Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание материи в истории философии.




Виды бытия

ОНТОЛОГИЯ

ТЕМА 9.

 

9.1. Понятие «бытие».

9.2. Виды бытия.

9.3. Понимание материи в истории философии.

9.4. Ленинское определение материи.

 

9.1. Понятие «бытие»

 

На первый взгляд может показаться, что понятие бытие не должно вызывать никаких споров. Термин бытие происходит от глагола быть, следовательно, бытие означает ничто иное как существование. Все существующее – это и есть бытие. Однако понятие бытие с древнейших времен и по сей день по-разному истолковывается различными философскими школами и течениями.

Да и не философу, стоит ему, например, задуматься над временными характеристиками бытия, положим, задаться вопросом, можно ли какое-то событие прошлого отнести к бытию, становится ясно, что ответить на этот вопрос не так просто. А будущее, то чего еще нет, но что будет, с той или иной степенью обязательности, можно ли его отнести к бытию? Можно ли к бытию относить возможность, возможность реальную или даже формальную, конкретную и абстрактную? Или бытие это то, что имеет место сейчас и сию минуту, но тогда оно практически неуловимо и представляет собой только миг между прошлым и будущим.

А сны, фантазии, сказочные сюжеты, ложные суждения – можно ли их отнести к бытию?

Наконец, каждый встречался с понятиями небытие, инобытие, как понимать их; как соотнести с философским понятием бытие такие понятия как реальность, объективная и субъективная реальность, действительность, материя, мир, природа, космос, Вселенная.

Этими и другими проблемами, связанными с сущностью бытия, занимается такая философская дисциплина как онтология. Термин онтология происходит от древнегреческих слов «онтос», что означает сущее и «логос» - учение. В рамках онтологии ставятся и разрешаются многочисленные вопросы: что есть мир, что лежит в его основе, возник ли он естественным путем или является творением Бога, развивается ли он и если развивается, то каков характер этого развития, можно ли говорить о единстве мира и если «да», то в чем оно и др.

Один из важнейших вопросов онтологии – это вопрос о субстанциональности бытия. Субстанция в философии понимается как предельное основание, как первопричина, как нечто, причина существования чего заключена в нем самом. Субстанция самодетерминирована и самодостаточна. По вопросу о том, что является субстанцией бытия философы различных мировоззренческих направлений высказывают порой диаметрально противоположные суждения.

Материалисты полагают, что субстанцией бытия является материя, объективная реальность, которая первична по отношению к человеческому сознанию. Марксисты даже отождествляют объективную реальность с бытием и в качестве материи противопоставляют бытие сознанию.

Объективные идеалисты считают, что субстанцией бытия выступает мировой разум, абсолютная идея, материальный же мир, как и сознание человека, они объявляют инобытием абсолютной идеи. В частности, такую точку зрения высказывал Гегель.

Субъективные идеалисты, Беркли и его последователи, единственной субстанцией называют сознание субъекта, вне которого ничто не существует. Это философское направление сводит бытие к сознанию человека. Крайним случаем субъективного идеализма являлся солипсизм.

Дуализм, идеи которого в наиболее полном виде высказал Декарт, в отличие от монистических философских учений объявлял бытие совокупностью двух самостоятельных, равноправных и независимых друг от друга субстанций: материи и сознания.

Наконец, в таких философских течениях ХХ века как неопозитивизм и экзистенциализм имели место попытки отрицания того, что бытие имеет какую бы то ни было причину, субстанцию. В частности, Б. Рассел утверждал, что теперь большинство философов не признает субстанцию полезным понятием.

Другим существенным вопросом онтологии является вопрос об акциденциях (свойствах), об атрибутах бытия. В этом вопросе также заметна борьба материализма и идеализма.

Под атрибутами бытия, то есть обязательными, необходимыми свойствами ему присущими, материалисты понимали, прежде всего, объективность (независимость от человеческого сознания), движение, которое выступает способом существования бытия, пространство и время, являющиеся формами его существования, и, наконец, отражение, заключающееся в способности любого материального объекта запечатлевать и воспроизводить в своих специфических изменениях особенности воздействующих на него других материальных объектов.

Объективные идеалисты, выводящие бытие из мирового разума, приписывали последнему такие атрибуты, как созидательную творческую силу, абсолютное знание, целеполагание, свободу, устремленность к добру.

Субъективные идеалисты атрибутами бытия объявляли те или иные качества человеческого мышления, например, последовательность ощущений, логическую непротиворечивость, прогностическую способность, априорное (доопытное) и апостериорное (опытное) знание.

Таким образом, бытие это предельно широкая философская категория, обозначающая реальность. Однако, что включает в себя эта реальность, только то, что является объективной реальностью или то, что можно назвать субъективной реальностью, или то и другое вместе остается предметом споров различных философских школ.

В античной философии первым отчетливо формулировал проблемы бытия Анаксимандр. Его апейрон (беспредельное) выступает субстанцией всего существующего. Элеат Парменид представлял бытие как неподвижное, непрерывное и однородное, не содержащее в себе никакого небытия и не могущего перейти в него. Бытие он связывал с сознанием, а материальный мир представлял как своего рода кажущееся бытие или даже небытие.

Идеи диалектики бытия и небытия высказал Гераклит, который утверждал, что одна и та же вещь существует и не существует. Атомисты связывали понятие бытие с существованием мельчайших неделимых частиц, из которых построено все мироздание, а понятие небытие сводили к пустоте. Таким образом, небытие оказывалось так же существующим, как и бытие.

Идеалист Платон противопоставляет мир идей в качестве истинного, подлинного бытия миру вещей, который в его понимании есть бытие не подлинное.

Христианская философия средневековья противопоставляла истинное бытие, то есть бытие самого Бога, и неистинное бытие, бытие природы, бытие того, что сотворено богом.

В Новое время утверждается понимание бытия как инертного объекта, противостоящего субъекту. Вследствие господства механики в системе наук 17 – 18 вв. основополагающим в понимании бытия становится понятие естественного тела. Тела, из которых построено бытие, подчиняются автоматически действующим, слепым законам механики. Это был натуралистический подход к бытию, исключающий из понимания бытия какое бы то ни было субъективное начало.

Этой материалистической, но в тоже время и метафизической традиции противостояла дуалистическая трактовка бытия Р. Декарта и идеалистическая – Беркли, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Так Фихте свел бытие к духовно-идеальному началу, созданному деятельностью человека, а Шеллинг подлинное бытие усматривал в духовное деятельности человека и прежде всего в его духовной свободе.

 

 

Еще Аристотель утверждал, что бытие не является чем-то однородным, что оно содержит в себе различные уровни и формы. Он предложил классификацию, включающую десять семантических классов предикатов бытия: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание (претерпевание). Например, Сократ – это одно из проявлений бытия. Сущность Сократа – человек, количество – один, весит столько-то, рост такой-то, качество – мудрый, нравственный, отношение – все, что отличает Сократа от других или роднит с ними, место – находится на площади Афин, время – 399 г. до нашей эры, день смерти Сократа, состояние – стоит, обладание – одет в тогу, действие – пьет кубок яда, страдание – тяжело дышит, умирает.

Обычно выделяют следующие четыре вида бытия – это природное бытие, духовное бытие, бытие человека и социальное бытие.

Природное бытие в свою очередь можно подразделить на естественную и искусственную природу. Естественная природа включает в себя природу неорганическую и органическую. Искусственная природа – это та же естественная природа, но преобразованная усилиями человека, руководствующегося своими потребностями. Несмотря на то, что искусственная природа составляет ничтожно малую часть всей остальной, естественной природы, именно ею окружил себя человек. Даже выглянув в окно, кроме неба и туч на нем, мы не обнаружим ничего естественного, почва, деревья, трава, кустарники, все это преобразовано, специально высажено человеком, что же говорить о домах, линиях электропередач, автомобилях и прочих плодах цивилизации. Все это природа облагороженная, а может быть напротив, что в нашем обществе случается нередко, изуродованная человеком.

Духовное бытие включает в себя индивидуальное сознание, сознание общественное, информационное сознание (виртуальная реальность), а богословы и верующие люди, конечно же, будут настаивать на существовании божественного сознания. Если в существовании общественного и индивидуального сознания никаких сомнений быть не может, то по поводу информационного сознания (компьютерного разума) ведутся споры. Даже самый совершенный компьютер на сегодняшний день ближе к логарифмической линейке, чем к интеллекту человека. Тем более недоказанным и с точки зрения науки сомнительным является существование Бога и божественного разума. Хотя неоспоримых доказательств обратного наука тоже не имеет.

Бытие человека в самом общем виде можно представить как телесное и духовное, материальное и моральное, индивидуальное и групповое.

Наконец, в социальном бытии можно выделить такие компоненты как производство (материальное и духовное), государство, гражданское общество, микросреда, а также классы и другие социальные группы.

Каждому из видов бытия мы посвятим отдельную лекцию, поэтому нет нужды характеризовать их подробно. Единственно, что необходимо здесь отметить, это то, что предложенная классификация видов бытия не может быть понимаема как жесткая схема. Отдельные элементы этой классификации не изолированы, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Например, духовное бытие вообще и духовное бытие человека можно отделить друг от друга только в абстракции, теснейшим образом связаны между собой искусственная природа и материальное производство.

 

В истории философии имела места борьба противоположных пониманий мира, борьба материализма и идеализма в истолковании материи.

Материалисты Древней Греции наивно сводили материю к той или иной стихии: воде (Фалес), воздуху (Анаксимен), огню (Гераклит), или к единству четырех стихий (земля, вода, воздух, огонь – Эмпедокл). Понимали материю как апейрон – беспредельное (Анаксимандр) или считали ее единством атомов и пустоты (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

В Новое время английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и др. понимали под материей первичные неизменные свойства всех вещей. К таким свойствам они относили протяженность, фигурность, массу, непроницаемость. Материя, с их точки зрения, это то, чему характерны эти перечисленные атрибуты.

В понимании Д. Бруно и Б. Спинозы материя – это мир в целом, природа, которая является причиной самой себя.

Французские материалисты Д. Дидро и П. Гольбах пытались определить материю в рамках основного вопроса философии, хотя сами они его не формулировали. В частности, Гольбах писал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства.

Немец Л. Фейербах и русский мыслитель Н. Г. Чернышевский утверждали, что понятие материя – это общее, абстрактное понятие, в котором мышление человека охватывает всеобщие свойства бесконечно разнообразных предметов и явлений.

Наконец, Ф. Энгельс определял материю как совокупность всех веществ.

Идеалисты с древнейших времен и до наших дней также пользовались понятием материя, но понимали его принципиально иначе.

Античный философ Платон, родоначальник объективного идеализма, считал материальный мир бледной копией мира идей. Гегель полагал, что материя произведена сознанием, абсолютным духом и зависима от него. И если абсолютный дух созидателен и динамичен, то материя сама по себе косна, статична. Субъективный идеалист Д. Беркли склонен был вообще отрицать материю. Материя, говорил он, не существует, она есть выдумка материалистов.

Э. Мах и его сторонники определяли материю как совокупность ощущений субъекта. Мир, по Маху, состоит из элементов, но сами эти элементы ни что иное, как ощущения.

Философ-идеалист ХХ века Анри Лефевр утверждает, что материя есть некий Х, который мы для удобства вводим в наши теоретические построения. Однако в принципе можно обойтись безо всякого икса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.