяют арт-рынок как систему экономических отношений в сфере создания, распространения, хранения, освоения художественных ценностей, в результате которых формируется спрос, цена и предложение.

Арт-рынок—одна из самых сложных и тонко организованных составляющих рыночного механизма.

На арт-рынке продолжает лидировать триумвират США-Китай-Великобритания, дающий 87,5% вторичного арт-рынка ($14 млрд из $16 млрд). В 2015 году лидерство вернули себе США, на которые пришлось 38% выручки и 12% проданных лотов. Интересно, что свой вклад в рост американского арт-рынка внесли покупатели из Китая, обеспечившие 9% роста. Весь объем продаж делят между собой два больших сектора арт-рынка - аукционы (45%) и арт-дилеры (55%).

Всего же арт - рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. Вторая движущая сила на арт - рынке - дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы.

Международный арт-рынок - один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительны ограничения в этой области, ежегодный импорт составляет около 5 млрд евро, экспорт - около 6 млрд евро. Во многом благодаря этому рынок этой страны и является самым крупным художественным рынком.

Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране. Второй большой зоной арт-бизнеса является Европа. Товарооборот в странах ЕС в целом сопоставим с американским.

Среди других европейских стран выделяются Франция и Германия. Доля Франции на европейском рынке составляет 14%, на мировом - 6%.

2016 год принес арт-рынку нестабильность
Падение продаж заставило аукционные дома менять стратегию, Brexit и волна терактов ударили по ярмаркам, онлайн-платформы громко заявляют о себе — что еще лихорадило арт-рынок в уходящем году
Уходящий год оказался непростым для рынка искусства. Аукционным домам пришлось серьезно скорректировать стратегию работы, а также привыкнуть к тому, что коллекционеры стараются избегать необдуманных покупок и предпочитают инвестировать только в надежные активы. Тем временем онлайн-платформы по продаже искусства расширяют свое присутствие на рынке. Мы составили список самых заметных событий и трендов на художественном рынке в 2016 году.
Резкое падение продаж
По сравнению с предыдущим годом, когда аукционные дома добились головокружительных результатов, которые многие аналитики арт-рынка справедливо посчитали неустойчивыми, суммарные продажи в этом году были значительно хуже. Нестабильность на финансовых рынках, падение цен на нефть и неустойчивая политическая ситуация на Ближнем Востоке и в США привели к тому, что владельцы произведений искусства стали действовать очень осторожно, теперь они готовы продавать их только в случае крайней необходимости. В результате аукционные дома повысили свои комиссионные и изменили их структуру, чтобы увеличить маржу и выжать больше прибыли из среднего и верхнего сегментов рынка. Christie’s критис и Sotheby’s, кроме того, сократили гарантии на топ-лоты, служащие эффективным, но дорогим способом привлечь на торги шедевры. Из обеих фирм ушло и было уволено значительное число сотрудников.
Серьезные перемены в Sotheby’s
На протяжении всего года Sotheby’s находился в центре внимания. Началось с сенсационной покупки аукционным домом консалтингового агентства Art Agency, Partners (AAP), которым руководит бывшая сотрудница Christie’s Эми Каппеллаццо совместно с Адамом Чинном и Алланом Шварцманом. Сделка в $85 млн обеспечила Sotheby’s обширной базой потенциальных клиентов и продемонстрировала его интерес к расширению круга своих услуг и включению в их число консалтинга и брокерской деятельности. В июле крупнейшая в Китае компания по страхованию жизни, возглавляемая Чэнь Дуншэном, купила 13,5% акций Sotheby’s и стала самым крупным индивидуальным инвестором аукционного дома.
Последствия Brexit и терроризма

Многие считают, что арт-рынок не зависит напрямую от финансовых кризисов и изменений в экономике, однако в этом году все было иначе. Когда в июне Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза, у игроков арт-рынка это событие вызвало серьезную тревогу, в том числе относительно дальнейшей политики в области налогов на импорт, НДС и прав художников на перепродажу произведений искусства. В то же время посещаемость таких крупных европейских художественных ярмарок, как Art Brussels и TEFAF, в 2016 году заметно снизилась, поскольку многие американские коллекционеры предпочли остаться дома из-за прокатившейся по Европе волны терактов. Запуск заокеанской версии ярмарки TEFAF в Нью-Йорке вкупе со все более насыщенным мировым календарем художественных ярмарок вынуждает организаторов ярмарок и галеристов в Европе работать вдвое активнее, чтобы сохранить свой бизнес. Наконец, последствия шока и раскола в американском обществе, вызванного победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, еще только предстоит оценить..
Споры об онлайн-платформах

Широко обсуждаемые результаты отчета Hiscox рисуют положение дел в сфере онлайн-торговли искусством в розовом свете: согласно представленным данным, в 2015 году этот рынок вырос на 24% до $3,3 млрд. Однако процветание ярмарок и других художественных мероприятий (например, тех, что проводит в таких городах, как Буэнос-Айрес, группа MCH, которой принадлежит Art Basel) и кажущийся неудержимым бурный рост крупнейших галерей В конце концов, художественный мир по-прежнему остается рынком, который держится на опыте и репутации конкретных людей.
Охота на наследие выдающихся художников

В этом году покупатели искусства были менее оптимистичны. Многие из них предпочитали не приобретать произведения молодых и модных художников, цены на которые пошатнулись с появлением первых симптомов неустойчивости рынка. Променяв бешеную прибыль на стабильность, покупатели теперь делают ставку на художников прошлого, в том числе недооцененных. Почувствовав эти перемены, галереи воспользовались случаем и начали охоту за наследием покойных мастеров, которые кажутся им коммерчески перспективными

Сложности на рынке антиквариата
Торговля антиквариатом переживает трудные времена. Как показали декабрьские аукционы дизайна, спрос на современную мебель, мебель в стиле модерн и витражи Тиффани по-прежнему растет, а вот рынок европейского антиквариата продолжает проседать и, по некоторым оценкам, уже снизился на 50%. О резком падении свидетельствует тот факт, что если в 2007 году Sotheby’s выручил в этом сегменте $120 млн, то в этом году его суммарная выручка снизилась до $20,5 млн. Вкусы, как и образ жизни, коренным образом изменились. Клиенты больше не хотят обустраивать у себя дома отдельные столовые и рабочие кабинеты, что избавляет их от необходимости приобретать соответствующую мебель определенной эпохи. То, что осталось от этого рынка, живет не за счет знатоков-коллекционеров, а за счет декораторов, которые выбирают максимум 10 антикварных предметов на 20 комнат, то есть затраты на покупку антиквариата составляют не более 10% бюджета декоратора..

21. История развития арт-индустрии в Беларуси

С 1992 г. начался процесс приватизации государственной собственности. В том же году стали образовываться специальные комитеты по сохранению культурных ценностей. Торговцы и коллекционеры стали открывать собственные магазины и галереи, получая предварительно в территориальных комитетах лицензии. Так художественная торговля внутри страны была частично передана в сферу частного предпринимательства; при этом государство оставило за собой определенные позиции. Начиная с 1990-х годов, появились первые институциональные образования ранее почти полностью нелегального рынка. Первые частные галереи не имели определенной специализации, они скорее напоминали художественные лавки, в которых можно было найти как ценные, дорогие, в хорошем состоянии предметы, так и простые, малоценные предметы быта. Постепенно начался процесс дифференциации и профессионализации. Возникли салоны-магазины, галереи, первые частные галереи, художественные журналы, центры современного искусства они стали официальными полномочными представителями отечественного современного искусства и были рассчитаны на состоятельных покупателей, где стали предлагаться вещи отреставрированные, подобранные в коллекции (например, серии портретов, пейзажей).

С ростом благосостояния общества связано формирование среднего класса, а значит и появление массового покупателя произведений искусства 1993–1999 гг. обозначены кризисными в белорусской арт-индустрии из-за отсутствие художественных инициатив, стратегий художественной политики. Так в период с 1990—2010 гг. основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь продолжало оставаться бюджетное финансирование. Оно не превышало 1,2—1,9 % от общих расходов государственного бюджета. Это привело к катастрофическому недостатку финансовых средств, ухудшению состояния материально-­технической базы учреждений культуры, снижению обеспеченности населения услугами культуры и т. д. В тот период финансирование культуры регулировалось законом от 4 июня 1991 г. «О культуре в Белорусской ССР», согласно которому государство установило гарантированную долю бюджетных средств на развитие культуры и искусства в размере не менее 3 % от общей суммы расходов государственного бюджета. Но, как видно на сегодняшний день, государству не удалось в полном объеме обеспечить бюджетную поддержку сферы культуры в том объеме финансовых средств, который был гарантирован Законом на тот момент. Это вызвало необходимость поиска новых моделей экономической поддержки и укрепления отрасли, реконструирования системы экономических отношений в сфере культуры и адаптации их к условиям рыночной экономики. Кодекс о культуре только в 2017 году

Необходимые финансовые средства выделялись учреждениям культуры, исходя из смет расходов, постатейно утверждаемых и в последующем контролируемых органами управления культуры и финансовыми органами. Вопросы составления сметы расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета, регулировались Инструкцией о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета, утвержденной постановлением Министерства культуры от 30 ноября 2006 г. № 39. Бюджетные учреждения не могли самостоятельно распоряжаться и доходами от платных услуг населению. Планирование осуществлялось на основании смет доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Для повышения точности бюджетного планирования в Беларуси стал применяться нормативно-целевой метод при финансировании учреждений культуры. В рамках данного метода финансирование текущих расходов осуществлялось на основе утверждаемых нормативов финансовых затрат на единицу оказываемой услуги. Подобная модель финансирования представлялась как оплата государством соответствующих результатов и стимул к увеличению результирующих параметров.

Однако, несмотря на недофинансированность сферы культуры и искусства в Республике Беларусь это не смогло остановить развитие арт- индустрии. Об этом говорят произошедшие значительные перемены материальной базы сферы культуры в 2006 – 2010 гг.. Среди знаковых событий —сохранение историко-культурного наследия (строительство, реконструкцию, ремонт). Стоит подчеркнуть, что в 2006 г. Министерством культуры в соответствии с Государственной инвестиционной программой было израсходовано 69,3 млрд руб., то в 2011 г. — уже 174,3 млрд. Это в 2,5 раза больше, чем в 2006 г., и почти в 15 раз — чем в 2004 г. Данные денежные суммы выросли по отношению к годам их рассмотрения, но не приблизились к обещанным процентам финансирования государством сферы культуры. Исходя из вышесказанного, стоит отметить появление новых галерей, коллекционеров, творческих кластеров, приглашение иностранных кураторов, и другие. Так рекордные продажи на белорусском рынке произведений искусств зарегистрированы в 2010 году. Это было вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, надежностью долгосрочных вложений в искусство в условиях экономической нестабильности. Во-вторых, в гонку за произведениями искусства вступили китайские покупатели, а это огромный и еще не насыщенный рынок. В данном случае Беларусь находится в очень выгодном положении – на стыке азиатской и европейской культур, поэтому рынок искусства будет представлять интерес как для азиатских коллекционеров, так и для европейских[33].

На данном этапе развития белорусских сегментов арт-индустрии лидирует живопись и составляет 52% от всех продаж произведениями искусства в Беларуси. Цены колеблются в значительном диапазоне. Например "Абстрактная композиция" Лидии Мастерковой была продана в 2010 году за 51 тысячу фунтов, "Натюрморт с яркими цветами" Зинаиды Серебряковой - за 78 тысяч фунтов, "Маленький ковбой" Николая Фешина - за 956 тысяч фунтов. За 960 тысяч долларов была продана последняя картина белорусского художника Олега Елизарова, ушедшего из жизни [32]. А красота и качество в современном искусстве – понятие относительное. Главное - имя и биография автора: где проходили его выставки, в каких галереях хранятся работы. Для отечественных художников, к примеру, показательным становится участие в экспозициях ведущих западных галерей. Выставка в Париже или Лондоне может поднять стоимость работ на 20-30% [30].

 

22. Основные направления развития арт-индустрии в Беларуси

Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень - залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан.

Приоритетами в области развития культуры в Республике Беларусь являются:

· возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры;

· деятельность по сохранению и использованию историко-культурного наследия;

· создание и популяризация произведений искусства и литературы для детей, их эстетическое образование и воспитание;

· популяризация классических произведений отечественного и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры;

· обеспечение развития культуры в сельской местности, расширению культурной инфраструктуры деревни.

· создание эстетической и удобной жизненной среды для жителей страны.

К перспективам можно отнести следующее:

1. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя, а именно искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование);

2. Художественное коллекционирование как основа белорусского арт- рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса.

3. Привлекательность отечественного арт-рынка для частных и корпоративных инвесторов за счет увеличения спроса на мировом арт-рынке и низкой стартовой цена на работы белорусских деятелей искусства.

Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развития арт -индустрия постепенно приобретает всё больший вес в искусстве, жизни общества и экономических отношениях. Поскольку произведение искусства могут выступать объектом купли-продажи, участвовать в товарообмене, на него может быть спрос, и они могут конкурировать с другими произведениями, также можно говорить и о рынке произведений искусства. Существует мнение, что «нет никакого смысла производить искусство, если его не выставлять и не продавать: достаточно тогда внутреннего созерцания и медитации. Искусство ориентировано на создание ценностей и их сбыт» [51, c.531]. Начиная с Великобритании, которая стала страной-основателем теории о слиянии экономики и креативных потенциалов населения, мы видим множество удачных примеров по всему миру: Франция, Китай, Россия и др [24, c.98].

Белорусский арт-рынок оформился относительно недавно и пока находится в состоянии формирования многих его сегментов. Стоит отметить то, что на данном этапе развития нет четкой организации арт-рынка и существует проблема нехватки квалифицированных кадров и отсутствия специализированного института. В Республике отсутствуют разработанные как механизмы участия страны в международном обмене данным специфическим товаром, так и не урегулированы вопросы правовой защиты прав авторов произведений. Деятели культуры, художники в пореформенное время оказались в ситуации свободного выбора форм и способов творческой деятельности в рамках стихийного художественного рынка и негарантированности государственного патронажа, экономичеcкой и политической ситуации, коммерциализации искусства в условиях рыночных отношений, доминирование массовой культуры поставило художников в сложное положение. Каждый из них в частности вынужден самостоятельно решать вопросы продвижения на рынок, в том числе и международный, реализации результатов своей интеллектуальной деятельности.

 

23. Перспективы развития арт-индустрии в Республике Беларусь

Обратившись к основным этапам развития и рассмотрев современное состояние белорусской арт-индустрии можно обозначить основные проблемы отечественного арт-рынка:

1. Отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный;

2. Слабое использование модели культурного предпринимательства и модели предпринимательского типа, основанная на инновации, в том числе использования проектного менеджмента, основанного на анализе ситуации, выделении приоритетов, видения перспективы развития, позволяющий сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения наиболее актуальных задач развития арт- рынка;

3. Отсутствие института экспертов и профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг деятелей арт-индустрии;

4. Слабое инвестирование неликвидных активов в виде произведений, которые почти невозможно перепродать.

5. Осложнённость процесса порядка ввоза-вывоза произведений искусства, экономического элемента, обеспечивающего продвижение товара на международный рынок. [ 7, с.25].

Логичным будет определить предполагаемую причину проблем отечественного арт-индустрии. Такой причиной может послужить ничто иное как отношение республиканского бюджета к уточненным плановым финансовым назначениям на развитие культуры: отрасль постоянно недофинансировалась.

К перспективам можно отнести следующее:

1. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя, а именно искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование);

2. Художественное коллекционирование как основа белорусского арт- рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса.

3. Привлекательность отечественного арт-рынка для частных и корпоративных инвесторов за счет увеличения спроса на мировом арт-рынке и низкой стартовой цена на работы белорусских деятелей искусства.

Политика в области творческих индустрий в Республике Беларусь может развиваться по следующим направлениям:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 95; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.