КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка риска экономических потерь при изменении качества продукции
Одним из важнейших индикаторов экономической безопасности предприятия является уровень спроса на его продукцию. Падение спроса ниже некоторого допустимого уровня может привести к банкротству фирмы. Отсюда очевидна необходимость изучения причин невостребованности продукции, приводящих предприятие к риску. Риск невостребованности продукции - это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Он характеризуется величинами возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию. При ведении производственной деятельности как предпринимательской необходимо знать заранее, какая и для кого производится продукция, и что случится, если эта продукция не будет реализована. Во избежание последствий невостребованности продукции необходимо проанализировать ее причины и факторы, влияющие на нее. К наиболее характерным факторам, обусловливающим возникновение риска невостребованности продукции, берущим свое начало как внутри предприятия, так и за его пределами относятся: · Факторы производства.
· Потребитель продукции. Факторы производства. Причины возникновения риска невостребованности продукции по факторам производства представим в виде схемы рис.5. Любая из перечисленных групп при определенных условиях может быть носителем риска невостребованности продукции. Рассмотрим это на примере группы: - трудовые ресурсы (R1) -численность работников (R2) -квалификация (R3). Неправильно составленный специалистами прогноз сбыта на продукцию предприятия приведет к неадекватности ее сбыта: произведенный объем продукции или его часть не будет реализована и превысит спрос. В результате этого предприятие понесет экономический ущерб. Или же работниками отдела снабжения было закуплено иное сырье, чем это предусматривалось при разработке продукции. В итоге она не стала пользоваться спросом, и фактический объем продаж оказался меньше запланированного.
Рис. 5 Классификация факторов производства Фактор "среда возникновения". Среда возникновения риска невостребованности продукции порождает его внутренние и внешние причины. Внутренние причины зависят от деятельности предприятия, его подразделений и отдельных работников. К ним относятся:
Сюда же можно отнести качество поступивших материалов, качество производственного потенциала в той степени, в какой это зависит от конкретных работников предприятия, ответственных за данные участки работы и др. Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности предприятия. Однако в ряде случаев они могут ею провоцироваться. Например, плохо организованный документооборот на предприятии может привести к тому, что потребитель продукции из-за несвоевременного получения уведомления о готовности его заказа или об отгрузке в его адрес продукции израсходует финансовые ресурсы на другие цели. В результате производителю деньги поступят с опозданием. Основными причинами, вызывающими риск невостребованности извне, являются:
Необходимо учитывать, что внешние факторы связаны между собой и прямо или косвенно влияют на внутренние факторы. Фактор «центры ответственности». Для отечественных предприятий, имеющих опыт формирования организационных структур, ответственных за определенные участки работы. Такими центрами ответственности могут стать:
Традиционно они носят названия отделов и управлений. Здесь каждому центру ответственности подчиняется одно или несколько структурных подразделений, в которых формируются затраты Факторы "время возникновения риска" и "время обнаружения риска" Время возникновения риска невостребованности продукции связано с ее жизненным циклом. На каждом этапе жизненного цикла существуют специфические причины возникновения риска, способы его избежания, пути преодоления и возможные последствия. По времени обнаружения риска невостребованности продукции можно выделить три периода по отношению к периоду ее производства: предшест-вующий, текущий и последующий. Данная группировка вызывает специфические для каждого временного периода управленческие решения: · В первом периоде можно не приступать к производству рисковой продукции и заменить запланированный объем выпуском других изделий. · Во втором периоде еще можно внести изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия в соответствии с пожеланиями потребителя. · В третьем периоде остается думать лишь о сохранении финансовой устойчивости фирмы. Фактор "вид продукции". Продукция является носителем издержек производства и через ее реализацию происходит их возмещение. Поэтому для предупреждения риска невостребованности надо знать не только, что и в каком объеме готово для продажи, но и на каком этапе жизненного цикла находится конкретная ассортиментная позиция. Таким образом, необходимо рассчитывать объемы продукции на каждом этапе ее жизненного цикла, что позволит своевременно внести изменения в производственную программу предприятия и уточнить возможное изменение сбыта продукции. Фактор "потребитель продукции". Классификация риска невостребованности продукции по потребителю важна, поскольку он является субъектом, возмещающим издержки на ее реализацию. И чем скорее станет ясно, где возникает риск, в какой сумме экономического ущерба он выражается, каковы его тенденции и степень устойчивости в динамике, тем быстрее будут приняты меры для его избежания в дальнейшем. Фактор "каналы сбыта". При выявлении риска невостребованности продукции тщательному анализу должны быть подвергнуты каналы сбыта. Если риск обнаружен и существует тенденция к его устойчивости, следует изучить рисковые каналы по: · способам реализации; · времени реализации; · месту расположения относительно потребителя; · уровню цен на продукцию, поставляемую предприятием. Без подобного анализа предприятие не сможет, не имея объективной информации, правильно построить свою ассортиментную политику. Фактор "спрос на продукцию". Для избежания и уменьшения риска невостребованности продукции необходимо знать, каковспрос на продукцию, производимую предприятием, и влияющие на него факторы. Их следует сгруппировать, выделив внешние и внутренние. К внешним факторам спроса относятся:
Они являются преимущественно неуправляемыми со стороны производственного предприятия. Тем не менее, необходимо глубоко анализировать внешние факторы спроса для прогнозирования его тенденций и снижения риска невостребованности продукции. Внутренними факторами спроса на продукцию предприятия являются:
Они относятся к управляемым факторам, прямо или косвенно влияющим на величину спроса на продукцию предприятия и, следовательно, показатели риска ее невостребованности. Анализ экономических рисков проводится следующим образом:
По любому из выявленных экономических рисков на основе их анализа принимаются управленческие решения. Критерии, с помощью которых можно дать количественную оценку целесообразности принятия решения в условиях рынка:
Необходимо оценить возможный риск реализации управленческого решения. Для этого: 1. Определить состав этапов реализации управленческого решения. 2. Выявить ключевые события каждого этапа, которые могут повлиять на дальнейшее развитие избранного варианта пути решения задачи. 3. Определить затраты времени реализации каждого этапа с учетом возможности наступления его ключевых событий. 4. Провести качественную оценку вероятности достижения желаемого результата. 5. Рассчитать стоимость каждого этапа реализации управленческого решения с учетом стоимости наступления ключевых событий. Абсолютная величина экономических рисков, характеризующая принятие любого решения состоит из двух слагаемых:
Относительный показатель экономических рисков - степень риска. Он показывает, какова вероятность наступления случая потерь. Чем больше неопределенность ситуации при принятии решения, тем выше риск. Оценив каждый из рассматриваемых вариантов управленческих решений по критериям вероятности, затрат и прибыли, выбрать такого из них, в котором совокупное значение этих показателей отклонения окажется оптимальным.[9]
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |