КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие 3. Территориальные особенности демографического развития России. Особенности размещения и расселения населения России
Семинарское занятие 2. Теоретические основы экономической и социальной географии. Природные условия и ресурсы как предпосылки регионального развития. Обеспеченность природными ресурсами экономических районов России План занятия: 1) Устный контроль (экспресс-опрос). 2) Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями. 3) Обсуждение докладов и подведение итогов. 4) Выполнение практической работы №2 (Задание для внеаудиторной работы). Рейтинговая оценка: — до 5 баллов за участие в опросе (баллы текущего контроля) — до 7 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля) / до 3 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля) — до 5 баллов за выполнение практической работы (баллы текущего контроля) Контрольные вопросы по теме «Теоретические основы экономической и социальной географии»: 1. Дайте определение экономической и социальной географии. 2. Определите научную и практическую задачи экономической и социальной географии. 3. Охарактеризуйте народное хозяйство как объект изучения в экономической и социальной географии. 4. Определите главный предмет экономико-географического изучения. 5. Назовите основные направления экономической и социальной географии. 6. Определите суть учения о территориальном разделении труда и его значения для формирования географии хозяйства. 7. Дайте определение размещения производства и его основных факторов. 8. Определите суть теорий размещения А. Вебера, А. Леша и И. Тюнена. 9. Что такое «географическое положение» и чем оно характеризуется? 10. Что такое районирование и для каких целей оно используется? 11. Охарактеризуйте основные методы экономико-географических исследований. 12. Какие ученые и когда опубликовали первые экономико-географические работы? 13. Кто является основоположником социально-экономической географии в России? Кто и какими исследованиями занимался в XVIII и XIX в.? 14. Какими основными проблемами занималась социально-экономическая география России в XX в.? 15. Какие основные этапы развития теории экономического районирования России можно выделить в XVIII и XIX в.? 16. Какие научные школы сформировались в зарубежной региональной науке в XIX в.? Какие зарубежные ученые внесли наибольший вклад в развитие региональной науки в XX в.? 17. Каким образом развивалась теория и практика отечественного экономического районирования на протяжении XX в.? 18. Каковы основные теории отечественной «районной» школы социально-экономической географии? Почему отечественная региональная наука в XX в. оказалась в положении отстающей? Каковы перспективы ее дальнейшего развития? Контрольные вопросы по теме «Природные предпосылки социально-экономического развития России»: 1. В чем состоит различие между природными ресурсами и природными условиями? Как природные условия и ресурсы влияют на территориальную организацию населения и хозяйства? 2. В чем заключаются наиболее важные классификации природных ресурсов? 3. Экономическая оценка природных ресурсов. В чем заключаются затратный и рентный методы экономической оценки природных ресурсов? 4. Что такое ресурсообеспеченность? Как она измеряется? 5. Какова главная проблема использования природных ресурсов в России? 6. Как различаются запасами природных ресурсов Западная и Восточная экономические зоны России? 7. Какое влияние богатство природными ресурсами оказало на структуру экономики России? 8. По абсолютным запасам каких видов природных ресурсов Россия занимает в мире лидирующие позиции? 9. Как минеральные ресурсы распределяются по территории России? 10. Каковы основные характеристики земельных ресурсов России? 11. В чем особенности распределения по территории России водных и гидроэнергетических ресурсов? 12. По каким характеристикам лесные ресурсы являются уникальными, а по каким хуже, чем во многих других странах мира? 13. В каких частях России значительны запасы ресурсов нетрадиционной энергетики? Как они используются в настоящее время? 14. Каковы особенности рекреационных ресурсов России? 15. Каковы главные черты природных условий России? Каким образом можно составить комплексную оценку природных условий? 16. Как оценивается влияние природных условий России на развитие хозяйственной деятельности и жизнь человека? 17. В чем заключается суть рационального природопользования? Какие составные части оно включает? В каких районах России проблемы рационального природопользования стоят наиболее остро?
Тематика презентаций и докладов: 1. Природные условия в Российской Федерации, их влияние на социально-экономическое развитие страны. 2. Экономическая оценка природных ресурсов и условий. 3. Экономическая оценка топливно-энергетических ресурсов России. 4. Экономическая оценка руд черных и цветных металлов России. 5. Экономическая оценка нерудных полезных ископаемых России. 6. Экономическая оценка земельных ресурсов России. 7. Экономическая оценка водных и гидроэнергетических ресурсов РФ. 8. Экономическая оценка лесных и других биологических ресурсов России. Методические указания: — В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. — Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается. — Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. — Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).
Практическая работа №2 «Природно-ресурсный потенциал и его оценка». Методические указания: Работа выполняется во внеурочное время. Студенты используют рекомендуемую и дополнительную литературу, материалы интернет-источников. Студенты должны оценить природно-ресурсный потенциал Российской Федерации. Задания: Задание 1. Используя данные таблиц (№6-10), приведенных ниже, определить природно-ресурсный потенциал регионов – субъектов Российской Федерации в пределах экономических районов РФ (федеральных округов), проанализировать полученные результаты и выделить регионы РФ с высоким, средним и низким уровнем обеспеченности природными ресурсами. Для выполнения задания необходимо: 1. Составить список субъектов, входящих в состав экономического района (федерального округа), и произвести оценку по каждому из них имеющихся природных ресурсов (по материалам таблиц и атласа). 2. Заполнить таблицу. Таблица 4 Оценка природно-ресурсного потенциала… экономического района
3. Общая оценка природно-ресурсного потенциала региона находится путем вычисления суммы балльной оценки каждого вида ресурсов с учетом шкалы ценности ресурсов, разработанной И.Ф. Зайцевым и О.А. Изюмским в книге «Природные ресурсы – на службу экономическому прогрессу» (М.: Мысль, 1972). Таблица 5 Оценка значимости природных ресурсов в баллах
*Учитывая дефицит данного сырья в настоящее время, внесена корректировка балла. 4. При оценке природно-ресурсного потенциала региона, кроме видов природных ресурсов, необходимо оценить и факторы, влияющие на доступность их освоения. Для этого учитываются поправочные коэффициенты: А) Коэффициент значимости природных ресурсов. В зависимости от величины месторождения все природные ресурсы можно разделить на источники: 1) всероссийского значения (ВР) – коэффициент – 6; 2) межрайонного значения (МЕЖ) – коэффициент – 3; 3) местного значение (МЕСТ) – коэффициент – 1; 4) отсутствие источников или их незначительные запасы – коэффициент 0. Значимость можно определить на основе анализа информации указанных литературных источников в разделе, посвященном характеристикам природных ресурсов регионов, а также по карте полезных ископаемых. Так, о величине запасов месторождения можно судить по количеству значков данного вида ресурсов на карте той или иной территории. Необходимо понимать, что в предлагаемом списке указаны месторождения, которые: а) давно разрабатывались и запасы которых практически исчерпаны, б) разрабатывались, но в настоящее время оказались нерентабельными, в) разрабатываются в настоящее время, г) обладают потенциальными ресурсами, но в настоящее время не разрабатываются или недостаточно разведаны, но в будущем могут иметь большое значение. Кроме того, следует учесть, что цветные металлы во многих случаях добываются из комплексных руд, например полиметаллических или медно-никелевых руд, в этом случае каждый вид металла целесообразно оценить соответствующим баллом. Б) Степень удалённости источников ресурсов от транспортных коммуникаций (преимущественно магистральной сети железных дорог) может быть учтена с помощью шкалы коэффициентов, построенной в прямой зависимости от зон дальности. Вариант, принимаемый в работе: для северных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока поправочный коэффициент составляет - 0,5 (если месторождение на карте удалено от железных дорог более чем на 500 км, то балл значимости ресурсов умножается на 0,5). Таблица 6 Рудные и нерудные полезные ископаемые Российской Федерации
Таблица 7 Бассейны и месторождения каменного и бурого угля, торфа и горючих сланцев в России
Таблица 8 Месторождения природного газа в России
Таблица 9 Нефтяные и нефтегазовые месторождения РФ
Таблица 10 Водные и лесные ресурсы экономических районов РФ
Задание 2. Картографическая работа. Нанести на контурную карту: основные нефтегазоносные провинции, угольные бассейны, железорудные бассейны страны. Задание 3. Разделите экономические районы страны на три группы по благоприятности природных условий для жизни людей. Сравните полученные группы с группами по обеспеченности природными ресурсами. Сделайте вывод о соотношении природных ресурсов и природных условий на уровне экономических районов России. Литература для подготовки: 9. Голубчик, М.М., Файбусович, Э.Л., Носонов, А.М., Макар, С.В. Экономическая и социальная география. Основы науки [Текст]: учеб. для вузов. – М.: Владос, 2009. 10. Горохов, С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Текст]: учеб. пособие / С.А. Горохов, Н.Н. Роготень. - М.: Юнити-Дана, 2011. – 271 с. 11. Максаковский, В.П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций. В 2-х ч. [Текст] - Ч.1-2. / В.П. Максаковский. - М.: Владос, 2009. – 525 с. 12. Экономическая география России [Текст]: Учеб. / В.И. Видяпина. - Изд. перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. – 568 с. 13. Экономическая география России [Текст]: Учеб. / Под ред. Т.Г. Морозовой. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2011. – 479 с. 14. Кузьбожев, Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева, М.Г. Световцева. - М.: Юрайт, 2009. – 540 с. 15. Желтиков, В.П. Экономическая география и регионалистика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Желтиков. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Аадемцентр, 2009. – 384 с. Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Симагин; Под ред. В.Г. Глушковой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Кнорус, 2009. – 384 с.
План занятия: 1) Устный контроль (экспресс-опрос). 2) Письменный контроль (тестирование и письменный ответ) 3) Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями. 4) Обсуждение докладов и подведение итогов. 5) Выполнение практической работы №3 (Задание для внеаудиторной работы). 6) Написание конспектов (Задание для внеаудиторной работы). Рейтинговая оценка: — до 5 баллов за участие в опросе (баллы текущего контроля) — до 5 баллов за тест и письменный ответ (баллы текущего контроля) — до 7 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля) / до 3 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля) — до 5 баллов за выполнение практической работы (баллы текущего контроля) — до 2 баллов за написание 1-го конспекта (баллы текущего контроля)
Контрольные вопросы по теме «Численность и размещение населения»: 1. Каковы исторические тенденции в численности населения России? 2. Какими данными пользуются в России при определении численности населения? 3. Охарактеризуйте основные типы воспроизводства населения, их отличия. 4. Каковы современные тенденции в численности населения России? 5. Назовите последствия социальных и военных бедствий XX века для населения России. 6. Что такое «миграция населения» и ее основные направления в России. Каким образом классифицируются миграции населения? 7. Охарактеризуйте соотношение городского и сельского населения России. 8. Что такое «расселение» и какие формы расселения вы знаете? 9. Назовите основные изменения в городском и сельском расселении. 10. Что такое «урбанизация» и ее основные черты в России. 11. Охарактеризуйте размещение населения по территории России. 12. Чем отличаются «Главная полоса заселения» и зона Севера? Тематика презентаций и докладов: 1. Депопуляция российского населения в конце XX века. 2. Роль миграции в формировании постоянного населения и трудовых ресурсов региона. 3. Особенности расселения населения России. Факторы, влияющие на расселение населения. 4. Урбанизация в России на современном этапе. Городские агломерации, города и поселки городского типа. Функции городских поселений. Урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. 5. Сельское расселение в России: зональная типология, исторические проблемы развития. Методические указания: — В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. — Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается. — Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. — Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).
Практическая работа №3 «Численность населения России». Методические указания: Работа выполняется во внеурочное время. Студенты используют рекомендуемую и дополнительную литературу, статистические материалы и интернет-источники. Студенты должны проанализировать динамику численности населения Российской Федерации. Задания: На основе статистических данных составьте и проанализируйте диаграмму, характеризующую динамику численности населения России за 1991–2013 гг. Конспектирование материала по следующим вопросам: 4. Процессы урбанизации в современной России. Городские агломерации, города и поселки городского типа. Функции городских поселений. Литература для подготовки: 1. Борисов, В.А. Демография: учеб, пособие для вузов. - М.: NOТА ВЕКЕ, 2001. 2. Введение в экономическую географию и региональную экономику: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. - М.: ВЛАДОС, 2009. 3. Демография: учеб, пособие / под ред. В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2009. 4. Копылов, В.А. География населения: учеб. пособие для вузов. - М., 1998. 5. Ковалев, С. А. Избранные труды – Смоленск: «Ойкумена», 2003. 6. Лаппо, Г.М. География городов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1997. 7. Морозова, Т.Г., Победина, М.П., Шишов, С.С. Экономическая география России: учеб. пособие для вузов. - М., 2009. 8. Народонаселение. Энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994. 9. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - М.: Госкомстат России, 2003. 10. Регионы России. Статистический ежегодник. - М., 2000 - 2011. 11. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2000 - 2011. 12. Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения: учеб. пособие для вузов. - М.: Дашков и К°, 2009. 13. Слука, А.Е., Слука, Н.А. География населения с основами демографии: учеб. пособие для вузов. - М.: МГУ, 2002. 14. Территориальная организация населения: учеб. пособие / под ред.проф. Е.Г. Чистякова. – М.: Вузовский учебник, 2007. 15. Экономическая и социальная география России: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2002.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |