КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика штучных грузов
Характеристика и классификация перемещаемых грузов Обработка грузов
Штучные грузы. Все складируемые грузы промышленного предприятия по физическому состоянию подразделяются на три вида: штучные, сыпучие и жидкие. Удельный вес в годовом грузообороте этих видов грузов неодинаков для предприятий различных отраслей промышленности. В среднем для машиностроительных предприятий штучные грузы составляют 70—90 % годового грузооборота. В приборостроении доля штучных грузов в годовом грузообороте еще больше — до 80—95 %. Штучные грузы целесообразно разделить на единичные (штучные), тарные, пакетированные, контейнерные. Различают единичные грузы без упаковки и в упаковке (картонные коробки, ящики, бочки, спец. емкости и т. д.). К единичным грузам относятся кипы, рулоны, пачки (например, пачки пиломатериалов). Тарные грузы — изделия, детали и узлы, размещенные в специальной производственной таре. Под тарой понимают промышленное изделие, служащее для хранения грузов и обеспечивающее их сохранность. Важная особенность тары заключается в обезличивании грузов. При производстве погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС) работ с грузами в таре мы имеем дело не с десятками тысяч параметров, которые характеризуют единичные грузы, а с несколькими типоразмерами производственной тары. Тарные грузы обеспечивают высокую степень эффективности использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава всех видов транспорта и создают большие удобства при перегрузочных и складских операциях. Пакетированные грузы — это единичные, тарно-штучные и тарные грузы, собранные в пакеты на стандартных плоских поддонах или прокладках. Применяются межзаводские и реже — межцеховые пакетные перевозки. При
Контейнерные грузы — укрупненные (до 30 т и более), тарные, тарно-штучные и пакетированные грузы, размещенные в контейнерах — унифицированной многооборотной вторичной таре для бесперевалочной доставки грузов в пределах общегосударственного транспорта. Для перегрузочных операций с контейнерами применяются автопогрузчики — контейнеровозы и козловые контейнерные перегружатели, оснащенные спредерными захватами. На складах промышленного предприятия хранится множество штучных грузов, различающихся по назначению, массе, габаритным размерам и методу упаковки. По основным транспортно-складским характеристикам штучные грузы делятся на следующие группы: комплектующие детали и изделия, оборудование, металлы и металлические изделия, лесоматериалы и строительные материалы. Комплектующие детали и изделия могут поступать на склады промышленного предприятия неупакованными и упакованными в индивидуальную или групповую тару (см. [26] п.3.1). Значительную долю внутризаводского грузопотока составляют детали и изделия массой до 15 кг, поступающие по кооперации и изготовляемые в цехах предприятия. В эту группу грузов входят изделия электротехнической промышленности (электродвигатели, переключатели, реле, трансформаторы и т. д.), электронной промышленности (резисторы, конденсаторы, диоды, триоды, интегральные схемы, элементы вычислительной техники и т. д.) и различная машиностроительная продукция. Многие машиностроительные предприятия получают и складируют комплектующие изделия массой более 15 кг. К таким изделиям относятся средние электродвигатели и генераторы, редукторы, устройства управления и вычислительной техники и др.
К оборудованию отнесены станки, мощные электродвигатели и генераторы, вентиляторы, компрессоры, кондиционеры, вычислительные машины и др. Грузы этой группы обычно поступают на предприятие в специальной таре, обеспечивающей защиту машин и оборудования от механических повреждений и неблагоприятных влияний климатической среды (см. [26] п. 3.2). При поступлении оборудования на предприятие решается вопрос о его дальнейшем хранении в зависимости от следующих факторов: срока хранения до монтажа, допускаемых перепадов температуры при хранении, влияния атмосферных осадков, качества заводской упаковки. После анализа этих факторов определяется место хранения оборудования (опершая площадка, навес, закрытый отапливаемый или неотапливаемый склад), а также решается вопрос о необходимости вскрытия тары для осмотра и дополнительной консервации оборудования. К штучным грузам группы «металлы и металлические изделия» относятся сортовая и фасонная сталь, листовая сталь и листы цветных металлов, металлическая лента, проволока из черных и цветных металлов, металлическая сетка, металл в чушках и слитках. В соответствии с ГОСТ 7566—81* заготовки, прутки черных металлов диаметром до 50 мм поставляются в связках; листовая сталь толщиной до 4 мм — в пачках; металлическая лента поставляется в рулонах массой не более 15—20 т, а проволока — в катушках и бухтах. Плотность о некоторых твердых тел (при 20С) Таблица 3.1
Металлическая сетка поступает на предприятие свернутой в рулоны. Масса рулона и число кусков в нем определяются соответствующим стандартом. Плотность материалов штучных грузов приведена в табл. 3.1.
На складах промышленного предприятия в основном хранятся следующие виды лесоматериалов: бревна, бруски, доски, рейки, фанера, древесностружечные плиты, различные деревянные заготовки и детали. Круглые лесоматериалы лиственных пород поставляются в соответствии с ГОСТ 9462—71*, а хвойных пород — в соответствии с ГОСТ 9463—72* (табл. 1.1) длиной от 1 до 6,5 м. В зависимости от качества круглые лесоматериалы относятся к 1-му, 2-му, 3-му или 4-му сорту. Мелкие лесоматериалы поставляются только 2-го и 3-го сортов. Круглые лесоматериалы маркируются в соответствии с ГОСТ 2292—74* путем нанесения краской на торцевую часть данных по сорту, диаметру (толщине) и назначению бревна. Группы круглых лесоматериалов Таблица 3.2
Лесоматериалы толщиной до 13 см и длиной менее 2 м не маркируются, их данные приводятся в сопроводительной спецификации. Толщина и ширина пиломатериалов Таблица 3.3
Пиломатериалы (доски, бруски) лиственных пород поставляются в соответствии с ГОСТ 2695—83*, а хвойных пород — в соответствии с ГОСТ 8486—86. Пиломатериалы лиственных пород имеют длину от 0,5 до 6,5 м с градацией 0,1 м и толщину 19; 22; 25; 32- 40; 45; 50; 60; 70; 80; 90 и 100 мм. Ширина лиственных пиломатериалов составляет 60; 70; 80; 90; 100; 11О; 130; 150; 180 и 200 мм. Пиломатериалы хвойных пород изготовляются длиной от 0,5 до 6,5 м с градацией 0,1 м, а их толщина и ширина должны соответствовать указанным в таблице 3.3. Клееная фанера марок ФСФ, ФК и ФБА поставляется в соответствии с ГОСТ 3916—69* с длиной листа 1220, 1525, 1830, 2135 и 2440 мм, шириной листа 725, 1220 и 1525 мм; толщиной листа от 1,5 до 18 мм. Марки и номинальные размеры фанерных плит Таблица 3.4
Клееная фанера отправляется заказчику пачками, перевязанными стальной лентой. На каждую пачку наносится маркировка, содержащая размер листов, марку фанеры, число листов в пачке. Масса пачки не должна превышать 80 кг. Марки и размеры фанерных плит, поставляемых в соответствии с ГОСТ 8673—82*, приведены в табл.3.4. На каждую плиту наносится маркировка с указанием марки и размеров плиты. Марки и размеры древесно-стружечных плит (ГОСТ 10632—77*) даны в табл. 3.5. Марки и номинальные размеры древесно-стружечных плит Таблица 3.5.
В состав группы «строительные материалы» входят следующие штучные грузы: кирпич, толь, рубероид, минераловатные плиты, линолеум, керамическая плитка, сантехническая арматура и т. д. Кирпич в основном транспортируют на поддонах с укладкой в пакеты с обвязкой или в пакеты со специальной «елочной» укладкой без применения обвязки. Толь и рубероид поставляются в рулонах шириной 750, 100 и 1025 мм. Минераловатные плиты упаковываются в картонные ящики массой не более 50 кг. Линолеум поставляется в рулонах с оберткой плотной бумагой в два слоя. Рулоны линолеума транспортируют и складируют только в вертикальном положении. Керамическая плитка упаковывается в пачки из гофрированного картона по 20 шт. в пачке. Сантехническая арматура поставляется в индивидуальной или групповой таре. Сыпучие грузы. Сыпучие грузы характеризуются крупностью кусков (частиц), насыпной плотностью, коэффициентами внешнего и внутреннего трения, влажностью и другими физико-механическими параметрами. Удельный вес сыпучих (насыпных) грузов в годовом грузообороте предприятия определяется характером производства. Среднесуточный грузооборот сыпучих грузов заводов с литейными цехами достигает 2000 т. На промышленных предприятиях транспортируются и складируются в основном следующие сыпучие грузы: руда, уголь, глина, песок, формовочная земля, цемент и т. д. Физико-механические свойства сыпучих грузов оказывают существенное влияние на способ их перемещения, захвата и перегрузки. Основными свойствами сыпучих грузов являются крупность частиц, насыпная масса, угол естественного откоса, коэффициенты внутреннего и внешнего трения, абразивность. По крупности частиц сыпучие грузы делятся на 8 категорий с размерами частиц 0,05—320 мм и более в диаметре. При перемещении таких грузов важна и их однородность по крупности, которая характеризуется коэффициентом однородности k0 = amax/amin, где аmin и аmax — размеры максимальной и минимальной частиц перемещаемой массы груза соответственно. При k0 ≤ 2,5 груз является однородным (сортированный) и характеризуется средним размером а. При k > 2,5 груз неоднороден (рядовой) и характеризуется размером аmах. Крупность и однородность грузов учитывается при назначении ширины рабочих органов перегрузочных устройств, пересыпных лотков, размеров выходных отверстий бункеров. По насыпной массе γ грузы делятся на четыре категории: легкие (γ < 0,6 т/м3), средние (γ = 0,6÷1,1 т/м3), тяжелые (γ = 1,1÷2,0 т/м3) и весьма тяжелые (γ > 2,0 т/м3). Масса груза учитывается при определении нагрузок на рабочие органы машин и их производительности. Угол естественного откоса р характеризует наклон поверхности свободного откоса штабеля к горизонтальной плоскости. Различают значения этого угла в покое ρ, в движении ρд (ρд ≈ 0,7ρ) и учитывают его при определении заполнения сечения рабочего органа машины. Коэффициенты трения груза f о поверхность рабочего органа машины (резина, сталь, пластмасса) и соответствующие им углы трения φ (tg φ = f) учитывают при назначении угла установки машины, потерь на перемещение груза. По абразивноcти (способности истирать поверхность рабочего органа) различают грузы неабразивные (группа А), малоабразивные (В), средней абразивности (С) и высокоабразивные (Д). При транспортировании абразивных грузов принимают меры против ускоренного изнашивания рабочих поверхностей транспортирующей установки. С этой целью выбирают материал рабочих поверхностей, стойкий к воздействию абразивных частиц, или наносят на рабочие поверхности специальные футеровочные составы. Следует надежно изолировать ответственные части машин (подшипники, шестерни, шарниры) от проникновения транспортируемого абразивного материала. При выборе оборудования для складирования и транспортирования сыпучих грузов необходимо учитывать прочность частиц, которая определяется пределом прочности частицы в результате ее сжатия внешними силами. Для ряда сыпучих грузов (цемент, известь, сода, глина) следует учитывать явления слеживаемости, когда частицы теряют способность перемещаться в результате длительного хранения. Для борьбы со слеживаемостью применяют различного рода механические рыхлители, устанавливаемые в бункерах или других емкостях и включаемые периодически или перед выгрузкой материала. Характеристики некоторых сыпучих грузов, используемых промышленными предприятиями, приведены в табл. 3.6.
Характеристика сыпучих грузов Таблица 3.6.
Жидкие грузы. Промышленные предприятия используют и хранят на складах жидкие грузы (наливные) следующих видов: нефть и нефтепродукты, смазочные масла, кислоты, щелочи, лаки и краски, крепители, растворители, сжиженные газы и др. Наливные грузы подразделяют на опасные и неопасные. Большинство жидких грузов относится к опасным и требует выполнения мероприятий, обеспечивающих их безопасное транспортирование и хранение. Промышленные предприятия потребляют большое количество различных нефтепродуктов. В качестве топлива для котельных и некоторых технологических установок применяют мазут различных марок, изготовленный в соответствии с ГОСТ 10585—75*. На предприятиях, имеющих автотранспорт для внутризаводских перевозок, оборудуются склады для хранения автомобильного бензина и некоторых видов дизельного топлива (ГОСТ 305—82* и ГОСТ 1667—68*). Для промывки деталей применяется керосин. Для технических целей используют бензин с характеристиками по ГОСТ 3134—78*. Железнодорожным транспортом нефтепродукты доставляются на промышленные предприятия в вагонах-цистернах грузоподъемностью 25; 50; 60; 90 и 120 т или в контейнерах грузоподъемностью 2÷5 т. Контейнеры перевозятся на железнодорожных платформах и с помощью кранов перегружаются на автомобильный транспорт. Техническая характеристика автоцистерн Таблица 3.7.
При доставке нефтепродуктов на предприятия с распределительных нефтебаз используется автомобильный транспорт (автоцистерны, топливозаправщики). Применяются следующие марки автоцистерн: АВЦ-28-151; АЦ-4-150М; АЦ-4-150; АЦ-8-20; ПЦ-6-5207В. Техническая характеристика автоцистерн приведена в табл.3.7. Автозаправщики оборудуются насосом и аппаратурой для перекачки топлива. Управление и контроль за процессами перекачки производятся из кабины автозаправщика. Промышленные предприятия применяют смазочные масла в качестве антифрикционного материала, рабочей жидкости гидронасосов и тормозных систем, для вентиляционных фильтров, для консервации деталей и узлов и т. д. К наиболее потребляемым маслам относятся: авиационное масло (ГОСТ 21743—76*), автомобильное масло (ГОСТ 10541—78*), дизельное масло (ГОСТ 8581—78*), компрессорное масло (ГОСТ 20799—75*), консервационное масло (ГОСТ 18974—73*). Смазочные масла поступают на склады промышленного предприятия в цистернах, контейнерах, бочках, бидонах, банках (см. п. 3.3). Для доставки масел с раздаточных баз на предприятия используются автомобильные маслозаправщики с объемом цистерны 2,4 м3. Цистерна маслозаправщика снабжена устройством подогрева, которое производит нагрев масла перед его перекачкой из цистерны. Контейнеры для смазочных масел изготовляют объемом от 1 до 5 м3 из металла или прочных пластмасс. Металлические бочки изготовляют объемом 40—500 л, бидоны — объемом 5—62 л. Внутреннюю поверхность бочек и бидонов иногда покрывают бензостойким материалом. Жидкие кислоты (азотная, серная, соляная и др.) перевозят и хранят в специальной таре: алюминиевых и стальных цистернах, металлических бочках, стеклянных бутылях емкостью 20—30 л, вставленных в плетеные корзины или деревянные решетчатые ящики. Внутренние поверхности стальных цистерн и бочек гумируют специальными составами. Бутыли с кислотами закрывают притертыми пробками. На цистернах и другой таре с кислотами несмываемой краской наносятся предупредительные надписи: «Опасно», «Едкая жидкость», «Берегись ожога». Щелочи (едкий натр, нашатырный спирт, водный аммиак) транспортируют в цистернах и бутылях и аналогично кислотам снабжают предупреждающими надписями. Лаки и краски, а также различные растворители поставляют в металлических бочках массой до 300 кг, во флягах емкостью до 40 л и в металлических банках. Разбавители и олифы обычно поступают на предприятия в бидонах емкостью 20—30 литров стеклянных бутылях. На промышленном предприятии хранятся следующие виды сжиженных газов: азот технический (ГОСТ 9293—74*), аммиак (ГОСТ 6221—82*), ангидрид сернистый (ГОСТ 2918—79*), ацетилен растворенный технический (ГОСТ 5457—75*), фтористый водород (ГОСТ 3022—80*), жидкий кислород (FOCT,6331—78*), жидкий хлор (ГОСТ 6718—86). Сжатые и сжиженные газы относятся к опасным грузам и хранятся на специальных складах (см. [26] п. 15.1) в стальных баллонах, характеристика которых приведена в [26] п. 3.3. Перегружаемые ГУ, обычно грейферами, сыпучие материалы по гранулометрическому составу (по размерам частиц в мы) классифицируют следующим образом:
При оценке кусковатости материала следует исходить из расчетного ее значения где а1, а2, а3 — размеры куска в трех измерениях. Для рядового материала отношение акmах/акmin > 2,5, а для сортированного акmах/акmin < 2,5. Сыпучие материалы характеризуются физико-механическими параметрами, которые в связи с разнородностью материала отличаются широкими пределами численных значений (табл.3.8). Для некоторых материалов численные значения установлены не для всех параметров. По внешней конфигурации и массе различают штучные грузы трех категорий. А - Единичные крупногабаритные грузы большой массы, перемещаемые нерегулярно. К ним относится различное машинное и другое оборудование, перемещаемое в процессе погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работ. В момент прибытия или отгрузки их можно упаковать в крупногабаритные ящики. Некоторые виды этого оборудования (электродвигатели, редукторы) снабжены рым-болтами или консольными рогами. Для их подвески к крюку крана обычно применяют универсальные стропы, реже специальные устройства, например при монтаже крупных технологических колонн нефтехимических предприятий. Б - Массовые однотипные крупногабаритные грузы большой массы, перемещаемые регулярно — металлические и бетонные строительные изделия (колонны, плиты, фермы, балки, блоки), тяжелые прокатные металлические профили (листы, балки), крупные машинные элементы и детали, лесоматериалы. Для их подвески к крюку крана обычно применяют специализированные ГУ. В - Массовые однотипные малогабаритные грузы малой массы (мелкие машинные детали, тарно-штучные грузы — ящики, кипы, мешки, бочки, рулоны и др., — мелкие строительные детали). Для эффективного перемещения кранами эти грузы надо собирать в контейнеры, пакетировать на поддоны, укладывать в сетки, после чего для их подвески к крюку крана можно применить грузозахватные устройства. Ниже приведены ориентировочные данные для некоторых массовых штучных грузов [9, 10]. Пакеты пиломатериалов
Физико-механические параметры сыпучих материалов
Таблица 3.8
Плотность (т/м3) различных пород древесины Таблица 3.9
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |