Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и свободы человека и гражданина 12 страница




Государство — это политическая организация общества, распростра­няющая власть на всю территорию страны и все ее население, распола­гающая для этого специальным аппаратом управления, издающая обще­обязательные веления, собирающие налоги со всего населения и обла­дающая суверенитетом.

Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиоз­ных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индиви­дов и их групп.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государ­ством, обусловливающая их взаимные права и обязанности.

Дееспособность — это способность самостоятельно, через осознан­ные действия, осуществлять права и нести обязанности.

Деятельность — проявление активности человека в какой-либо сфе­ре его существования.

Договор — это соглашение двух или более лиц, направленное на воз­никновение, изменение или прекращение гражданского правоотноше­ния.

Доход — это сумма денежных средств и материальных благ, получен­ных за определенный промежуток времени.

Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельности, в кото­рой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способности.

Забастовка — это ультимативное действие трудового коллектива или профсоюза, форма давления на администрацию путем прекращения ра­боты с целью добиться удовлетворения требований, не получивших раз­решения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже.

Заблуждение — несоответствие знания объективной реальности.

Заработная плата — это цена рабочей силы, предоставляемой наем­ными работниками в процессе трудовой деятельности.

Идеология — система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей.

Инвестирование — это долговременные вложения капитала в какие- либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей.

Индивид — представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

Индивидуальность — специфические черты, которые выделяют чело­века из совокупности ему подобных.

Инфляция — переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска.

Искусство — разновидность духовной деятельности людей, духовно­го освоения действительности человеком с целью формирования и раз­вития его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эс­тетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества.

Истина — знания, соответствующие действительности.

Классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной орга­низации труда и по способам получения и размерам той доли обще­ственного богатства, которой они располагают.

Конкуренция — соперничество между участниками рынка.

Культ — система утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий, догматов.

Культура — это совокупность достижений человечества в материаль­ной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах матери­ального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, меж­ду собой и к самим себе.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и обще­ния.

Межнациональные отношения — отношения между представителями разных наций.

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответ­ственность деятельность населения определенной территории по реше­нию вопросов местного значения.

Методология — это применение к предмету исследования конкрет­ных приемов и методов научного познания. Этим термином также опре­деляется наука, изучающая методы научного познания.

Механизм государства — это целостная иерархическая система спе­циальных органов и учреждений, посредством которых государство осу­ществляет власть и управление обществом.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и вы­ступающих в качестве регуляторов его поведения.

Миф — это сказание, которое символически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных веро­ваний.

Монархия — это форма правления, при которой верховная государ­ственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.

Мотив — осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия.

Налог — это обязательный взнос в государственный бюджет, осуще­ствляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных за­конодательными актами.

Наука — вид деятельности, целью которого служат познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.

Научное познание — это объективное изучение мира независимо от взглядов и убеждений человека.

Национализм — идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды.

Неолитическая революция — переход от присваивающей экономики к производящей, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Обмен — это процесс движения потребительских благ и производ­ственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.

Образование — процесс целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний.

Общение — процесс взаимодействия двух и более людей.

Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной де­ятельности людей.

Общественные отношения — это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип об­щества, основанный на определенном способе производства.

Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закреплено в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей.

Обязательство — это правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (креди­тора) определенные действия или воздержаться от совершения опреде­ленных действий.

Орган государства — это составная часть механизма государства, ко­торая имеет в соответствии с законом определенную структуру, власт­ные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства.

Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (пси­хической) активности.

Познание — усвоение переживаемого с целью нахождения истины.

Политическая система общества — это совокупность государствен­ных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политические отношения — отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.

Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-истори­ческого процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них.

Потребитель — человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли.

Потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования.

Право — это система регулирования общественных отношений, ко­торая выражена в определенной форме (источниках права), представля­ет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с госу­дарством и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответ­ственность.

Правовое государство — это такая организация государственной вла­сти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объ­единениями строится на основе норм права.

Правонарушение — виновное общественно вредное противоправное деяние, которое совершает дееспособный субъект.

Правоотношение — это общественное отношение, которое урегули­ровано нормами права.

Правоспособность — способность иметь определенные права и обя­занности.

Правотворчество — деятельность по созданию правовых норм.

Предложение — это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных це­нах на него.

Предпринимательство — самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли.

Представление — это восприятие предмета в целостности даже в слу­чае, когда мы его целиком не ощущаем.

Природа — это все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной.

Прогресс — переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организа­ции системы.

Производственные отношения — отношения в процессе производства и распределения материальных благ.

Промышленный переворот — переход от ручного труда к машинно­му, от мануфактуры к фабрике.

Развитие общества — это процесс поступательных изменений, кото­рые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.

Рациональное познание — необходимый этап познавательной деятель­ности, следующий за чувственным восприятием предмета, в ходе кото­рого приобретаются разнообразные знания.

Революция — это в высшей степени радикальные изменения, предпо­лагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие.

Религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов, в которой освоение мира осу­ществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», воспри­нимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхъес­тественный, сверхчувственный.

Республика — форма правления, при которой верховная государ­ственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населе­нием на определенный срок и несущим ответственность перед избира­телями.

Рынок — это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупате­лей и продавцов экономических благ.

Сделка — это действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязан­ностей.

Секвестр — это сокращение расходов в процессе исполнения госу­дарственного бюджета.

Семья — это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие обще­ственно значимые потребности.

Система права — это внутренняя структура права, которая представ­ляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Собственность — это форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъек­тами экономической деятельности.

Сознание — свойство человеческого мозга воспринимать, осмысли­вать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Сословие — это обособленная группа людей, имеющая строго опре­деленные права и обязанности, передаваемые по наследству.

Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобре­тения социальных статусов и накопления социального опыта.

Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий со­циальный признак и выполняющих общественно необходимую функ­цию в структуре общества.

Социальная роль — это образец поведения, закрепившийся как целе­сообразный для людей определенного статуса.

Социальное неравенство — это те условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, пре­стиж.

Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты дея­тельности, выполнение которых — обязательно в обществе.

Социальный статус — это соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполня­емыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Социогенез — процесс становления и развития общества.

Способности — это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.

Спрос — намерение покупателей приобрести данный товар по дан­ной цене, подкрепленное денежной возможностью.

Страна — определенная территория, имеющая государственную при­надлежность.


Субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.

Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

Теория — особый тип знаний, который объединяет совокупность по­нятий и выводов по данному вопросу в единую систему.

Товар — это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потреб­ность и предназначенный не для собственного потребления производи­телем, а для продажи.

Труд — это деятельность по преобразованию окружающей действи­тельности и удовлетворению потребностей.

Фашизм — идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций.

Форма государства — это организация государственной власти и ее устройство.

Форма государственного устройства — это внутреннее строение го­сударства, административно-территориальная организация государствен­ной власти, определяющая характер взаимоотношений между составны­ми частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма правления — это способ организации верховной государствен­ной власти, структура высших органов государства, порядок их образо­вания, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.

Форма политического режима — это совокупность способов и мето­дов осуществления государственной власти.

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.

Цель — это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится субъект в ходе своей деятельности.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цивилизация — следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравствен­ных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Эволюция — это постепенные, медленные, количественные измене­ния, которые со временем приводят к переходу в качественно иное со­стояние.

Экономика — наука об основах хозяйственной жизни общества.

Экономическая система — это совокупность всех экономических про­цессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отно­шений собственности и хозяйственного механизма.

Экономическая эффективность — получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.

Экономические ресурсы (факторы производства) — это все, что ис­пользуется в процессе производства товаров и услуг.

Эмансипация несовершеннолетних — объявление несовершеннолетне­го, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору, в том числе контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предприниматель­ской деятельностью.

Эмиссия — выпуск новых партий бумажных денег.

Этикет — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений человека к окружающим.

Этнос (этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Этноцентризм — уверенность в исключительной правоте своей на­циональной культуры и склонность к принижению культурных достиже­ний других наций.

Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекра­щение правоотношений.

Язык — процесс передачи информации с помощью звуков, объ­единенных в смысловые речевые конструкции.


ЛИТЕРАТУРА

1. Арутьянян Н.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Этносоциоло- гия. - М., 1998.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М., 1993.

3. ВасиликМ.А., Вершинин М. С. Политология. — М., 2001.

4. Волков Ю. Г., Добренькое В. П., Ничепуренко Н. И., Попов А. В. Соци ология. — М., 2000.

5. Волкова Е. В. Этика. 10—11 класс. — М., 2001.

6. Гуревич П. С. Человек и культура. — М., 1998.

7. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии. — М., 2004.

8. Ершов П. М. Потребности человека. — М., 1990.

9. Канке В. А. Основы философии. — М., 1999.

10. Конституция Российской Федерации.

11. Кравченко А. И. Обществознание. 8 кл. Ч. 1. — М., 2003.

12. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 9 кл. Ч. 2. — М., 2003.

13. Кравченко А. И. Обществознание. 10 кл. Ч. 1. — М., 2003.

14. Кравченко А. И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. Ч. 2. — М., 2003.

15. Кравченко А. И., Резникова Т.П. Обществознание: Справочное по собие для абитуриентов. — М., 2001.

16. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

17.Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. — М., 1997.

18.Максуд Р. Ислам. - М., 2001.

19.Морозова С. А. Обществознание: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2001.

20. Мухаев Р. Г. Политология. — М., 1997.

21. Олещук В.А., Павленко В. Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник. — М, 1997.

22. Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ. — Ростов н/Д, 2003.

23. Певцова Е.А., Важенин А. Г. Теория государства и права: Учебно- практическое пособие для студентов колледжей. — Ростов н/Д, 2003.

24. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум. — М., 2000.

25. Певцова Е.А. Основы правовой культуры. 9 кл. — М., 2001.

26. Певцова Е.А., Важенин А. Г., Манихин О.В., Шелест Е.А. Государ ство и право: теория, история, современность: Учебно-практическое по собие. — Ростов н/Д, 2001.

27. Пилкингтон СМ. Иудаизм. — М., 2001.

28. Познай себя и других: Популярные тесты. — М., 1998.

29. СпиркинА.Г. Философия. — М., 1998.

30. Тощенко Ш. Т. Социология: Общий курс. — М., 1999.

31. ФорвардМ. Мухаммед: Краткая биография. — М., 2002.

32. Фролов С. С. Основы социологии. — М., 1997.

33. Христианство. Словарь. — М, 1994.

34. Человек и общество. 10 кл. // Под ред. Л. Н. Боголюбова. Ч. 1. — М., 2002.

35. Человек и общество. 11 кл. // Под ред. Л.Н.Боголюбова. Ч. 2. — М., 2002.

36. Школьный словарь по обществоведению // Под ред. Л. Н. Боголю бова и Ю.И.Аверьянова. — М., 2002.

37. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1,2. — М., 1999.

38. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1,2. — М., 1999.

39. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1,2. — М., 2000.

40. Эррикер К. Буддизм. — М., 2001.

41. Эстетика. Словарь. — М., 1989.

42. Этикет и мы // Под ред. Н.М.Гончаровой. — М., 1993.

43. ЯнгД. Христианство. — М., 2001.

44. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. — М., 1991.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................... 3

Глава 1. Общество.................................................................................................. 5

1.1.Понятие общества....................................................................................... 5

1.2.Общество и природа.................................................................................. 11

1.3.Сферы общества......................................................................................... 16

1.4.Деятельность как способ существования общества........................ 22

1.5. Развитие общества 28

1.6.Культура и цивилизация.......................................................................... 33

1.7.Общественный прогресс........................................................................... 39

1.8. Глобализация человеческого общества 46

1.9.Типология обществ.................................................................................... 52

Глава 2. Человек.................................................................................................... 58

2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции...58

2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания............................ 62

2.3. Цель и смысл жизни человека................................................................ 67

2.4. Труд и игра.................................................................................................. 71

2.5. Общение....................................................................................................... 77

2.6. Человек, индивид, личность.................................................................... 81

2.7. Духовный мир человека.......................................................................... 86

2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества......................... 91

Глава 3. Познание................................................................................................. 96

3.1. Понятие познания...................................................................................... 96

3.2. Истина......................................................................................................... 102

3.3. Научное познание................................................................................... 106

Гла ва 4. Духовная жизнь общества.......................................................... 113

4.1. Культура................................................................................................... 113

4.2 Мораль как регулятор социального поведения.............................. 118

4.3. Наука.......................................................................................................... 122

4.4. Религия....................................................................................................... 128

4.5. Искусство................................................................................................... 137

4.6. Образование............................................................................................. 144

Глава 5. Экономика........................................................................................... 152

5.1. Понятие экономики................................................................................. 152

5.2. Собственность......................................................................................... 157

5.3. Производство............................................................................................ 161

5.4. Рынок.......................................................................................................... 167

5.5. Государство и экономика..................................................................... 174

5.6. Экономика потребителя........................................................................ 179

5.7. Мировая экономика................................................................................ 184


Глава 6. Социальные отношения................................................................ 190

6.1. Социальная стратификация.......................................................... 190

6.2. Социальное поведение................................................................... 198

6.3. Этнические общности..................................................................... 204

6.4. Семья.................................................................................................... 210

6.5. Молодежь........................................................................................... 218

Глава 7. Политика.............................................................................................. 226

7.1. Государство и политическая система общества.................... 226

7.2. Механизм государства................................................................... 233

7.3. Форма правления............................................................................. 244

7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима 251

7.5. Гражданское общество и правовое государство.................... 259

7.6. Политическая идеология................................................................ 267

7.7. Личность и политика....................................................................... 272

Глава 8. Право...................................................................................................... 279

8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм............... 279

8.2. Норма права. Система права........................................................ 284

8.3. Формы (источники) права.............................................................. 288

8.4. Правосознание. Правоотношение............................................... 296

8.5. Правонарушение и юридическая ответственность................ 302

8.6. Права и свободы человека и гражданина................................. 310

8.7. Государственное право.................................................................. 320

8.8. Административное право.............................................................. 328

8.9. Гражданское право.......................................................................... 333

8.10. Трудовое право............................................................................... 341

8.11. Уголовное право............................................................................. 347

Словарь.................................................................................................................... 355

Литература.............................................................................................................. 363


Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.