Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление экономической теории в трудах физиократов




Основные представители: Франсуа Кенэ (1694-1774), Жан-Клод Гурнэ (1712 - 1759), Дюпон де Немур (1739-1817), Мерсье де ла Ривьер (1720-1793), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). Основная работа: Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758). Школа физиократов, или, как они сами называли ее, «секта», возникла в середине XVIII века во Франции. Главой ее стал придворный медик Ф.Кенэ. Во многом она противостояла воззрениям меркантилистов, отстаивая идею свободной, ничем не ограниченной торговли. Физиократы первыми превратили экономическую науку из нормативной теории (отвечающую на вопрос «что нужно делать») в позитивную (отвечающую на вопрос «что есть»). При этом они перенесли акцент экономических исследований на материальное производство. Поэтому именно с физиократов начинается II этап истории экономической науки. Однако в своей стране и в свою эпоху они так и остались сектой, не оказав сколько-нибудь существенного влияния на экономическую мысль Франции.

Методология анализа: естественное право

Название школы «Физиократия» («фюсис» по-гречески означает «природа») говорит о том, что она стремится приблизить людей к природе, взяв за философскую основу естественное право. В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок, определяемый действием вечных и непреложных законов, установленных Богом: физических и моральных. Физический закон - это такой ход всех физических событий, который наиболее выгоден для человеческого рода. Моральный закон есть правило для каждого человеческого поступка, согласующееся с физическим законом и наиболее выгодное для человеческого рода. Вместе эти законы образуют естественное право - неизменный и наилучший возможный порядок вещей.

С этим порядком должны сообразовываться как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленной цели. Несоблюдение естественных законов влечет за собой наказание нарушителя (например, смерть от голода в результате недоедания, когда человек таким образом нарушает физический закон). Задача науки заключается в изучении и научном объяснении порядка, господствующего во Вселенной. Экономика - это наука о естественном порядке человеческих обществ.

В человеческом обществе, помимо физических и моральных законов, действуют и так называемые положительные законы. Положительные законы - это принудительные правила, издаваемые верховной властью с целью установить порядок государственного управления, обеспечить соблюдение естественных законов и т.п. Управление заключается, таким образом, в установлении положительного порядка наиболее выгодного для людей, объединенных в общество под авторитетом верховной власти.

Идеал экономической деятельности - возможно большее увеличение наслаждения путем возможно большего уменьшения издержек (тягости). Таким образом, проблема оптимума была поставлена уже физиократами.

Максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества, как считают физиократы, будет иметь место (при условии преобладания совершенной конкуренции), если каждому будет позволено свободно действовать в своих эгоистических интересах. Поэтому самым главным требованием физиократии является предоставление индивиду полной свободы действий: «laissez faire, laissez passer» (фр. «позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят»). Таким образом, оптимум общественного благосостояния достигается в результате разрозненных, разнонаправленных эгоистических действий отдельных его членов.

Учение о богатстве

Свои экономические исследования физиократы начинают с изучения богатства. Единственный источник богатства для них - это первичный сектор (сельское хозяйство и добывающая промышленность); в сельском хозяйстве принимает участие природа, и поэтому там получается излишек, или чистый продукт. Богатство имеет исключительно природное происхождение, оно «порождается» природой, землей. Физиократы почти «очеловечивают» природу, которая выступает у них матерью-родительницей. Обрабатывающая промышленность у них лишена способности к воспроизведению, «бесплодна».

«Труд земледельца - единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства». «Производительные издержки совершаются на земледелие, луга, пастбища, леса, рудники, рыболовство и т.п. с той целью, чтобы воспроизводить беспрестанно богатства, состоящие в зерновых хлебах, напитках, лесах, скоте, в сырых материалах для изделий ручного труда и т.п. Бесплодные издержки совершаются на изделия ручного труда, на помещения, одежду, на уплату денежного процента, на прислугу, торговые расходы, чужеземные товары и т.п.».

Проведя различия между производительными и бесплодными затратами, физиократы переходят к выявлению источников ценности блага. Благо, по их мнению, приобретает ценность вследствие своей редкости, а также в результате конкуренции продавцов и покупателей. Однако в разных секторах экономики установление ценности происходит по-разному. В первичном секторе, где существует монополия на землю, т. е. земля выступает как ограниченный ресурс, имеет место конкуренция покупателей. Их потребности всегда больше, чем порождаемое землей богатство. Отсюда возникает возможность получения чистого продукта (ренты). В промышленности и торговле (где, с точки зрения физиократов, предложение блага может увеличиваться до бесконечности), напротив, действует конкуренция продавцов, сводящая величину ренты к нулю. Однако и здесь существует возможность положительной ренты (сверхприбыли). Ее получают, например, выдающиеся художники за свои полотна, а также те ремесленники, которым правительство предоставляет привилегию на монопольное производство того или иного блага. Рента появляется в результате того, что конкуренция здесь отсутствует или очень слаба. Иной случай - «сверхприбыль», получаемая лицами, чья профессия требует длительной и дорогостоящей подготовки. В данном примере в цену их произведений включаются затраты, понесенные ими в ходе своего обучения. Поэтому более высокая цена за их труд есть компенсация за понесенные ими расходы на образование.

Концепция классов

Физиократы выделяют три класса общества по их отношению к производству и распределению богатства. Производительный класс - фермеры, арендующие землю и строения на ней у землевладельцев (непосредственно создают богатство). Это образованный и энергичный класс фермеров, обладающий всеми техническими и коммерческими возможностями своего времени. Они арендуют на длительный срок большие участки земли, используя их по своему усмотрению. Землевладельцы не имеют права вмешиваться в ведение хозяйства арендаторами.

Бесплодный класс - промышленники и торговцы, которые не производят, а только потребляют богатство. «Возвышение цены, которое испытывают товары после продажи из первых рук вследствие ли торговли перепродавцов, или вследствие труда других представителей бесплодного класса, не является увеличением богатства; это возвышение происходит лишь вследствие должного вознаграждения труда представителей бесплодного класса... которым оно уплачивается из цены продукта, устанавливаемой при продаже его из первых рук.». Промышленность только изменяет форму, не создавая материи. «Торговля же есть не что иное, как обмен ценности на равноценность»; посредничество с уже имеющимися благами. Обмен всегда выгоден для обеих участвующих в нем сторон, «так как оба контрагента обеспечивают себе наслаждение богатствами, которые они могут получить лишь с помощью обмена».

Класс земельных собственников - «собственники, которые совсем не затрачивают издержек и труда на культуру земель (что не позволяет отнести их к производительному классу), сделали, тем не менее, первоначальные затраты, чтобы сделать земли годными для обработки; на их же руках лежит поддержание своего владения - все это не позволяет более смешивать их с бесплодным классом».

 

4. Классическая политическая экономия

Основные представители: Адам Смит (1723 - 1790), Дэвид Рикардо (1772 - 1823), Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834), Жан Батист Сэй (1767-1832), Джеймс Милль (1773-1836), Нассау Сениор (1790 - 1864), Джон Стюарт Милль (1806-1873). В рамках классической политической экономии в трудах ее основных представителей - А. Смита, Д. Рикардо и др. - впервые было дано систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Поэтому именно после возникновения классической политической экономии можно говорить об окончании этапа становления экономической теории. Классическая школа - крупнейшее направление в экономической науке за II период ее существования. Более того, отождествление экономической теории этого периода с классической школой не будет сильным преувеличением. Отсюда следует, что едва ли не важнейшим свойством классической школы является

а) акцент на анализе проблем производства и распределения материальных благ. Именно классики закрепили осуществленный физиократами сдвиг методологии экономического анализа от проблем этики ведения хозяйства к исследованию комплекса факторов, связанных с созданием и распределением материального богатства.

Среди других элементов общей характеристики классической школы необходимо выделить следующие.

б) Выработка и применение прогрессивных (для экономической науки того времени) методологических приемов исследования типа причинно-следственного метода, метода логической абстракции, дедуктивного метода.

в) Ядро экономического анализа классиков - проблема ценности. Развитие экономической науки во II периоде ее существования проходило под знаком акцентирования внимания на этой проблеме. Все классики трактовали ценность как величину, определяемую производственными затратами. Однако классический подход к анализу ценности отнюдь не был однозначным. В рамках учения о ценности классической школы существовало две теории ценности. Во-первых, это трудовая теория ценности, разрабатывавшаяся основателем классической школы А. Смитом и Д. Рикардо (а затем получившей чрезвычайно углубленное развитие в трудах К. Маркса). Согласно этой теории, ценность товара определяется затратами труда на его производство. Во-вторых, это теория факторов производства, также заложенная А. Смитом, и развивавшаяся Ж.Б. Сэй и Т.Р. Мальтусом (а затем вошедшая в качестве важного составного элемента в неоклассическую микроэкономику). В соответствии с этой теорией ценность товара складывается из доходов владельцев производственных факторов, участвовавших в изготовлении данного товара.

д) Восприятие экономической системы как системы, аналогичной объектам исследования физики того времени. Это, в свою очередь, привело к следующим особенностями экономического анализа классической школы: убежденность в том, что в рыночном (капиталистическом) хозяйстве доминируют универсальные и объективные (экономические) законы; и игнорирование субъективно-психологических факторов хозяйственной жизни.

е) Недооценка роли денег и влияния сферы обращения на сферу производства. Деньги воспринимались классиками как техническое средство, помогающее облегчить обмен. Классики игнорировали роль денег как самого ликвидного средства сохранения ценности. Завершитель классической политической экономии Дж. С. Милль писал: «Короче говоря, вряд ли можно отыскать в общественном хозяйстве вещь более незначительную по своей важности, чем деньги, если не касаться при этом способа, которым экономятся время и труд».

ж) Большой акцент на изучении «законов движения», т.е. закономерностей тенденций динамики, капиталистической экономики. Классики были склонны к исследованию трендов изменений экономических переменных, и, прежде всего, экономического роста и изменений доли основных групп владельцев факторов производства (труда, капитала и земли) в национальном продукте.

з) Отрицательное отношение (за редкими исключениями типа Дж. С. Милля) к активному вмешательству государства в экономику. Классики вслед за физиократами выступали за идеологию laissez-faire.

Согласно концепции «экономического человека», каждый индивид при осуществлении своих действий руководствуется личными интересами и стремится к максимальной выгоде для себя. Таким образом, каждый человек является «экономическим человеком» [Homo Oeconomicus]. А. Смит характеризует поведение экономического человека следующим образом: «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения.»

Согласно концепции «невидимой руки», поведение отдельных людей, ведущих себя в соответствии с концепцией «экономического человека», в конечном счете приводит к максимально возможному общественному благосостоянию. Его максимизация достигается при неограниченной свободе рыночной деятельности. А. Смит не дает непосредственного определения «невидимой руки», упоминая ее как бы вскользь, утверждая, что индивид «... преследует лишь собственную выгоду, причем... он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Разделение труда представляет собой его дифференциацию; выделение и существование различных видов трудовой деятельности. В техническом смысле оно является расчленением трудовой деятельности на множество функций и операций в пределах одного предприятия. А. Смит детально описывает такое расчленение и выгоды, которые оно приносит. Согласно концепции классика, разделение труда позволяет повысить его производительность и, тем самым, позволяет увеличить богатство нации.

Что же порождает разделение труда? По А. Смиту, оно представляет собой результат естественной склонности людей к обмену и торговле (вытекающих из их поведения в соответствии с концепцией «экономического человека»). Степень разделения труда определяется возможностями обмена, детерминантами которых являются развитость путей сообщений и размеры рынка. Эти размеры используются максимально полно, когда употребляются деньги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.