Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О несовершенстве конкуренции




Система цен

Каким же образом автоматический механизм цен реализует себя? Несложно дать описание конкурентной системы прибылей и убытков. Каждый товар и каждая услуга — все имеет свою цену. В виде “ставок заработной платы” оценены и различные виды труда человека.

Разумеется, владелец-продавец хотел бы получить деньги за то, что он продает, и купить желаемое на вырученные средства. Возникновение потоков новых товаров, например обуви, стимулируется спросом на увеличение их производства. И с другой стороны, по аналогии можно предположить снижение цены в итоге конкуренции между продавцами чая по сравнению с последней рыночной ценой на этот товар, если его количество превышает возможности спроса. Таким образом, если будет установлена более низкая цена на чай, то его потребление возрастет, но и производить его будут в меньших количествах. Таким образом, и восстанавливается баланс между спросом и предложением (механизм будет рассмотрен более подробно в следующей главе и части 3 книги).

Такие факторы, производства, как труд, земля и затраты капитала, также подобно потребительским товарам подвластны этому механизму регулирования. Так, возможности увеличения занятости в сварочных работах становятся большими по сравнению со стекольным производством при возрастании спроса на сварщиков. В то же время цена труда и почасовая оплата стеклодувов начнет понижаться, в то время как у сварщиков появится тенденция к повышению оплаты их труда. Это может вызвать при прочих равных условиях перемещения труда из одного сектора в другой. По аналогии при повышении производителем сахарной свеклы цен на свою продукцию расширятся и площади используемой для ее выращивания пойменной земли. Предложение и спрос в станкостроении регулируются точно таким же образом.

Иначе говоря, речь идет о системе равновесия цен и производства, последовательные приближения к которой, осуществляются через разветвленную систему проб и ошибок. Далее вы сможете убедиться, что одновременному разрешению трех проблем экономики и способствует противопоставление спроса и предложения, цен и издержек.

1. что производить — производство того или иного товара обусловливается желаниями и голосами потребителей. И они голосуют за тот или иной товар не каждые два года на избирательных пунктах, а ежедневно, принимая решения о приобретении той или иной вещи. Разумеется, уплаченные покупателем деньги попадают в руки торговца, но в конечном итоге они создают фонд заработной платы, ренты и дивидендов, которые возвращаются к потребителю в форме еженедельного дохода. Так и замыкается этот круг.

2. как производить — здесь в силу вступает конкуренция производителей. Причем более дорогостоящие способы вытесняются производственными, обладающими на данный момент более высокой эффективностью как по физическому объему производимого товара, так и по его стоимостному выражению. Выстоять и получать максимально высокую прибыль в конкурентной борьбе могут только те производители, которые способны до минимума снизить издержки, применяя наиболее эффективные производственные методы. Например, только при определенном соотношении цен на нефть и производимый из зерна спирт может приниматься решение о производстве синтетического каучука из нефти или спирта; при цене на уголь ниже определенного критического уровня электроэнергия будет вырабатываться паровыми турбинами, а не на атомных электростанциях. При снижении издержек производства на применяющей тракторы крупной ферме может исчезнуть небольшая семейная ферма.

Рассмотрим примеры различных условий производства в разных странах. Боб Джонс на американской ферме практикует экстенсивное хозяйство, т.е. на каждый час труда приходится в его случае возрастающее количество земли. Французский крестьянин Пьер Рени применяет интенсивные методы обработки земли, т.е. вкладывает возрастающие количества труда в каждый гектар земельного надела. Кем же принимаются сверху разумные по своей сути решения, поскольку они учитывают различную плотность населения в этих странах? Членами Конгресса? Палаты депутатов? Членами ООН? Разумеется, никем из них. Здесь сигналом для принятия решения выступает сама система цен. Система ценообразования, которую можно уподобить знаменитому примеру хозяина, стимулирующего движение своего осла морковкой и палкой, является распределителем прибылей и убытков, побуждая к правильным ответам на вопросы: что, как и для кого.

3. для кого производство товаров обусловлено спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, определяющих возрастание личного дохода индивидуума по сравнению с доходами его сограждан и общества в целом. Установленное в обществе первоначальное распределение собственности, приобретенные, либо унаследованные права определяют характер конечного распределения дохода.

Обратите внимание на следующее: решения “какие товары производить” принимаются не только в результате большинства голосов потребителей. Любому спросу на товар должно соответствовать предложение его производства. И в принятии решения о производстве того или иного товара участвуют и голоса формирующих спрос потребителей, и издержки производства, и формируемое предложение со стороны производителей. Противостоящие голоса потребителей, формирующих спрос, и формирующие предложение голоса производителей как бы примиряет подобно маклеру-посреднику при заключении торговой сделки между продавцом и покупателем аукционист товарного рынка... Таким же образом возможно рассматривать аукциониста, председательствующего на рынке квалифицированного труда и осуществляющего посреднические функции между спросом бизнеса на труд и предложением труда со стороны общества. Доверенным лицом общества, принимающим решения, как производить тот или иной товар, выступает тот, кто ставит перед собой цель при наименьших издержках всех факторов производства данного товара и с риском понести суровое наказание в случае неудачного использования эффективных методов и способов получить конечную прибыль.

Разумеется, здесь дано крайне упрощенное толкование вопроса...

Стоит также обратить внимание на роль рынка, выступающего связующим механизмом общества с торговлей и промышленностью.

Конкурентная система не является полностью обезличенной. В противостоянии по разные стороны границы цен словно на двух фронтах стоят семьи-потребители и торгово-промышленные предприятия. Один из этих фронтов наиболее распространен и называется розничным рынком. На этом рынке потребители приобретают множество самых различных мелких предметов в заведениях розничной торговли: это небольшие магазины, аптеки и универмаги, кинотеатры и бензоколонки; сюда же можно отнести производящие электроэнергию компании, государственные почтовые конторы, железнодорожные и страховые компании, владельцев жилых домов.

Противостоящий рынок — рынок труда и производительных услуг — уже не столь спокойный по своему характеру. Заработная плата для кормильца семьи гораздо большее, нежели еще одна цена. Именно благодаря заработной плате осознается разница между нуждой и комфортом, между комфортом и роскошью. Договор о найме ставит рабочего в зависимость от крупной корпорации, поэтому он выступает с поддержкой его профсоюза за заключение коллективного договора. Таким образом, в первом случае он как бы благоприятствует восстановлению конкурентной обстановки, а в другом — создает условия, вызывающие возрастающие отклонения от совершенной конкуренции.

Повторим, что мы дали схему путей к идеальной конкуренции весьма упрощенно. Но ее все равно нельзя бы рассматривать как идеальную систему даже в том случае, когда она действовала бы в совершенстве согласно нашему описанию, а любому из нас известно, что такого в реальной действительности не бывает. Направление товаров прежде всего определяется местом, где имеются наибольший спрос и доллары. Состоятельный хозяин может кормить свою собаку тем молоком, в котором нуждается страдающий рахитом ребенок бедняка. Отчего это происходит? Из-за неудовлетворительного взаимодействия спроса и предложения? Нет. Да потому, что в действие вступает рыночный аукцион, основанный на удовлетворении того, кто имеет больше денежных голосов и в состоянии платить.

Предположим, что доходы бедняков сокращаются в связи со снижением конкурентных цен труда в результате изобретения автоматических станков. Как с точки зрения нравственных наблюдателей будет рассмотрено это явление: как необходимая справедливость либо как проявление самого совершенства? Можно ли оправдывать столь большой доход до 1 млн. долл. годовых, уплачиваемых нефтяными компаниями унаследовавшему 500 квадратных миль пастбища владельцу? В конгрессе очень часто обсуждаются подобные проблемы. Таким образом, можно ли полностью определять доходы только конкурентной борьбой или выживанием сильнейших? Вопрос этот носит этический характер и не вписывается в рамки механики экономической теории.

Итак, выше приведенной системе цен присущ недостаток, объясняющий, почему “совершенство” представляет для конкуренции недостижимый идеал. Фирмам не известны сроки изменений вкусов потребителя, отсюда реальные возможности возникновения дефицита или перепроизводства. Положение может опять-таки измениться в момент, когда фирмам станет это известно. Помимо всего издержки не могут быть минимальными из-за секретности для конкурирующих производителей в области применяемых ими методов. Зачастую охрана секретных приобретенных знаний дает возможность в конкурентной борьбе добиться такого же успеха, какой можно достичь и при сохранении высокого уровня производства.

Однако гораздо большие отклонения в области конкуренции обусловлены деятельностью монополистических элементов. В следующих главах будет более подробно рассказано об этом на примерах неправильного ценообразования, нерационального распределения ресурсов и образования прибылей монополий. О точности экономического определения “совершенного конкурента” можно будет судить по прочтении нижеследующих глав; для совершенной конкуренции явно недостаточно наличие нескольких соперников. С точки зрения экономической теории, “несовершенный конкурент” — это любой покупатель или продавец, какого-либо товара в количестве, достаточном для влияния на цену данного товара. Это определение верно для основной части бизнесменов, за исключением массы самостоятельных производящих лишь часть общего урожая фермерских хозяйств. Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой. В этом утверждении скрыто скорее не моральное осуждение факта, а простая его констатация. И приближение к совершенной конкуренции в той или иной степени может составить, по крайней мере, одно из наших желаний и надежд.

Из дальнейшего изложения будет видна зависимость бизнесмена от конкретного контекста, лишающая его возможности устанавливать цены по своему желанию, хотя это не мешает ему получать прибыль. Выставляя свою собственную продукцию на рынок, он должен принимать в расчет цены на замещающие ее товары. Например, он должен учитывать установленные цены на уголь, нефть, газ и другие виды топлива, располагая даже уникальным по своим свойствам и торговой марке углем.

Конкуренция может нравиться или не нравиться всем, кто с ней сталкивается. Но она привлекает нас как средство для расширения рынка, но поверни ее острие в другую сторону, и мы тотчас назовем ее “жульнической”, “нечестной”, “разрушительной”. Если конкуренция начнет угрожать уровню заработной платы на рынке труда, то зависящий целиком и полностью от данного источника средств к существованию рабочий первым поднимет свой голос против. Группы фермеров постоянно стремятся оказывать давление на правительство при выработке государственной политики в сторону ограничения производства и повышения таким путем цен, дабы избежать негативного влияния конкуренции на цены сельскохозяйственных продуктов.

Экономике крупного производства, возможно, присущи определенные факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в среде бесчисленного множества производителей. Целый ряд несовершенств рынка связан с фабричной маркой, патентами и рекламой. Вот почему выше человеческих сил попытаться с помощью законов создать совершенную конкуренцию. И вся проблема и состоит в желаемом достижении приемлемой эффективной “осуществимой конкуренции”.

Предложение и спрос будут детально рассмотрены в части 8. Только после этого рассмотрения можно реалистически оценивать действие механизма цен. Но в то же время попытки социалистов включить механизм цен как составную часть организации нового общества вызывают только удивление. Как и сама система цен, так и ее альтернативы просто несовершенны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.