Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный модуль 3




Тема 6. Проблема стресса и дистресса в труде

Понятие и фазы стресса по Г.Селье. Стресс и дистресс в процессе трудовой деятельности. Основные виды профессионального стресса. Источники профессиональных стрессов. Способы управления профессиональными стрессами.

Тема 7. Особенности профессиональной деятельности практического психолога

Проблемы построения «модели специалиста» практического психолога. Профессиональное развитие практического психолога, этапы и кризисы. Основные виды деятельности психолога на производстве, цели и задачи.

Психологическое обеспечение деятельности человека в сложных технических комплексах

Тема 8. Теоретико-методологические основы инженерной психологии

Влияние НТП на психологическое содержание трудовой деятельности. Роль человека в системах «человек-машина».

Предмет, задачи и методологические принципы инженерной психологии. Основные методы инженерной психологии: организационные, эмпирические, математические, способы интерпретации данных. Моделирование как специфический метод инженерной психологии, его виды.

Тема 9. Психологические основы операторской деятельности

9.1. Определение и специфика операторской деятельности

Понятие и виды операторской деятельности. Особенности труда операторов в современных условиях. Основные режимы работы оператора. Общая схема деятельности оператора.

9.2. Ошибки и проблема надежности оператора

Характеристики надежности операторского труда. Ошибки в труде операторов, проблемы их изучения. Методы исследования ошибок операторов.

Тема 10. Инженерно-психологические основы проектирования и эксплуатации СЧМ

10.1. Инженерно-психологическое проектирование СЧМ

Понятие и схема системы "человек-машина" (СЧМ). Машиноцентрический и антропоцентрический подходы в понимании СЧМ. Виды и характеристики СЧМ. Этапы инженерно-психологического проектирования СЧМ (общая схема). Психологические параметры в проектировании систем отображения информации (СОИ), систем ввода информации (СВИ), рабочего места оператора.

10.2. Психологическое обеспечение эксплуатации СЧМ

Профотбор и формирование рабочих групп операторов. Учет индивидуальных характеристик оператора. Управление рабочей группой операторов. Организация труда операторов.

Тема 11. Психологические особенности системы «человек-компьютер»

Система «человек-компьютер» и ее специфика. Проблемы взаимодействия человека и компьютера. Последствия компьютеризации. Специфика трудовой деятельности в условиях «виртуального офиса». Проблема компьютерной зависимости.

Компьютер в профессиональной деятельности психолога. Возможности использования информационных технологий для развития интеллекта, коррекции эмоциональных и личностных нарушений.

 

ОЦЕНИВАЕМЫЕ ВИДЫ РАБОТ ПО КУРСУ

Самостоятельная работа студентов

Критерии оценивания самостоятельной работы наличие, правильность, содержательность, логичность конспекта (максимум 5 баллов за каждую работу).

№ п\п Критерий оценивания Количество баллов
  Правильность, содержательность, логичность конспекта 3-5

 

Самостоятельная работа 1

Тема 2. История развития психологического знания о труде

Цель: ознакомление с основными этапами развития психологических знаний о труде

Форма отчетности: План-конспект.

План

1. Классические подходы в психологии и социологии труда.

2. Концепция «человеческих отношений».

3. Психотехника.

4. Эргономика.

5. Отечественная психология труда.

Рекомендуемая литература:

1. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. – М., 1992 // Электронный ресурс.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. – С. 11-13, 18-42 // Электронный ресурс.

3. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2005. – С. 39-56, 65-72 // Электронный ресурс.

 

Самостоятельная работа 2

Тема 3. Структура профессиональной деятельности

Цель: формирование представлений о психологической структуре профессиональной деятельности

Форма отчетности: План-конспект.

План

1. Основные подходы к пониманию структуры профессиональной деятельности.

2. Основные психологические особенности субъекта труда: когнитивные процессы, регулятивные процессы, коммуникативные процессы, профессионально важные качества, функциональные состояния, эмоционально-волевые процессы, мотивация.

Рекомендуемая литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С.52-57.

2. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.57-67, 112-173, 190-236.

 

Самостоятельная работа 3

Тема 5. Психологические особенности труда в коллективе

Цель: ознакомление с психологическими характеристиками трудового коллектива

Форма отчетности: План-конспект.

План

1. Представление об организации. «Организационная культура».

2. Психологические характеристики производственного коллектива.

3. Проблема управления и лидерства в производственном коллективе.

4. Организационное консультирование.

Рекомендуемая литература:

1. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – М., 2004. ‑ С. 48-126 // Электронный ресурс.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. ‑ С. 196-220, 224-228 // Электронный ресурс.

 

Самостоятельная работа 4

Тема 7. Особенности профессиональной деятельности практического психолога

Цель: ознакомление с содержанием профессиональной деятельности психолога на предприятии (в организации)

Форма отчетности: План-конспект..

План

1. Специфика профессиональной деятельности практического психолога.

2. Содержание работы психолога на предприятии (в организации).

3. Основные этапы развития психолога-практика.

Рекомендуемая литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С. 21-26.

2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – М., 2004. ‑ С. 11-15 // Электронный ресурс.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. ‑ С. 405-424 // Электронный ресурс.

4. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В.Винокурова. ‑ СПб., 2001. ‑ С. 21-55.

 

Самостоятельная работа 5

Тема 9. Психологические основы операторской деятельности

Цель: формирование психологических знаний об операторской деятельности

Форма отчетности: План-конспект.

План

1. Понятие операторской деятельности и ее особенности в современных условиях.

2. Общая схема деятельности оператора.

3. Надежность труда операторов.

Рекомендуемая литература:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. ‑ С. 161-173 // Электронный ресурс.

2. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.74-76.

 

Самостоятельная работа 6

Тема 10. Инженерно-психологические основы систем «человек-машина» (СЧМ)

Цель: формирование психологических знаний о системе «человек-машина»

Форма отчетности: План-конспект.

План

1. Виды и характеристики систем «человек-машина» (СЧМ).

2. Общая схема инженерно-психологического проектирования.

3. Основные направления психологического обеспечения эксплуатации СЧМ.

Рекомендуемая литература:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. ‑ С. 158-161, 173-182 // Электронный ресурс.

Самостоятельная работа 7

Тема 11. Психологические особенности системы «человек-компьютер»

Цель: формирование психологических знаний о системе «человек- компьютер»

Форма отчетности: План-конспект.

План

1. Психологические особенности системы «человек-компьютер».

2. Проблемы взаимодействия человека и компьютера.

3. Особенности использования компьютера в деятельности психолога.

Рекомендуемая литература:

1. Леонова А.В., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. – М., 1995. ‑ С. 336-374 // Электронный ресурс.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. ‑ С. 182-191 // Электронный ресурс.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Цель контрольной работы: проверить знания студентов по пройденному материалу и предварительно аттестовать их.

Структура контрольной работы: 16 вариантов индивидуальных заданий, состоящих из трех вопросов по содержательным модулям курса. Вариант контрольной работы определяется порядковым номером фамилии студента в журнале академической группы, с 17 номера списочного состава варианты заданий повторяются с начала.. Задания предполагают знание лекционного материала и материала, освоенного самостоятельно к семинарам, по темам СР; знание научно-психологической литературы по курсу; иллюстрацию отдельных ответов примерами и размышлениями.

Критерии оценивания – оформление работы (0-4 балла),правильность и логичность каждого ответа, знание обязательного и дополнительного материала по курсу (0-7 баллов за каждый вопрос). Максимальное количество баллов за контрольную работу – 25.

№ п\п Критерий оценивания Количество баллов
  Ответ на вопрос правильный, логичный, знания глубокие, свободное владение материалом  
  Ответ на вопрос в целом правильный, знания в объеме обязательного материала  
  Некоторые неточности и пробелы в знаниях 4-5
  Знания фрагментарные 2-3
  Материалом не владеет 0-1
  Оформление: · письменно или в печатном виде на листах формата А4; · титульный лист; · объем ответа на каждый вопрос – 1-3 страницы; · список использованной литературы после каждого вопроса (1-3 источника); · вывод после ответов на каждый вопрос. 0-4

Список рекомендованной литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.-Екатеринбург, 2003.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда // Электронный ресурс.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс.

4. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003.

5. Толочек В. А. Современная психология труда. ‑ СПб.: Питер, 2005 // Электронный ресурс.

Содержание заданий (по вариантам)

1.

1. Определите предмет психологии труда.

2. Психологическое представление об организации.

3. Формирование психологической структуры профдеятельности.

2.

1. Основные разделы психологии труда.

2. Определите психологические характеристики производственного коллектива.

3. Профессиональное самосознание и его особенности.

3.

1. Понятие «эргономика».

2. Проблема управления производственным коллективом.

3. Соотношение основных жизненных и профессиональных кризисов.

4.

1. Исторические формы психологических знаний о труде.

2. Понятие и содержание кадрового менеджмента.

3. Кризис профадаптации.

5.

1. Классические подходы в психологии и социологии труда.

2. Профессиональное самоопределение.

3. Кризис угасания профдеятельности.

6.

1. Концепции «человеческих отношений».

2. Психологические характеристики труда.

3. Кризис карьеры.

7.

1. Профессиональная мотивация.

2. Понятие и виды профессиональных стрессов.

3. Кризис учебно-профессиональной ориентации.

8.

1. Сравните периодизации развития субъекта труда по Е.А.Климову и Д.Сьюперу.

2. Источники трудовых стрессов.

3. Основные этапы профессионального развития психолога.

9.

1. Психотехника.

2. Психологическое сопровождение профессионального развития человека.

3. Представление об «организационной культуре».

10.

1. Основные проблемы психологии труда в дореволюционной отечественной науке.

2. Способы управления производственными конфликтами.

3. Кризисы профессионального развития психолога.

11.

1. Отечественная психотехника.

2. Динамика кризисов профессионального развития.

3. Работа с персоналом в условиях развивающейся организации.

12.

1. Кризис профессионального роста.

2. Методы психологии труда.

3. Психологические меры по управлению стрессовыми состояниями.

13.

1. Постпрофессиональный кризис (социально-психологической адекватности).

2. Сущность производственного конфликта.

3. Становление профессионализма (подход А.К.Марковой др.).

14.

1. Советская школа психологии труда.

2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации.

3. Сущность и методы организационного консультирования.

15.

1. Общие тенденции в развитии представлений о труде.

2. Кризис профессионального обучения.

3. Факторы возникновения и развития производственного конфликта.

16.

1. Причины кризиса психотехники.

2. Психологический климат коллектива.

3. Специфика работы психолога на предприятии.

ИТОГОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ – ЭКЗАМЕН




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.