КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий
Проблемное обучение Поисковые и исследовательские технологии. Повышенный уровень Базовый уровень Вопросы для самопроверки и обсуждения 1. Определите положительные и отрицательные стороны каждой из моделей дифференцированного обучения. 2. Обсудите свой опыт обучения в системе дифференцированного обучения. В какой модели вы учились? Чем было полезно такое обучение? Какие ошибки (если были) допустил учитель при организации дифференциации? Практические задания 1. К разработанному модулю составить промежуточные и итоговые задания с учетом одного из принципов дифференциации (по микрогруппам, письменно). 2. Подберите примеры дифференциации.
1. К разработанному модулю составить промежуточные и итоговые задания по таксономии Б. Блума (индивидуально, письменно). 2. Разработайте критерии дифференцированной оценки одного из универсальных учебных действий для учащихся __ класса.
Рекомендуемая литература 1. Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор школы. -1999 - N8. 2. Байбородова Л.В.Индивидуализация образовательного процесса в школе. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2011. - С.83- 96. 3. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 4. Габуева З.У. Углубленное изучение русского языка в малых группах //Русская словесность. - 2002. - №1. - С.48. 5. Загвязинский В.И. О дифференцированном подходе //Народное образование. - 1968. - №10. - С.85-87. 6. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.: «Сентябрь», 2002. 7. Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения. // Педагогика, 1995. - N 6. - С. 3 - 11. 8. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2011. 10. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение. // Директор школы, 1998. - N 2.
Глава 5.
Исследовательский принцип в педагогике предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия. Идея о том, что дети в процессе обучения должны «открывать» знания самостоятельно были популярны еще в античной педагогике и педагогике Возрождения. В современной педагогике внедрение в образовательный процесс исследовательских и поисковых методов связано, прежде всего, с именем Джона Дьюи. Именно он сформулировал идею опоры обучения на непосредственный опыт (собственный опыт учащегося и опыт других людей, в том числе в прошлом) и интерес обучающихся. Д. Дьюи выдвинул и реализовал на практике идею «школы делания» а не «школы слушания». В его школе учеба начиналась с выявления того, что дети уже знают и умеют. Имеющиеся знания служили фундаментом для нового знания. Напомним, что поиск определяется как «информационный процесс извлечения объекта из большого массива данных». Исследование – это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных»[19]. В зарубежной педагогике существует очень условное разделение поисковых и исследовательских технологий, но поскольку оба типа технологий основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем и самостоятельном научном или практическом поиске, мы не будем их разделять. В исследовательском обучении изменяется позиция ученика – он становится инициативным субъектом учебной деятельности. Иногда педагогам знания и опыт детей кажутся слишком ограниченными, недостаточными по сравнению с тем, что знает сам учитель, поэтому учителя стараются рассказать детям как можно больше сами. Но если ученик будет получать знания в готовом виде, он мало что запомнит. Есть исследования, которые говорят о том, что человек запоминает 20% от услышанного, 40% от увиденного и почти 100% из того, что он сделал сам. Поэтому требование опоры на опыт слишком значимо, чтобы им можно было пренебречь ради самого по себе «содержания предмета». При выборе учебных проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт обучающихся, наличие у них возможностей исследовать проблему. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся.
Важной характеристикой обучения, основанного на поисковом подходе, является рефлексия учащихся, которая проводится в конце занятий и помогает детям понять, что нового они узнали, чему научились, какие качества у себя развили, чем полезны для них новые знания и т.д. Рефлексия обычно происходит в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах. Процесс поискового и исследовательского обучения направлен не только на приобретение знаний. В ходе его у учеников формируются метапредметные и личностные компетенции: · обучение процедурам выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного поиска знания; · обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению. · формирование культуры рефлексивного мышления; · формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений; · обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры; · эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности; · эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование. Данный подход воплощается в двух вариантах: (а) Поисковый подход практической, познавательно-прикладной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск новых прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах деятельности). (б) Поисковый подход теоретико-познавательной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск нового теоретического знания, новых познавательных ориентиров.
Поисково-исследовательский подход реализуется в собственно исследовательском обучении, в проблемно-ориентированном обучении, методе проектов, ТРИЗе и других технологиях. Поисковое и исследовательское обучение опирается на особенности работы мышления человека. Процесс получения знания в этих технологиях построен так, чтобы облегчить ученику процесс его осмысления, запоминания и использования. В основе получения знания лежат психологические принципы исследовательского обучения, сформулированные в 60-е годы известным психологом Дж. Бруннером[20]: 1. В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стержневые понятия. О методах их выделения мы говорили в разделе, описывающем модульную технологию обучения. В каждом предмете таких понятий должно быть немного, не более пяти–семи. Определение базовых понятий учебного предмета необходимо учителю в любой технологии, поскольку дает возможность структурировать знания. Простая и понятная структура знания позволит педагогу проще и доступнее объяснять его, а ученикам – быстрее понять, усвоить и выстроить на этой основе собственную систему знаний. 2. В процессе обучения все факты и частные понятия необходимо связывать с выделенными стержневыми понятиями. Тем самым учитель помогает ученикам формировать собственную систему знаний. На первых порах педагог сам проводит связь частных понятий с базовыми, постепенно обучая школьников самостоятельно осуществлять данный процесс. Но даже тогда, когда они в состоянии делать это сами, педагог периодически должен обращаться к ним, задавая вопросы или прося провести связь изучаемого материала с базовыми понятиями. 3. Целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных понятий. На разных этапах обучения ученики вновь и вновь осваивают не только учебный материал, но и базовые понятия на все более сложном уровне. В отечественной школе данный принцип реализуется, например, при концентрическом обучении. 4. В процессе обучения необходимо не только передавать знания обучающимся, но и развивать у них основные способы познавательной деятельности. Основные способы познавательной деятельности в настоящее время находят свое выражение в метапредметных или общеучебных компетентностях. Реализация данного принципа обеспечивает самостоятельность детей в процессе обучения и возможность для них учиться в ходе всей жизни. 5. Необходимо ставить обучающихся в позицию исследователя, первооткрывателя. О важности реализации данного принципа много было сказано выше.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |