Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние эффекты и общественные блага 2 страница




Асимметрия информации относится к свойству достаточности информации.

Риск – вероятность получить не желательный результат.

Неопределенность – отсутствие или недостаток определения или информации о чем – либо.

Причинами «фиаско государства» могут быть следующие факторы:

- бюрократизм,

- давление электората,

- лоббирование интересов.

 

Поясним эти понятия.

Фиаско – провал, несостоятельность

Бюрократизм – чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящие к большим затратам времени.

Электорат – круг избирателей, голосующих за определенную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Лоббирование – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Википедия.

 

Задание 11.1.

Исходное равновесие соответствует точке А. На рынке появилось большое количество товаров-заменителей, спрос на которые оказался достаточно велик. Вследствие этого в краткосрочном периоде равновесная цена установится на уровне …

 

 

30*

 

Появление большого количества товаров-заменителей является неценовым фактором уменьшения спроса: в краткосрочный период кривая спроса переместится из положения D0 в положение D2.

Новое равновесие установится при пересечении линий D2 и S0, его параметрами станут равновесный объем продаж в 36 единиц и равновесная цена в 30 ден. ед.

 

Задание 11.2.

На графике исходное рыночное равновесие соответствует точке А. Снижение цены до уровня P = 15 приведет к тому, что величина предложения сократится на …

 

5*

При снижении цены до 15 ден. ед. объем предложения составит 24 единицы, а в состоянии равновесия при цене 24 ден. ед. равновесный объем продаж равен 29 единицам.

Соответственно величина предложения сократится с 29 до 24 единиц, то есть на 5 единиц.

 

Задание 12.1.

Объем продаж товара А снизился с 15 до 10 ед. при росте цены на товар В с 5 до 6 руб.; это говорит о том, что …

 

товары А и В являются взаимозаменяющими
товары А и В являются взаимодополняющими*
товары А и В никак не связаны
спрос на товар В эластичный

 

Наличие взаимосвязи между рассматриваемыми товарами характеризует коэффициент перекрестной эластичности спроса, исчисляемый как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:.

 

При ЕАВ>0 можно говорить о взаимозаменяемости товаров.

Если ЕАВ<0, то речь идет о взаимодополняющих товарах.

Для индифферентных друг к другу товаров коэффициент ЕАВ=0.

В данном случае:.

 

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – C. 109–110.

Задание 12.2.

Известно, что при изменении цены товара с 8 до 10 руб. величина спроса на него сократилась с 275 тыс. до 260 тыс. шт. Это позволяет характеризовать спрос на товар как …

 

Эластичный

единичной эластичности

неэластичный*

абсолютно неэластичный

 

Степень чувствительности величины спроса на данный товар от изменения его цены характеризуется при помощи коэффициента ценовой эластичности спроса:

(1) при эластичном спросе изменение цены на 1% вызовет противоположное изменение величины спроса больше чем на 1%;

(2) при неэластичном спросе изменение цены на 1% вызовет противоположное изменение величины спроса меньше чем на 1%;

(3) при единичной эластичности процентные изменения цены и величины спроса будут равными.

Кроме того, при нулевом значении коэффициента спрос характеризуется как абсолютно неэластичный, при стремящемся к бесконечности – как абсолютно эластичный.

В данном случае спрос является неэластичным по цене (коэффициент ценовой эластичности меньше единицы):

1) расчет точечного коэффициента:

;

2) расчет дугового коэффициента:

.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 106–108.

Задание 12.3.

Средние доходы потребителей выросли с 6000 до 15000 руб., при этом объем спроса на товар Х вырос с 50 тыс. до 100 тыс. шт. Это позволяет характеризовать товар Х как …

 

предмет первой необходимости*

товар-заменитель

товар низшей категории

предмет роскоши

 

Категорию товара характеризует зависимость изменения величины спроса на товар от изменения доходов потребителей, отражаемая коэффициентом эластичности спроса по доходу:

 

 

Если товар является товаром низшей категории, значение коэффициента отрицательно; товаром первой необходимости – коэффициент принимает значения от нуля до единицы; предметом роскоши – коэффициент больше единицы.

В данном задании товар Х является предметом первой необходимости:

.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 108–109.

 

Задание 12.4.

Средние доходы потребителей выросли с 10000 до 15000 руб., при этом объем спроса на товар Х вырос с 2 тыс. до 5 тыс. шт. Это позволяет характеризовать товар Х как …

- предмет первой необходимости
- товар-заменитель
- предмет роскоши*
- товар низшей категории

Категорию товара характеризует зависимость изменения величины спроса на товар от изменения доходов потребителей, отражаемая коэффициентом эластичности спроса по доходу:

 

Если товар является товаром низшей категории, значение коэффициента отрицательно; товаром первой необходимости – коэффициент принимает значения от нуля до единицы; предметом роскоши – коэффициент больше единицы. В данном задании товар Х является предметом роскоши:

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 108–109.

 

Задание 13.1

Предельная полезность …

 

Укажите не менее двух вариантов ответа

снижается по мере увеличения потребления данного блага*
обозначает удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления определенного количества благ
равна дополнительной полезности, получаемой человеком от потребления дополнительной единицы блага*

Полезность – это способность блага удовлетворять какие-либо потребности человека. Выделяют общую и предельную полезность.

Общая полезность – это совокупное удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления данного количества благ.

Чем больше объем потребления какого-либо блага, тем большую общую полезность получает потребитель.

Предельная полезность – это дополнительная полезность, получаемая человеком от потребления дополнительной единицы блага. Каждая дополнительная единица блага, удовлетворяющая данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущая.

Задание 13.2.

Снижение цены товара вызывает эффект …

Укажите не менее двух вариантов ответа

Замещения*
Спекулятивного спроса
Дохода*
Массового потребления

Снижение цены товара имеет двоякое воздействие: эффект дохода и эффект замещения.

Во-первых, наблюдается эффект дохода: снижение цены повышает реальную покупательную способность денег или реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Потребитель может купить то же количество товара за меньшие деньги, и у него проявляется возможность в дополнительных покупках разнообразных товаров.

Во-вторых, наблюдается эффект замещения: снижение цены изменяет соотношение цен. Потребитель будет покупать больше того товара, который стал относительно дешевле.

Задание 14.1.

Кривая долгосрочных средних издержек, иллюстрирующая эффект масштаба производства, показывает, что для различных отраслей оптимальный размер предприятия …

 

одинаков и предполагает крупные предприятия
одинаков и предполагает мелкие предприятия
предполагает равную оптимальность и мелких, и крупных предпиятий
может существенно отличаться в зависимости от особенностей отрасли*

 

1. Эффект масштаба – это свойство процесса производства, отражающее изменение соотношения между увеличением затрат факторов производства и ростом объема выпуска.

Положительный (растущий) эффект масштаба выражается в увеличении объема выпуска в большей пропорции, чем затраты факторов производства, при этом долгосрочные средние издержки снижаются.

2. Кривая долгосрочных средних издержек позволяет продемонстрировать, что для каждой отрасли может существовать свой оптимальный размер предприятия, что определяется как технологией, так и рыночной ситуацией.

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 162–163.

Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / под ред. Д.Д. Москвина. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 176

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ. ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2000. – С. 219.

Задание 14.2.

Предельный продук т с ростом числа занятых при неизменности остальных факторов производства …

сначала уменьшается, потом возрастает

возрастает при любом числе занятых

сокращается при любом числе занятых

сначала возрастает, потом уменьшается*

В соответствии с законом убывающей предельной отдачи (производительности) по мере увеличения затрат переменного фактора (в данном случае труда) при фиксации остальных факторов производства на определенном этапе прирост совокупного продукта замедляется, а затем начинает снижаться.

 

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 150, 154–155.

Задание 14.3.

Закон убывающей предельной производительности (отдачи факторов) действует …

в среднесрочном периоде

в долгосрочном периоде

и в долгосрочном, и в краткосрочном периодах

в краткосрочном периоде*

Закон убывающей отдачи гласит, что если к фиксированным по размеру факторам добавлять дополнительные единицы переменного фактора, то настанет момент, когда получаемый в результате добавочный продукт начнет неуклонно снижаться.

Убывающая отдача наблюдается только в краткосрочном периоде, ибо в долгосрочном все факторы становятся переменными и объемы их могут быть изменены.

Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ. ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2000. – С.211–212.

Задание 14.4.

На рисунке показана кривая безразличия и бюджетная линия некоего потребителя.

 

 

Оптимальный выбор потребителя предполагает, что покупаемый им потребительский набор должен …

 

Укажите не менее двух вариантов ответа

соответствовать его бюджетным возможностям*
приобретаться по наиболее низким ценам
быть хорошим
максимально удовлетворять его потребности*

 

Оптимальный выбор потребителя удовлетворяет двум требования.

Во-первых, этот набор должен находиться в пределах его бюджетного ограничения,

а во-вторых, максимально удовлетворять потребности потребителя.

Эти два условия оптимума возможны лишь в точке касания кривой безразличия с бюджетной линией

Задание 14.5.

Положительный эффект масштаба заключается в том, что с ростом объема производства …

 

долгосрочные средние издержки снижаются*
долгосрочные средние издержки увеличиваются
валовые издержки уменьшаются
валовые издержки увеличиваются

 

Эффект масштаба – это свойство процесса производства, отражающее изменение соотношения между увеличением затрат факторов производства и ростом объема выпуска.

Положительный (растущий) эффект масштаба выражается в увеличении объема выпуска в большей пропорции, чем затраты факторов производства, при этом долгосрочные средние издержки снижаются.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 162–163.
Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / под ред. Д.Д. Москвина. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 176.

 

 

Задание 15.1.

В создание фирмы вложили 2 млн руб. Валовой доход за год составил 8 млн руб., бухгалтерские издержки – 5 млн руб. Банковский процент по вкладам составляет 10% годовых. Экономическая прибыль равна ___ млн руб.

 

7,8

2,8*

Экономическая прибыль – это часть чистого дохода, которая представляет собой превышение над доходом, необходимым для удержания фирмы в сфере ее деятельности. Она определяется как разность между общей выручкой и экономическими издержками.

Экономические издержки превышают бухгалтерские (явные) на величину неявных издержек.

Неявными издержками в данном задании является упущенная выгода от использования собственного денежного капитала в виде не полученного процента по вкладам.

Таким образом, экономическая прибыль равна

(млн руб.).

 

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 186–187.

Задание 15.2.

Функция общих экономических издержек (TC) на весь объем производимой продукции (q) имеет следующий вид:

.

Это означает, что функция средних переменных издержек (AVC) имеет вид …

 

AVC = 100

AVC = 0,1 q 2 – 4 q + 50*

AVC = 0,3 q 2 – 8 q 2 + 50

AVC = 0,1 q 3 – 4 q 2 + 50 q

(TC – общие издержки, ATC – средние общие издержки, AVC – средние переменные издержки, AFC – средние постоянные издержки, Q – объем производства).

Постоянные издержки не зависят от объема выпуска, в этом задании они равны 100 ден. ед.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 169–170.

Задание 15.3.

В краткосрочный период фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 ден. ед., средние постоянные издержки – 0,5 ден. ед. Общие издержки составят ___ ден. ед.

 

1250*

2,5

 


(TC – общие издержки, ATC – средние общие издержки, AVC – средние переменные издержки, AFC – средние постоянные издержки, Q – объем производства).

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 169–170.

Задание 15.4.

В краткосрочный период фирма производит 600 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 4 ден. ед., средние постоянные издержки – 2 ден. ед., выручка фирмы равна 4000 ден. ед. Прибыль составит ___ ден. ед.

 

400*

Прибыль равна разнице между выручкой фирмы и общими издержками. Общие издержки равны сумме общих постоянных и общих переменных.

 

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 169–170.

 

Задание 16.1.

Рыночные барьеры на олигопольном рынке …

низкие
Высокие*
непреодолимые
отсутствуют

Решение

Для олигопольного рынка характерно участие нескольких продавцов, которые предлагают или дифференцированный, или однотипный продукт.

Поэтому рыночные барьеры высоки в силу наличия высоких издержек производства и неценовых факторов конкурентной борьбы.

 

Задание 16.2.

Больше всего условиям совершенной конкуренции соответствует рынок …

 

автомобилей
услуг парикмахерских
Пшеницы*
стали

Решение

Рыночная структура совершенной конкуренции характеризуется рядом условий:

- множественностью, как продавцов, так и покупателей;

- незначительным по сравнению с объемом рынка объемом производства отдельной фирмы;

- однородностью представленного на рынке товара;

- хорошей информированностью о ценах на рынке,

- независимостью продавцов и покупателей в принятии решений по объемам производства (продаж) и покупок соответственно и по поводу цен,

- возможностью свободного входа и выхода производителей в отрасль и из отрасли.

Таким образом, примером совершенной конкуренции является рынок пшеницы.

Задание 16.3.

Рыночные барьеры на рынке совершенной конкуренции …

- Непреодолимые

- низкие

- высокие

- отсутствуют*

Решение

Для рынка совершенной конкуренции характерно участие в рыночных отношениях множества продавцов, которые предлагают однотипный продукт.

Поэтому рыночные барьеры отсутствуют в силу наличия невысокого уровня издержек производства и отсутствия неценовых факторов конкурентной борьбы.

 

Задание 17.1.

Функция издержек фирмы-монополиста равна

Функция спроса на товар фирмы:

тогда монопольная цена и объем производства соответственно равны …

 

75 и 25*

50 и 50

60 и 40

80 и 20

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

 

; ;

,

где P – цена единицы продукции,

Q – объем производства.

 

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 221–222.

 

Задание 17.2.

На графике изображены функции предельных издержек (МС), средних издержек (АТС) и спроса на продукцию фирмы-монополиста.
Когда фирма-монополист выбирает оптимальный объем производства, тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет …

 

0,61

0,24

0,38*

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

Точка пересечения кривых MR и MC дает значение оптимального объема производства, но «точкой монополии» является точка на кривой спроса (D), показывающая цену и объем, при которых монополист максимизирует прибыль.

Чаще всего для характеристики степени рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства к цене продукта:

где P – цена единицы продукции,

MC – предельные издержки.

Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии.

В данном задании

оптимальный объем производства равен 25,

монопольная цена – 145,

предельные издержки составляют 90.

 

Таким образом, коэффициент Лернера

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А. В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – C. 197–198. Коэффициент Лернера: стр. 146.

 

Задание 17.3.

Функция издержек фирмы-монополиста задана формулой

.

Функция спроса на товар фирмы

,

тогда монопольная цена и объем производства соответственно равны …

10,5 и 6
12,5 и 5*
16 и 4,5
8 и 4

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

; ;

;

;

,

где P – цена единицы продукции,

Q – объем производства.

 

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 221–222.

 

Задание 18.1.

Координация деятельности конкурирующих взаимозависимых фирм в форме кооперативной и некооперативной стратегии, осуществляется в условиях …

 

монополистической конкуренции
совершенной конкуренции
монополии
Олигополии*

Олигополистическое взаимодействие конкурирующих фирм направлено на координацию их деятельности с целью максимизации отраслевой прибыли.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 242–243.

 

Задание 18.2.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется тем, что …

 

дифференцированный продукт продается на одном рынке
покупатель способен диктовать рыночную цену товара
поведение одной фирмы значительно влияет на поведение других*
фирма всегда получает положительную экономическую прибыль

Решение

На рынке монополистической конкуренции представлено множество фирм, предлагающих близкие заменители.

На этом рынке конкретные покупатели и продавцы не влияют на параметры равновесия и поведение остальных участников рыночных отношений, и лишь в краткосрочный период фирмы, выступая в роли относительных монополистов, имеют возможность получения экономической прибыли.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 235–239.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.