КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права и свободы человека и гражданина 12 страница
Государство — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающие налоги со всего населения и обладающая суверенитетом. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая их взаимные права и обязанности. Дееспособность — это способность самостоятельно, через осознанные действия, осуществлять права и нести обязанности. Деятельность — проявление активности человека в какой-либо сфере его существования. Договор — это соглашение двух или более лиц, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения. Доход — это сумма денежных средств и материальных благ, полученных за определенный промежуток времени. Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способности. Забастовка — это ультимативное действие трудового коллектива или профсоюза, форма давления на администрацию путем прекращения работы с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Заблуждение — несоответствие знания объективной реальности. Заработная плата — это цена рабочей силы, предоставляемой наемными работниками в процессе трудовой деятельности. Идеология — система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Инвестирование — это долговременные вложения капитала в какие- либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей. Индивид — представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами. Индивидуальность — специфические черты, которые выделяют человека из совокупности ему подобных. Инфляция — переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска. Искусство — разновидность духовной деятельности людей, духовного освоения действительности человеком с целью формирования и развития его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Истина — знания, соответствующие действительности. Классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Конкуренция — соперничество между участниками рынка. Культ — система утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий, догматов. Культура — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Межнациональные отношения — отношения между представителями разных наций. Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения. Методология — это применение к предмету исследования конкретных приемов и методов научного познания. Этим термином также определяется наука, изучающая методы научного познания. Механизм государства — это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом. Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения. Миф — это сказание, которое символически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных верований. Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением. Мотив — осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Налог — это обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Наука — вид деятельности, целью которого служат познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление. Научное познание — это объективное изучение мира независимо от взглядов и убеждений человека. Национализм — идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды. Неолитическая революция — переход от присваивающей экономики к производящей, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Обмен — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Образование — процесс целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний. Общение — процесс взаимодействия двух и более людей. Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общественные отношения — это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закреплено в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обязательство — это правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий. Орган государства — это составная часть механизма государства, которая имеет в соответствии с законом определенную структуру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства. Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности. Познание — усвоение переживаемого с целью нахождения истины. Политическая система общества — это совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. Политические отношения — отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть. Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Потребитель — человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли. Потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. Право — это система регулирования общественных отношений, которая выражена в определенной форме (источниках права), представляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответственность. Правовое государство — это такая организация государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права. Правонарушение — виновное общественно вредное противоправное деяние, которое совершает дееспособный субъект. Правоотношение — это общественное отношение, которое урегулировано нормами права. Правоспособность — способность иметь определенные права и обязанности. Правотворчество — деятельность по созданию правовых норм. Предложение — это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него. Предпринимательство — самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли. Представление — это восприятие предмета в целостности даже в случае, когда мы его целиком не ощущаем. Природа — это все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной. Прогресс — переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организации системы. Производственные отношения — отношения в процессе производства и распределения материальных благ. Промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Развитие общества — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. Рациональное познание — необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета, в ходе которого приобретаются разнообразные знания. Революция — это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Рынок — это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Сделка — это действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Секвестр — это сокращение расходов в процессе исполнения государственного бюджета. Семья — это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Система права — это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Собственность — это форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности. Сознание — свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. Сословие — это обособленная группа людей, имеющая строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества. Социальная роль — это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса. Социальное неравенство — это те условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж. Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых — обязательно в обществе. Социальный статус — это соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Социогенез — процесс становления и развития общества. Способности — это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Спрос — намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью. Страна — определенная территория, имеющая государственную принадлежность. Субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. Теория — особый тип знаний, который объединяет совокупность понятий и выводов по данному вопросу в единую систему. Товар — это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи. Труд — это деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей. Фашизм — идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций. Форма государства — это организация государственной власти и ее устройство. Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти. Форма правления — это способ организации верховной государственной власти, структура высших органов государства, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти. Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства. Цель — это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится субъект в ходе своей деятельности. Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цивилизация — следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Эволюция — это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Экономика — наука об основах хозяйственной жизни общества. Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Экономическая эффективность — получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Экономические ресурсы (факторы производства) — это все, что используется в процессе производства товаров и услуг. Эмансипация несовершеннолетних — объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмиссия — выпуск новых партий бумажных денег. Этикет — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений человека к окружающим. Этнос (этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этноцентризм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций. Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Язык — процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. ЛИТЕРАТУРА 1. Арутьянян Н.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Этносоциоло- гия. - М., 1998. 2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М., 1993. 3. ВасиликМ.А., Вершинин М. С. Политология. — М., 2001. 4. Волков Ю. Г., Добренькое В. П., Ничепуренко Н. И., Попов А. В. Соци ология. — М., 2000. 5. Волкова Е. В. Этика. 10—11 класс. — М., 2001. 6. Гуревич П. С. Человек и культура. — М., 1998. 7. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии. — М., 2004. 8. Ершов П. М. Потребности человека. — М., 1990. 9. Канке В. А. Основы философии. — М., 1999. 10. Конституция Российской Федерации. 11. Кравченко А. И. Обществознание. 8 кл. Ч. 1. — М., 2003. 12. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 9 кл. Ч. 2. — М., 2003. 13. Кравченко А. И. Обществознание. 10 кл. Ч. 1. — М., 2003. 14. Кравченко А. И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. Ч. 2. — М., 2003. 15. Кравченко А. И., Резникова Т.П. Обществознание: Справочное по собие для абитуриентов. — М., 2001. 16. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. 17.Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. — М., 1997. 18.Максуд Р. Ислам. - М., 2001. 19.Морозова С. А. Обществознание: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2001. 20. Мухаев Р. Г. Политология. — М., 1997. 21. Олещук В.А., Павленко В. Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник. — М, 1997. 22. Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ. — Ростов н/Д, 2003. 23. Певцова Е.А., Важенин А. Г. Теория государства и права: Учебно- практическое пособие для студентов колледжей. — Ростов н/Д, 2003. 24. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум. — М., 2000. 25. Певцова Е.А. Основы правовой культуры. 9 кл. — М., 2001. 26. Певцова Е.А., Важенин А. Г., Манихин О.В., Шелест Е.А. Государ ство и право: теория, история, современность: Учебно-практическое по собие. — Ростов н/Д, 2001. 27. Пилкингтон СМ. Иудаизм. — М., 2001. 28. Познай себя и других: Популярные тесты. — М., 1998. 29. СпиркинА.Г. Философия. — М., 1998. 30. Тощенко Ш. Т. Социология: Общий курс. — М., 1999. 31. ФорвардМ. Мухаммед: Краткая биография. — М., 2002. 32. Фролов С. С. Основы социологии. — М., 1997. 33. Христианство. Словарь. — М, 1994. 34. Человек и общество. 10 кл. // Под ред. Л. Н. Боголюбова. Ч. 1. — М., 2002. 35. Человек и общество. 11 кл. // Под ред. Л.Н.Боголюбова. Ч. 2. — М., 2002. 36. Школьный словарь по обществоведению // Под ред. Л. Н. Боголю бова и Ю.И.Аверьянова. — М., 2002. 37. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1,2. — М., 1999. 38. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1,2. — М., 1999. 39. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1,2. — М., 2000. 40. Эррикер К. Буддизм. — М., 2001. 41. Эстетика. Словарь. — М., 1989. 42. Этикет и мы // Под ред. Н.М.Гончаровой. — М., 1993. 43. ЯнгД. Христианство. — М., 2001. 44. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. — М., 1991. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................................................................................... 3 Глава 1. Общество.................................................................................................. 5 1.1.Понятие общества....................................................................................... 5 1.2.Общество и природа.................................................................................. 11 1.3.Сферы общества......................................................................................... 16 1.4.Деятельность как способ существования общества........................ 22 1.5. Развитие общества 28 1.6.Культура и цивилизация.......................................................................... 33 1.7.Общественный прогресс........................................................................... 39 1.8. Глобализация человеческого общества 46 1.9.Типология обществ.................................................................................... 52 Глава 2. Человек.................................................................................................... 58 2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции...58 2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания............................ 62 2.3. Цель и смысл жизни человека................................................................ 67 2.4. Труд и игра.................................................................................................. 71 2.5. Общение....................................................................................................... 77 2.6. Человек, индивид, личность.................................................................... 81 2.7. Духовный мир человека.......................................................................... 86 2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества......................... 91 Глава 3. Познание................................................................................................. 96 3.1. Понятие познания...................................................................................... 96 3.2. Истина......................................................................................................... 102 3.3. Научное познание................................................................................... 106 Гла ва 4. Духовная жизнь общества.......................................................... 113 4.1. Культура................................................................................................... 113 4.2 Мораль как регулятор социального поведения.............................. 118 4.3. Наука.......................................................................................................... 122 4.4. Религия....................................................................................................... 128 4.5. Искусство................................................................................................... 137 4.6. Образование............................................................................................. 144 Глава 5. Экономика........................................................................................... 152 5.1. Понятие экономики................................................................................. 152 5.2. Собственность......................................................................................... 157 5.3. Производство............................................................................................ 161 5.4. Рынок.......................................................................................................... 167 5.5. Государство и экономика..................................................................... 174 5.6. Экономика потребителя........................................................................ 179 5.7. Мировая экономика................................................................................ 184 Глава 6. Социальные отношения................................................................ 190 6.1. Социальная стратификация.......................................................... 190 6.2. Социальное поведение................................................................... 198 6.3. Этнические общности..................................................................... 204 6.4. Семья.................................................................................................... 210 6.5. Молодежь........................................................................................... 218 Глава 7. Политика.............................................................................................. 226 7.1. Государство и политическая система общества.................... 226 7.2. Механизм государства................................................................... 233 7.3. Форма правления............................................................................. 244 7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима 251 7.5. Гражданское общество и правовое государство.................... 259 7.6. Политическая идеология................................................................ 267 7.7. Личность и политика....................................................................... 272 Глава 8. Право...................................................................................................... 279 8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм............... 279 8.2. Норма права. Система права........................................................ 284 8.3. Формы (источники) права.............................................................. 288 8.4. Правосознание. Правоотношение............................................... 296 8.5. Правонарушение и юридическая ответственность................ 302 8.6. Права и свободы человека и гражданина................................. 310 8.7. Государственное право.................................................................. 320 8.8. Административное право.............................................................. 328 8.9. Гражданское право.......................................................................... 333 8.10. Трудовое право............................................................................... 341 8.11. Уголовное право............................................................................. 347 Словарь.................................................................................................................... 355 Литература.............................................................................................................. 363 Учебное издание
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |