Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям 12 страница




Все более нестабильной становилась ситуация и в местных органах власти, где ключевые посты стали занимать представители демократической оппозиции. В Москве и Ленинграде к власти пришло общественно-политическое движение «Демократическая Россия» (в Москве – под руководством Г.X. Попова, в Ленинграде – А.А. Собчака). Кроме того, демократы заняли некоторые ключевые посты и в других Советах.

Параллельно с усилением политических позиций демократов, стали создаваться и другие политические партии, такие как социал-демократическая, либерально-демократическая, христианско-демократическая. Некоторые из них были впоследствии официально зарегистрированы на партии общесоюзного значения, что придавало им совершенно другой статус и влияние.

Демократизация внутриполитической системы одним из своих следствий имела обострение отношений с союзными республиками, в которых все более отчетливо стали активизироваться сепаратистские настроения, а они в свою очередь, вызвали ответную реакцию противников отделения от Советского Союза. В 1988 году начался вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном за контроль Нагорным Карабахом. Тогда же обострились отношения и в среднеазиатских республиках, что привело к кровопролитным столкновениям в Ферганской долине, Душанбе. В Южной Осетии и Абхазии внутриполитическое противостояние вылилось также в военный конфликт. Почти все союзные республики оказались охвачены политической борьбой, результатом которой становилось, в основном, открытое военное противостояние (Приднестровье, Прибалтийские республики).

Экономическое развитие. На предпоследнем съезде XXVII КПСС были выработаны мероприятия по ускорению социально-экономического развития. Основной задачей было признано увеличение ВВП на 4%, что позволило бы с большей сивостью финансировать социальную сферу. Однако выполнить этот план не лось и уже к началу 90-х гг. уровень ВВП упал на 10%.

Попытки внедрить частное предпринимательство к ожидаемым результатам также не привели, так как не была четко продумана налогово-экономическая политика в отношении новых предпринимателей. Отсутствие кредитной и банковской системы тоже не способствовали налаживанию нового направления в экономике.

Таким образом экономическая ситуация ухудшалось и как результат глава пра­вительства Н.И Рыжков в 1990 г. подал в отставку. Инфляция, обесценивавшая национальную валюту каждый месяц, все растущая безработица вызывало массовое недовольство. Даже в Москве, чего раньше никогда не было, ощущались сильные перебои с продовольствием и самыми необходимыми товарами народного потребления.

Внешняя политика. После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. и начала там активных военных действий, Соединенные Штаты стали размещать (с 1983 г.) в странах своих союзников в Западной Европе ракеты дальнего действия. В ответ на это, СССР сделал то же самое на территории Чехословакии и ГДР. Обострения накалились до такой степени, что США и страны Западной Европы бойкотировали проводившую в Москве в 1980 г. Олимпиаду.

После прихода к власти М.С. Горбачева Советский Союз был вынужден пойти на некоторые уступки, что не в последнюю очередь было связано с тем, что Советское правительство искало поддержку (как политическую, так и финансово-экономическую) у западноевропейских стран в проведении своих реформ. В качестве жеста «доброй воли» Горбачев выдвинул предложение об упразднении обоих военных лагерей – ОВД и НАТО. Естественно, оно было отвергнуто и в конечном Итоге было достигнуто взаимоприемлемое для всех сторон решение о разоружении. К 1990 г. на территории Европы и СССР и США убрали все свои ракеты средней и меньшей дальности. Помимо этого, советское правительство обязалось уничтожить ракеты, базировавшиеся в Сибири и на Дальнем Востоке. Основной уступкой СССР западноевропейским союзникам было решение о выводе войск с территории Афганистана. Хотя военные действия никакого реального успеха уже не приносили (ни в геополитическом, ни в экономическом плане), Советский Союз пошел на подписание в Женеве в 1988 г. соглашения с Соединенными Штатами по поводу дальнейшей политики в Афганистане. Окончательно вывод войск состоялся в 1989 г.

С другой стороны, новому советскому правительству было необходимо определяться и со своими отношениями и с союзниками по ОВД. Курс на либерализацию, провозглашенный Горбачевым во внутренней политике, привел к тому, что страны социалистического блока почувствовали себя свободными от прежнего жесткого контроля. Выбор в этих странах демократических правительств и последующий распад ОВД и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) окончательно закрепил новый расклад сил на международной арене.

Внутриполитическое развитие в 1991 – 2000 г. К началу 90-х гг. практические все союзные республики уже открыто говорили о своих претензиях на независимость и готовы были приступить к решительным действиям для достижения своих целей. По мнению некоторых партийных руководителей политика, проводимая Горбачевым, еще больше ослабляла авторитет России по отношению к республикам и вела к распаду государства как такового. 19 августа 1991 г., воспользовавшись отсутствием в Москве Горбачева, первые лица государства (вице-президент Г.И. Янаев, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, министр обороны СССР Д.Т. Язов и ряд других, объявили (19 августа) о формировании «Государственного комитета по чрезвычайному положению» (ГКЧП).

Основной целью создания этого формирования провозглашалось сохранение Советского Союза и социалистического строя. В тот же день было объявлено чрезвычайное положение, введены войска, запрещена деятельность всех новообразовавшихся партий, и ряд других мер, направленных на ликвидацию проведенных Горбачевым либеральных преобразований. В качестве основного оппонента ГКЧП являлся Б.Н. Ельцин, избранный к тому времени президентом РСФСР (12 июня 1991), который находился и в прямой конфронтации с Горбачевым. Для ликвидации Ельцина было принято решение о его аресте, для чего к зданию Верховного Совета РСФСР были направлены представители спецслужб. Однако произвести арест и тем более укрепить свою власть в стране ГКЧП не удалось. Массовые выступление и демонстрации, произошедшие в Москве и в других городах, а также отказ военного командования применять к демонстрантам силу, привел к тому, что уже к 21 августа путч кончился, и все его участники были арестованы. Таким образом, Ельцин одержал очень важную для себя политическую победу.

Уже к концу 1991 года все прибалтийские республики объявили о своей независимости. В декабре того же года о выходе из состава СССР объявила Украина. Официально распад СССР был закреплен 8 декабря 1991 г., когда главы основных союзных республик подписали так называемые Беловежские соглашения (от России – Б.Н. Ельцин, от Украины – Л.М. Кравчук, от Белоруссии – С.С. Шушкевич). Было создано СНГ (Содружество Независимых Государств). Впоследствии в состав СНГ вошли также все остальные республики, кроме Эстонии, Латвии и Литвы.

Руководству России удалось сохранить целостность самой России, несмотря на то, что часть автономных республик также заявили о своем желании стать независимый статус. В итоге удалось достичь соглашения, в соответствии с которым устанавливался принцип федеративности.

В 1993 г. началось противостояние между Ельциным и Верховным Советом, который в лице Р.И. Хасбулатова (председатель Верховного Совета РФ) и А.В. Руцкого (вице-президент) выступал противником проводимых Ельциным преобразований. В этих условиях Ельцин пошел на упразднение Верховного Совета и съезда народных депутатов и о создании вместо них Федерального собрания, состоящего из двух палат, а также объявил о формировании Государственной Думы (21 сентября). Уже на следующий день X Съезд народных депутатов объявил о смещении Ельцина с поста президента РФ и о возложении его обязанностей на Руцкого.

3 октября политический конфликт перерос в военное противостояние, когда по приказу Ельцина в Москву была введена тяжелая техника, и было обстреляно здание Верховного Совета. Таким образом, и здесь победителем оказался Ельцин, который уже в декабре 1993 г. организовал выборы в Государственную Думу. Одновременно происходил и референдум по вопросу принятия нового текста государственной конституции. В соответствии с этим документом Россия становилась президентской республикой.

В первой Государственной Думе больше всех мест занял блок, поддерживавший Ельцина, - «Выбор России». Второй по численности партией стала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и третьей - Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) под руководством Г.А. Зюганова. Кроме того в Думу прошли и ряд других партий: «Яблоко», Партия Российского Единства, Женщины России и др). Однако своеобразие ситуации заключалось в том, что ни у одной из партий не было большинства голосов, для того, чтобы проводить необходимые ей решения.

По результатам выборов следующую Государственную Думу (1995 – 1999) преобладающее положение заняла КПРФ. Однако в силу сложившейся политической конъюнктуры и своеобразия политических задач, которые ставила перед собой коммунистическая партия, КПРФ не добилась изменения, проводимого правительством Ельцина политико-экономического курса развития страны.

Летом 1996 г. состоялись выборы президента России. Победитель определялся во втором туре выборов, в результате которых Ельцин одержал победу над Зюгановым. В конце 1999 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку и в соответствии с Конституцией власть перешла к председателю Совета Министров В.В. Путину, который на прези­дентских выборах в марте 2000 г. одержал убедительную победу над всеми своими политическими оппонентами. Второе место занял Зюганов, третье место - лидер партии «Яблоко» - Г.А. Явлинский.

Экономическое развитие. Ко времени прихода к власти Ельцина, экономическая ситуация на территории всей страны была близка полному краху. Огромная инфляция, приводившая к обесцениванию рубля, дефицит продуктов и промышленных товаров вынудил правительство Ельцина пойти на радикальные реформы, направленные на оздоровление экономики страны. Суть реформ заключалась в переходе на экономику, построенную и действующую по рыночным принципам. Для этого заместителем Председателя Совета Министров Е.Т. Гайдаром был разработан план так называемой «шоковой терапии», который включал в себя, прежде всего либерализацию цен. Такая мера, с одной стороны, способствовала оживлению экономики, а с другой стороны, оставила значительную часть населения фактически без средств к существованию, так как все государственные (а других не было) вклады были обесценены, а цены на все продукты выросли во много раз.

Следующим этапом реформы стало проведение приватизации государственных (муниципальных) предприятий (1992 г.), первоначально посредством приватизационных чеков. Потом (с 1994 г.) было принято решение о переходе к денежному этапу приватизации, т. е. к открытой продаже предприятий, находящихся в собственности государства. Предполагалось, что вырученные в результате приватизации денежные средства, будут вложены в те сектора экономики, которые наиболее остро нуждались в этом. Однако средств не хватало, политика их распределения была очень непродуманной и неравномерной. Для пополнения бюджета государство инициировало выпуск акций ГКО (государственные краткосрочные облигации), которые не были подкреплены реальными активами. В результате такой политики государство оказалось не в состоянии выплачивать проценты по облигациям и 17 августа 1998 года было разрешено банкам приостановить выплаты. Сразу после этого курс доллара вырос в несколько раз, а курс рубля рухнул, т. е. произошла девальвация национальной валюты. Глава правительства С.В. Кириенко был отправлен в отставку и премьер-министром после отказа Думы утвердить В.С. Черномырдина был назначен Е.М. Примаков, который сформировал коалиционное правительство (т.е. в котором министерские посты занимали представители нескольких партий). Только к 2000 году более или менее удалось стабилизировать экономическую ситуацию, однако уровень жизни основной массы населения оставался по-прежнему невысоким.

Россия и чеченский конфликт. Осенью 1991 г. в Чечне произошел государственный переворот, в результате ко­торого к власти пришел Д. Дудаев, который объявил о независимости республики, что не было признано ни Россией, ни мировым сообществом. В то же время российское руководство долго не решалось на силовой вариант разрешения конфликта. К тому же, у правительства Дудаева оставалось вооружение, которое бросила советская армия при поспешном уходе из Чечни. После неудачной попытки смещения Дудаева, с помощью подконтрольных российскому правительству чеченских политических деятелей, было принято решение о вводе войск в Чечню (10 декабря 1994 г.). В феврале 1995 года российским войскам после продолжительных боев удалось занять Грозный. Российская армия не была готова к развернувшейся парти­занской войне, поэтому потери были очень значительными, а успехи не позволяли говорить о каком-либо военном преобладании.

В июне 1995 г. произошел захват больницы в г. Буденовске под руководством полевого командира Ш. Басаева. Условием освобождения заложников, было, начало переговоров с Дудаевым, объявленного к тому времени вне закона. Начавшиеся переговоры были прерваны после покушения на командующего российскими войсками А.С. Романова, который получил значительные ранения. Военные неудачи российской армии (в Кизляре, Первомайском) вызвали массовое недовольство населения России и движение за прекращение войны в Чечне. После того, как в августе 1996 г. сторонники Дудаева (он погиб за несколько месяцев до этого – в апреле) практически захватили Грозный, российское правительство пошло на переговоры. В итоге, в г. Хасавюрте (Дагестан) было достигнуто соглашение, согласно которому Россия обязалась вывести все войска с территории Чечни, а Дудаев должен был обеспечить проведение демократических выборов. Решение о правовом статусе Чечни должно было решиться через 5 лет. Состоявшиеся выборы (начало 1997 г.) привели к власти А. Масхадова. Однако Масхадов не обладал реальной властью и не имел поддержки у полевых командиров, которые продолжали вести военные действия и Масхадову практически не подчинялись.

Развернувшиеся военные действия в Дагестане (после того, как отряды Басаева и Хаттаба вторглись на его территорию в августе 1999 г.) вынудил российское руководство принять решение о повторном вводе войск на территорию Чечни. Это произошло осенью 1999 г. Весной 2000 г. под контролем российской армии была уже значительная часть мятежной республики.

Внешняя политика. Отношения со странами СНГ. После развала СССР и образования СНГ Россия была поставлена в совершенно новые условия, когда было необходимо вырабатывать и проводить новую внешнеполитическую концепцию. Уже к 1993 г. все страны, входящие в состав СНГ, ввели свои национальные валюты, упразднив, таким образом, рубль как единую валюту. Кроме того, у России возникли серьезные разногласия сразу с несколькими бывшими советскими республиками, связанные с разделом имущества бывшей советской армии. Особенно остро эта проблема стояла в отношениях с Украиной, которая претендовала на большую часть Черноморского флота. Кроме того, не был окончательно решен вопрос о правовом статусе Крымского полуострова и Севастополя. В результате долгих переговоров (1997 г.) Россия была вынуждена пойти на большие уступки Украине.

После Беловежских соглашений Россия стала правопреемницей СССР. В соответствии с этим все бывшие союзные республики, на территории которых размещалось ядерное вооружение бывшего СССР, должны были передать его России. Однако добиться реального выполнения этих обязательство оказалось непросто, и Украина подписала договор о нераспространении ядерного оружия только в 1994 г.

Отношения со странами дальнего зарубежья. В 1992 г. между Россией и Соединенными Штатами было подписано соглашение об окончании холодной войны. Был заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (CHB - 2). В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, а до этого была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Эти мероприятия позволили России начать процесс вхождения в мировое экономическое и политическое сообщество, однако наметившиеся противоречия не позволили России стать ее полноправным членам. Камнем преткновения стала югославская проблема (смещение Милошевича и бомбардировки войсками НАТО страны), война в Чечне, а также перспектива вхождения стран бывшего социалистического блока в НАТО. В результате Россия была на время исключена из состава Совета Европы, прекратились внешние займы.

Россия в XXI в. (2000 – 2004 гг.). Досрочная отставка Президента РФ Б.Н. Ельцина была предопределена следующими причинами: данный шаг повышал шансы обеспечения преемственности власти; на пике популярности, в том числе и в силу принципиальной позиции в отношении чеченских террористов, был В.В. Путин; успешно складывалась контртеррористическая операция в Чечне; сдвигались сроки выборов – и соперникам оставалось меньше времени на подготовку.

На состоявшихся 26 марта 2000 г. досрочных выборах Президентом РФ в первом же туре был избран В.В. Путин, получивший около 52% голосов. Второе место занял лидер коммунистов Г. Зюганов – более 20% голосов. Новым Председателем Правительства РФ в мае 2000 г. был назначен М.М. Касьянов. Ряд ключевых членов команды Б.Н. Ельцина – министр иностранных дел РФ И. Иванов. В. Рушайло и др. – сохранили свои посты и остались в команде В.В. Путина.

Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г., юрист по образованию, 16 лет (1975-1991) работал в системе КГБ СССР. В 1991 – 1996 гг. – заместитель мэра г. Санкт-Петербург, в 1998 – 1999 гг. – Директор ФСБ РФ, одновременно Секретарь Совета безопасности РФ. С августа 1999 г. – Председатель Правительства РФ, с 7 мая 2000 г. – Президент РФ.

С приходом к власти В.В. Путина произошли значительные изменения в организации государственной власти РФ: созданы семь федеральных округов и назначены Полномочные представители Президента РФ в округах, что способствовало централизации власти; изменена система формирования Совета Федерации – в 2000 – 2002 гг. глав субъектов и их представительных органов, ранее входивших в Совет Федерации по должности, заменили представители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой – законодательным (представительным) органом; произведены изменения в структуре органов исполнительной власти; более динамичным и современным стал стиль управления государством.

В 2003 г. начался процесс укрупнения регионов РФ. 7 декабря 2003 г. впервые в истории современной России прошел референдум об объединении субъектов РФ. Жители Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области проголосовали за объединение данных 2 субъектов в один – Пермский край.Планируется также в дальнейшем укрупнять регионы РФ. Данная политика возможна путем объединения близких по территории, экономическому развитию и культуре субъектов, а также ликвидации «искусственных» субъектов – некоторых автономных округов, которые экономически и политически входят в состав других краев и областей, но при этом формально считаются отдельными субъектами. При этом согласно Конституции РФ и федеральному конституционному закону, объедине­ние субъектов возможно только при согласии их населения, выраженного на референдуме субъекта РФ. После этого наступает более чем 5-летний процесс объединения бюджетов субъектов и их властных структур.

Принятие решение о создании Пермского края на референдумах субъектов, проведенных в 2003 г., - только начало сложного объединительного процесса. Завершится процесс создания Пермского края (с единым бюджетом и органами власти) только в 2009 г., после 5-летнего переходного периода. В декабре 2003 г. губернатором Свердловской области Э. Росселем была выдвинута инициатива объединения 3 субъектов РФ – Свердловской, Челябинской и Курганской областей также в единый субъект РФ – Уральский край.

Основными приоритетами внутренней и внешней политики В.В. Путина являются: усиление роли государства; совершенствование механизма государственного управления; стабилизация ситуации в экономике и экономический рост; борьба с терроризмом; интеграция с Республикой Беларусь; сближение с ведущими европейскими странами – Германией, Великобританией, Францией.

7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Госдуму ФС РФ – первые парламентские выборы в России в XXI веке. По результатам выборов: убедительную победу одержала политическая партия "Единая Россия" (лидеры – Б.Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков) –около 37 % голосов (что, вместе с депутатами-одномандатниками, дало «Единой России» 310 голосов (конституционное большинство) и полный контроль над Думой; 5%-й барьер преодолели 4 партии, наряду с Единой Россией это: КПРФ (лидер – Г. Зюганов) – 12,7 %, ЛДПР (лидер – В. Жириновский) –11,6 %, «Родина» (лидеры – С. Глазьев и Д. Рогозин) – 9,1 %.

Второй срок президентства В.В. Путина. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента РФ (четвертые в новейшей истории России). В.В. Путин, набрав­ший около 71 % голосов, был переизбран Президентом РФ на второй 4-летний срок. Это – наивысший уровень народной поддержки (более 2/3 голосов избирателей), который получал на выборах Президент РФ за весь, период истории России с 1991 г. Отличительной чертой выборов стал рекордно низкий процент голосов, поданных за кандидата от коммунистов Н. Харитонова (14%) – это на 26 % меньше результата Г. Зюганова в 1996 г.

7 мая 2004 г. В. В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до мая 2008 г.). Начало второго президентского срока В.В. Путина было омра­чено убийством президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова 9 мая 2004 г. в Грозном. Кроме этого, летом – осенью 2004 г. по России прокатилась волна террористических актов, закончившаяся захватом заложников в г. Беслане и гибелью более 300 школьников. Эти события лишний раз продемонстрировали слабость работы правоохранительных органов и несовершенство системы государственной власти в целом. Еще до выборов и указанных событий.

9 марта 2004 г. Прези­дентом РФ В.В. Путиным был сделан важный шаг в сфере административной реформы – проведена реформа федеральных органов исполнительной власти. Необходимость данной реформы была обусловлена тем, что система федеральных органов исполнительной власти не соответствовала мировым стандартам и была очень громоздкой. Имелось более 60 федеральных органов 6 видов, которые подчинялись непосредственно Правительству РФ. Функции данных органов часто дублировались, отсутствовала четкая субординация между органами, что порождало неразбериху, конкуренцию между органами и снижало управляемость всей системы. В результате реформы: вместо 6 осталось только 3 вида федеральных органов исполнительной власти – Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства; Федеральные министерства осуществляют политическое руководство и нормативно-правовое регулирование; Федеральные службы осуществляют контрольно-надзорные функции и функции обеспечения безопасности; Федеральные агентства занимаются вопросами управления государственной собственностью и оказания государственных услуг; указанные органы объединены в четкую иерархическую систему – Федеральные агентства и службы находятся в ведении соответствующих министерств (реже – непосредственно подведомственны Президенту РФ или Правительству РФ); сокращен перечень функций органов, особенно в сфере разрешительно-запретительной и регистрационной деятельности; четко разделены (между органами разных видов) функции издания нормативных актов, контроля и надзора.

Почти одновременно с проведением реформы Правительство М.М. Касьянова, работавшее 4 года (2000 – 2004) было отправлено в отставку и сформировано новое Правительство РФ во главе с М.Е. Фрадковым, которое стало работать уже в рамках новой системы. Основные стратегические задачи Правительства М.Е. Фрадкова: структурные реформы в экономике; повышение уровня жизни населения; вступление России в ВТО.

В декабре 2004 г. была проведена еще одна существенная реформа в области государственного управления. Была отменена существовавшая 10 лет система прямых выборов населением субъектов РФ глав субъектов РФ. Согласно новому закону, с февраля 2005 г. введена новая система избрания глав субъектов РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ. Также планируется проведение выборов в Госдуму, начиная с 2007 г., только по партийным спискам.

Вопросы для самопроверки по разделу 4

1 В чем заключаются экономические и социально-политические предпосылки революции 1905 –1907 гг.?

2 В чем состояли основные идеи земельной реформы П.А.Столыпина, почему они оказались нереализованными?

3 Дайте характеристику кризису царизма?

4 В чем проявлялось назревание революционной ситуации?

5 Чем отличалась политика Временного правительства от политики Советов рабочих и солдатских депутатов по отношению к самодержавию?

6 Как большевики решили вопрос по формированию советского государства?

7 Объясните, почему на II съезде Советов новое правительство было сформировано как число большевистское, а не как коалиционное?

8 Объясните, почему белые армии, несмотря на мощь союзников, не смогли выйти победителями в Гражданской войне?

9 Покажите, каково место Гражданской войны в истории России? Охарактеризуйте ее историческое значение.

10 Каковы последствия Гражданской войны?

11 Объясните причины введения в стране «военного коммунизма»? Дайте оценку этому политическому курсу.

12 Какие внешне- и внутриполитические обстоятельства привели к введению НЭПа?

13 Какие социальные и экономические проблемы решались в ходе НЭПа?

14 Насколько значительными и актуальными представляются вам исторические итоги и уроки НЭПа?

15 Почему развертывание индустриализации сопровождалось отказом от НЭПа?

16 В чем состояла концепция индустриализации?

17 Какие проблемы возникли в ходе промышленного строительства в период первых пятилетних планов и как они были разрешены?

18 Какие формы и методы были использованы при объединении крестьян в сельскохозяйственные артели на различных этапах коллективизации?

19 Какие задачи решала культурная революция и каковы ее итоги?

20 Каковы были цели войны фашистской Германии и ее союзников против СССР?

21 Какое значение для Советского Союза имел советско-германский договор о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г.?

22 Когда командование вооруженных сил Германии приступило к непосредственной подготовке войны против СССР и к разработке соответствующего стратегического плана?

23 Какие меры предпринимались в Советском Союзе по расширению военного производства?

24 Какую роль в подготовке советских людей к защите Родины сыграла оборонно-массовая работа?

25 В какой степени Красная Армия была готова к отражению фашистской агрессии?

26 Чем объяснить временные неудачи советских войск в начальный период войны?

27 Какое влияние оказали итоги начального периода войны на дальнейший ход военных действий?

28 Чем была обусловлена выдающаяся победа советских войск под Москвой, одержанная после пяти месяцев тяжелых оборонительных сражений?

29 Почему правящие круги Великобритании и США пошли на сотрудничество с СССР после нападения на него фашистской Германии?

30 Почему союзники СССР не создали второй фронт в 1942 г., несмотря на их обязательство открыть его?

31 В чем состоит главный военно-политический итог Сталинградской битвы? Какие факторы обусловили победу советских войск? В чем значение подвига героев Сталинградской обороны? Почему окруженная группировка войск противника не была сразу ликвидирована?

32 Каковы итоги и уроки Великой Отечественной войны?

33 Чем объясняется взлет могущества СССР после II мировой войны?

34 В чем причины перехода от военно-политического и экономического сотрудничества к глобальному противостоянию между СССР и США после второй мировой войны?

35 Каковы объективные причины кризиса в сельском хозяйстве СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов?

36 В чем причина значительного роста темпов экономического развития СССР во второй половине 50-х годов?

37 В чем причина провала сельскохозяйственных программ Н.С. Хрущева?

38 Почему в исторической литературе период сер. 50-х-сер. 60-х годов получил название «оттепели»?

39 В чем проявились застойные и кризисные явления в социально-экономическом развитии страны в конце 60-х – начале 80-х годов? Какие попытки по выходу из начинающегося кризиса предпринимало руководство страны?

40 Какие причины хозрасчета были заложены в реформу 1965 г.?

41 Охарактеризуйте особенности общественно-политической жизни СССР в конце 60-х – начале 80-х годов?

42 Какие тенденции характеризуют период застоя?

43 Перечислите причины и раскройте сущность перестройки СССР.

44 Новые политические партии, движения, их программы.

45 Каковы основные причины кризиса советского общества в конце 80-х – начале 90-х годов?

46 Почему события августа 1991 года оцениваются как либерально-демократический переворот?

47 В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?

48 Какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года?

 

 

Одной из основных форм учебной работы в вузе являются семинарские занятия. Они тесно связаны со всеми формами обучения – лекциями, консультациями, самостоятельной работой и играют важную роль в учебно-воспитательном процессе.

Целевое назначение семинарских занятий – расширить и закрепить знания, полученные на лекциях, в процессе самостоятельной работы и на консультациях; научиться четко и правильно излагать свои мысли; выработать навыки публичных выступлений и дискуссий; оказывать помощь в изучении источников и литературы, в выборе оптимальных вариантов концепций и подходов.

Практические занятия хронологически охватывают период с древнейших времен до начала XXI в. и посвящены важнейшим проблемам истории России. Основная задача практических занятий заключается в том, чтобы расширить и углубить знания студентов, полученные или на лекциях и в результате самостоятельной работы с учебниками и учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой.

Форма практического (семинарского) занятия определяется его темой. Наиболее оправдавшей себя формой является смешанная: опросно-реферативная. До занятия студенты обязаны изучить минимум рекомендованной литературы и источников. Тематика практических (семинарских) занятий разработана в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «История».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 51; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.