КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольная работа 1 страница
ЛИСТ КОНТРОЛЯ Расчет суммы налогооблагаемой прибыли производственного предприятия в плановом году
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(заполняется преподавателем по итогам: - самостоятельной работы студента с УМК и рабочей тетрадью; - участия студента в тьюториале; - выполнения тестовых и контрольных заданий). Преподаватель: (Ф. И. О.)__________________________________________________ Дата______________»___________»_______________
Подпись преподавателя_________________
По дисциплине «Менеджмент» Вариант № 11.
Работу выполнила студентка гр. БПи-41 Либенсон Жанна Михайловна Преподаватель: К.т.н., доцент Котова С.А. Защищена с оценкой ………………………… Дата……………………. Подпись………………..
Пермь, 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Организационно-распорядительные (административные) методы управления….....................................................................................................3 2. Роль решений в процессе управления.............................................................7 3. Опыт зарубежной системы подготовки персонала предприятия………...20 4. Список использованной литературы……………………………………….30
ОРГАНИЗАЦИОННО – РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий). Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов. Возможны три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов: 1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 2. согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов); 3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.) [4]. Организационно-распорядительные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения. Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс. Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения: 1. вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»; 2. пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений; 3. осознанным, внутренне обоснованным. В целом организационно-административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия, которое включает в себя следующие компоненты: · виды и типы воздействия; · адресат; · постановку задания; · определение критерия его выполнения; · установление ответственности; · инструктаж подчиненных и т.д. Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Прямые воздействия, в конечном счете могут привести к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Косвенные методы являются наиболее эффективными, если они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий[6]. Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п. Особенность административных методов: · прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению; · соответствие административных методов нормам органов управления. Существует несколько способов административного воздействия. 1. Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием. 2. Дисциплинарная ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником[4]. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Условия, необходимые для привлечения работника к дисциплинарной ответственности: · неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; · противоправные действия или бездействие работника; · нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий. За провинности в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К ним относятся: лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. 3. Административная ответственность и взыскания используются в случаях совершения административных правонарушений. Разновидности административного взыскания: · штрафы; · предупреждения; · административный арест; · исправительные работы; · конфискация или возмездное изъятие предметов[4]. Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.
РОЛЬ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
Проблема принятия решений - является одной из основных в современной теории и практике управления. Это вполне естественно, так как акт принятия решения является центральным моментом любого процесса управления. Принятие решений присутствует во всех функциях управления[1]. Управлять - значит перевести одно состояние системы в другое, которое отвечает целям управления. Для этого необходимо так воздействовать на структурные компоненты системы, принимая соответствующие управленческие решения, чтобы система эволюционировала в требуемом направлении с нужной скоростью. Информация является основой всякого управления. Информация выражает фактическое состояние объекта управления (управляемой системы), состояния среды, в которой находится объект управления, цели управления и собственно процедуру управляющего воздействия. Решения, в свою очередь, порождают управляющую информацию. Поэтому не случайно, в современной литературе, управление все чаще рассматривается как сложный информационный процесс. В зависимости от функции управления требуется и различного рода информация. Если речь идет о стратегическом планировании, то необходима информация о целях организации, об основных тенденциях ее развития. Говоря об оперативном управлении и контроле, предполагается информация, которая должна включать также личностные характеристики исполнителей. В этом случае на первый план выходят наблюдение, опрос, собственная статистика. Решая проблемы координации, следует иметь в виду такие источники информации как статистика, отчеты, мнение экспертов и руководителей среднего звена. Количество информации, необходимое для принятия управленческого решения, зависит от сложности стоящей проблемы. Степень сложности связана с количеством различных частей, аспектов, деталей, понятий и мерой их взаимосвязанности и взаимозависимости. Кроме того, сложность имеет и субъективную обусловленность, поскольку что сложно для одного человека, может оказаться простым для другого. Сложность определяется количеством информации, необходимой для описания управляемой системы. При таком подходе оценка сложности системы зависит как от объекта, так и от субъекта управления. Без информации невозможно существование обратной связи. Любая информация может быть полезна для достижения целей управления, но важно понимать, что ее можно и нужно классифицировать по степени важности, а также влияния и необходимости решений стратегических, оперативных и тактических. Сегодня в теории принятия решений обычно выделяют два направления - нормативное и дескриптивное[1]. В первом случае исследователи строят изложение на формализованных методах, исследуемых формальными, преимущественно математическими методами, во втором - они опираются, главным образом, на качественное описание и изучение проблемы. Если математические модели, как правило, разрабатываются для двух целей: лучшего понимания существующей реальности и для выработки рационального курса действий, то дескриптивные исследования дают практический опыт принятия решений. Сложность современных проблем деловой сферы делает очевидным вывод о необходимости овладения методами принятия решений руководителями всех уровней. Применение методов нормативного подхода позволяет оценивать проблемную ситуацию, учитывать ресурсы и ограничения, формулировать и анализировать различные варианты действий, выбирать из них оптимальные. Можно понятие «принятие решения» трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле — это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальными или групповыми лицами, принимающее решение с помощью определенных правил. В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т. п.). В широком смысле принятие решения — это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. Именно в таком широком смысле этот термин будет использоваться в данной книге. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Иногда этот этап также включается в понятие «принятие решения»[2]. Для применения количественных методов исследования в любой области всегда требуется какая-то математическая модель. При построении модели реальное явление неизбежно упрощается, схематизируется, и эта модель описывается с помощью того или иного математического аппарата. Чем удачнее будет подобрана математическая модель, чем лучше она будет отражать характерные черты явления, тем полезнее вытекающие из ее использования рекомендации. С методологической точки зрения теория принятия решений представляет значительный интерес в плане использования современных методов для исследования деятельности практически действующего и познающего социального субъекта. При этом расширение круга вопросов человеческой практики, где математика может оказаться эффективной, часто тормозится рядом предубеждений. Так, люди, не владеющие профессионально математическими методами, иногда думают, что любая проблема может быть переведена на язык математики, и, следовательно, решена ее средствами. Нередко можно встретить и противоположную точку зрения. Например, Норберт Винер считал принцип неопределенности настолько существенной особенностью социальных систем, что, по его мнению математический аппарат, разработанный для описания физических и даже биологических процессов, вообще не пригоден для социально-экономических объектов[1]. С другой стороны, имеются работы, где утверждается, что теория рационального выбора в условиях неопределенности может быть сведена к основам эволюционной теории, а аксиоматический подход в теории решений имеет биологическое происхождение. Вопросами подготовки и принятия решений занимаются многие науки. Представители каждого научного направления, исходя из специфики рассматриваемых задачи и используемых методов, дают различные определения понятию «принятие решения». Нам представляется наиболее удачным определения, представленные в работе[3]. Принятие решения — это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения. Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение в процессе управления. Причем варианты действий направлены как на проведение определенных изменений, так и на сохранение (поддержание) существующего положения, например, высокой рыночной доли, производительности труда. Наиболее сложные решения связаны с проведением различных изменений, прежде всего стратегического характера. Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном принятии решения или удовлетворяет принципу согласования суждений при групповом принятии решения. В условиях неопределенности не всегда возможно нахождение оптимального решения в строго формальном виде. Во многих случаях принятии решений осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения. В этом плане понятие оптимального решения будет трактоваться не так строго, как принято в математике, а как наилучшее решение для данных конкретных условий. В системном анализе часто под оптимизацией понимают установление наилучшего соответствия между системой и ее окружением. Можно сказать, что открытая система оптимальна, если она преобразует свои входы в наиболее ценные выходы. Желательные выходы часто удобно рассматривать как цели системы: тогда говорят об оптимизации системы по отношению к ее целям. Обобщенной характеристикой решения является его эффективность, отдача, рентабельность. Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень выполнения поставленных задач, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень выполнения поставленных задач и меньше затраты на их реализацию, хотя это не обязательно способствует достижению целей организации. Результативность, действенность - характеризует прежде всего выбор правильных целей, направлений действий, без чего может быть обеспечена высокая эффективность достижения неправильных целей. При этом под результативностью действий принято понимать степень соответствия их результатов интересам достижения определенной цели или совокупности целей (запланированных результатов). К настоящему времени разработано большое количество различных методов для выработки управленческих решений. Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно рассматривать как применение моделирования. Однако традиционно термин «модель» относится лишь к методам общего характера. Чтобы ограничить круг рассматриваемых вопросов, мы не будем касаться проблем построения математической теории выбора, а сосредоточим внимание на сравнительном анализе основных направлений моделирования процессов принятия решений в рамках нормативного подхода. Исходя из методологических задач исследования наибольший интерес будет представлять характеристика «сильных» и «слабых» сторон этих моделей. В литературе имеется несколько классификаций моделей принятия решений[3], выделим следующие: · модели компромиссов - описывают способы взвешивания и оценки замен в средствах и целях. · одно- и многоцелевые и многомерные модели принятия решений. Модели разделяются на типы в зависимости от числа целей или критериев, которые используются для оценки различных вариантов. В случае нескольких критериев модели такого типа называются многокритериальными. · оптимизационные модели, воплощающие концепцию системы в целом для достижения локальных оптимумов. · оценочные модели, с помощью которых версии и информация объединяются в глобальное, или составное, решение. · познавательные модели, которые описывают, как можно проверить истинность в рамках данного метода рассуждений. · диагностические модели, устанавливающие методы систематического поиска в случае нарушения нормальной работы системы. Очевидно, что возможны и другие типологии моделей принятия решений, а представленные далеки от совершенства. Дело в том, что классификация моделей необходима прежде всего для их успешного практического применения. Большинство неудач и «недоразумений» в результате применения моделей возникают из-за использования неподходящей для данной задачи модели или, что порой тоже самое, применение модели для решения задачи, которая не соответствует ее возможностям. С методологической точки зрения адекватность моделей управленческих решений нужно оценивать по крайней мере с четырех позиций: · соответствие модели структуре и свойствам объекта управления; · соответствие модели требованиям поставленной проблемы; · соответствие изменений параметров модели параметрам проблемной ситуации; · соответствие модели характеристикам субъекта управления. В целом модели представляют собой неотъемлемую составляющую диалога между теорией и практикой управления. Ведь даже лучший управленец, менеджер мыслит моделями, поскольку постоянно может держать в поле зрения лишь немногие и сильно агрегированные взаимосвязи окружающей его реальности. Широкое применение формализованных моделей принятия решений связано также с различным уровнем руководителей, как по квалификации (опыт, подготовка), так и по способностям. Модели «учат» учитывать все формализованные условия проблемной ситуации. Модели упорядочивают связи между отдельными этапами подготовки решения управленческих задач, способствуют повышению системности и комплексности анализа. Уточнение сущности и роли каждого этапа в процессе принятия решений является основой дальнейших целенаправленных действий. Таким образом, модель принятия решений является основой формализованного анализа управленческой задачи, естественно, что она не может полностью исчерпать этот анализ. Значимость и эффективность моделей зависит от уровня знания сущности и структуры решаемой проблемы, а также знания характеристик лиц принимающих решения. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. · по степени формализации (полностью формализуемые, частично и неформализуемые); · по надежности исходной информации (на основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и неточной информации); · по длительности последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); · по уровням планирования (стратегические, тактические и оперативные); · по частоте или повторяемости (одноразовые или повторяющиеся, рутинные); · по степени охвата (общие для всего предприятия и узкоспециализированные); · по виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно); · по числу лиц принимающих решения (единоличные, индивидуальные или групповые, коллективные); · по организационному распределению (централизованные и децентрализованные); · по господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные); · по учету изменения данных (жесткие и гибкие); · по степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга); · по сложности (простые и сложные) и т.д. · по уровню творчества (рутинные, творческие); [3]. Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим прежде всего определяется значимость деятельности по принятию решений и его роль в управлении. Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности». Далее он отмечал, что любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия». Управление, таким образом, можно рассматривать как процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия. Вторая трактовка предполагает принятие решений только в разрезе выполнения отдельных функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля). Именно с этих позиций рассматривается управленческое решение в данном пособии[2]. Вышесказанное не означает, что при принятии управленческих решений не принимаются в расчет финансовые, экономические, производственные и другие факторы. Важное значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления определяют необходимость рассмотрения всех аспектов этой функции. При научном подходе к функции принятия решений все перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе. Комплексный подход обеспечивает полноту изучения этой функции и способствует более глубокому пониманию закономерностей процесса принятия решений. Комплексный подход, предполагающий учет экономических, финансовых, правовых, производственных и других факторов, реализуется при анализе проблемной ситуации, постановке целей, определении критериев, выборе вариантов решения, выполнении других операций при принятии управленческих решений, о чем пойдет речь в последующих главах книги. Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматривается планирование, организация, мотивация и контроль
Процесс управления (макро- и микроциклы управления) Организация предполагает адаптацию существующей организационной структуры управления под новые цели и задачи, сформулированные в плане, рационализацию распределения задач, ответственности и прав, решение кадровых вопросов, отслеживание хода выполнения плана и принятие надлежащих мер организационного плана в случает отклонения от него, то есть организационное обеспечение выполнения плана. Мотивация направлена на стимулирование эффективного труда как руководителей, так и сотрудников организации. Здесь используется весь арсенал современных методов: экономических, социально-психологических, факторов корпоративной культуры. Таким образом обеспечивается мотивационная поддержка выполнения плановых заданий. По сути дела, функции организации и мотивации — это функции обеспечения выполнения принятого плана. Иногда между функциями организации и контроля помещают функции координации и регулирования, которые обеспечивают функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных планом. Они направлены на обеспечение постоянного оперативного руководства подчиненными. Реализация этих функций обеспечивает ритмичную работу организации, быструю расшивку узких мест, оперативное перераспределение ресурсов, предупреждение возможных отклонений, установление нормальных деловых отношений с вышестоящими организациями и смежниками. В основе данных функций — информация о деятельности объекта управления, поступающая по каналам обратной связи.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |