Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческие индустрии: политический вызов для России




Международная торговля товарами и услугами Республики Беларусь

Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 50% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.

В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.

Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице.

 

Таблица 1.10.1 - Объем внешней торговли товарами Республики Беларусь, млн. долларов США

            январь-апрель 2015 январь-апрель 2016 январь-апрель 2016 в % к январю-апрелю 2015
Оборот 87 178 92 464 80 226 77 180 56 997 18 004,9 15 115,2 84,0
Экспорт 41 419 46 060 37 203 36 392 26 686 8 492,4 6 926,8 81,6
Импорт 45 759 46 404 43 023 40 788 30 312 9 512,5 8 188,4 86,1
Сальдо -4 340 -344 -5 820 -4 396 -3 626 -1 020,1 -1 261,6  

 

Экспорт продукции представлен широкой номенклатурой.

Главными экспортными группами являются:

− продукция нефтехимического комплекса: нефтепродукты, химические волокна, шины;

− калийные и азотные удобрения;

− металлопродукция;

− сельскохозяйственная и грузовая техника;

− мясомолочная продукция;

− сахар и другая продукция агропромышленного комплекса.

Основу импорта составляют энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.

Беларусь поддерживает торговые отношения более чем с 180 государствами мира.

Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится около 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится около 30% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Великобритания, Нидерланды, Германия, Литва, Италия, Польша, Латвия, Бельгия, Чешская Республика Среди стран СНГ второе место после России занимает Украина, третье – Казахстан. Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке – Бразилией, Венесуэлой, Эквадором, в Азиатском регионе – Китаем, Индией, Индонезией, Турцией. Внешняя торговля услугами

Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь приведена в таблице.

 

Таблица 1.10.2 - Объем внешней торговли услугами Республики Беларусь, млн. долларов США

            январь-апрель 2015 январь-апрель 2016 январь-апрель 2016 в % к январю-апрелю 2015
Оборот 8 962 10 380 12 760 13 431 11 023 3 253,8 3 127,5 96,1
Экспорт 5 610 6 336 7 506 7 820 6 674 2 028,8 1 912,2 94,3
Импорт 3 352 4 044 5 254 5 611 4 350 1 225,0 1 215,3 99,2
Сальдо 2 258 2 292 2 252 2 209 2 324 803,8 696,9  

 

Более 50% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь.

К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги.

Основными торговыми партнёрами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международная торговля является традиционной, исторически первой и ныне одной из основных форм МЭО. Она служит количественным выражением международного разделения труда, преимущества которого связаны с повышением эффективности производства, снижением издержек производства и поиском наилучшего удовлетворения экономических интересов. При экспорте страна получает выгоду, измеряемую разницей между более высокой мировой ценой и более низкой внутренней ценой. При импорте происходит экономия внутренних затрат на основе отказа от национального производства того или иного вида товара, так как цены на ввозимые из-за рубежа товары ниже по сравнению с издержками их производства внутри страны.

Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI–XVIII веках. Её развитие – один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Преимущества участия стран в международной торговле:

− интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;

− увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

− международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;

− экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.


 

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Береснев, Д.В. Внешняя торговля Республики Беларусь в условиях вступления в ВТО и евразийской интеграции/А.Е. Дайнеко, Т.С. Вертинская, Д.В. Береснев и др.; под ред. А.Е. Дайнеко; НАН Беларуси. Ин-т эконом. – Минск; Беларус. Навук., 2013. – 245с.

2. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации / В.Б. Буглай, Г.М. Костюнина, И.Н.Платонова, Н.Н. Ливенцев. – М.: Изд-во МГИМО. 2012. – С. 69.

3. Давыденко, Е.Л. Белорусский вектор экономического развития: учеб. пособие / Е.Л. Давыденко, Л.Н.Давыденко. – Минск: БГПУ, 2006. – 159 с.

4. Давыденко, Е. Л. Внешнеторговая политика малой экономики в условии либерализации международной торговой системы / Е.Л.Давыденко. –Минск: БГУ, 2008. – 279с.

5. Давыденко, Е. Л. Международные экономические отношения: учебно-методический комплекс / Е.Л.Давыденко. – Минск: БГУ, 2012. – 255 с.

6. Дюмулен, И.И. Международная торговля услугами / И.И. Дюмулен. – М., 2009г. – 314с.

7. Евсюк, А.А. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь: Учебно-методическое пособие / А.А. Евсюк, И.А. Елова, В.В. Ясинский. – Гомель: БелГУТ, 2007. – 155 с.

8. Зорина, Т.Г. Международная логистика: учебное пособие / Т.Г. Зорина, М.А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2012. – 244 с.

9. Поляков, В. В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Поляков. – М.: КноРус, 2011. – С. 5.

10. Балашевич, М.И. Международная торговля услугами Республики Беларусь в контексте присоединения к ВТО / М.И. Балашевич, Д.А. Куделевич // Белорусский экономический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/17837/1/Balashevich_M._I.%2c_2014%2c_S._76-87.pdf. – Дата доступа: 30.09.2016.

11. Внешняя торговля Беларуси / Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/print/export/. – Дата доступа: 02.10.2016.

12. Внешняя торговля Республики Беларусь / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myfin.by/wiki/term/vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus. – Дата доступа: 02.10.2016.

13. Каминская, В.В. Трансфер технологий в западной экономической науке / В.В. Каминская, О.Ф. Малашенкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/92407/1/malashenkova_kaminskaya 2013_10_IER_isuues.pdf. – Дата доступа: 30.09.2016.

14. Козак, Ю.Г. Основы экономической теории / Ю.Г. Козак [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/ politekonomia/osnovi_ekonomichnoyi_teoriyi_-_kozak_yug/mizhnarodna_peredacha tehnologiy.htm. – Дата доступа: 01.10.2016.

15. Международные перевозки товаров и грузов. Импорт и экспорт – экспресс-перевоки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transvip.ru. – Дата доступа: 01.10.2016.

16. Международные товарные соглашения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: tovarnaja-birzha.ru/241-mezhdunarodnye-tovarnye-soglasheniya. html. – Дата доступа: 30.09.2016.

17. Международная торговля услугами // Международная торговля на современном этапе. Режим доступа: http://globetrade.ru/torgovlia-uslugami-1/. – Дата доступа: 30.09.2016.

18. Сморчков, И. Основные тренды в становлении рынка логистических услуг / И. Сморчков, Д. Титюхин [Электр. ресурс] // Логинфо: журнал о логистике в бизнесе. – Режим доступа: http://loginfo.ru/issue/108/1142. – Дата доступа: 28.09.2016.

19. Сорока, А.Н. Международная торговля услугами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rep.polessu.by/bitstream/112/5984/1/183.pdf. – Дата доступа: 29.09.2016.

20. Фомичев, В.И. Международная торговля услугами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polbu.ru/fomichev_inttrading/ch49_all.html. – Дата доступа: 28.09.2016.

21. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/eiaaen_oai.html. – Дата доступа: 30.09.2016.

22. DHL Global | Link arrow About Us [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dhl.com/en/about_us/company_portrait.html#history. – Дата доступа: 01.10.2016.

23. The World Trade Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org. – Дата доступа: 02.10.2016.

 

Напечатать

Михаил Гнедовский

Концепция «творческих индустрий» впервые возникла в Великобритании. С 1998 года развитие творческих индустрий является приоритетом британской национальной политики, а также, в большинстве случаев, — политики муниципального уровня. За последние годы эта концепция (и соответствующая практика) распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение как к культуре, так и к экономике[1].

В России с 2003 года осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики (ИКП). Она называется «План действий для России». Один из двух составляющих эту программу пилотных проектов посвящен развитию творческих индустрий в России. Продвигать эту идею ИКП уже два года помогают британские агентства Euclid и Comedia. В феврале 2004 года, при участии ИКП, был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий в России[2].

В международном разделении труда страны сегодня делятся не столько на аграрные и индустриальные, сколько на индустриальные и постиндустриальные. Выбор стратегии развития — важнейшая проблема, стоящая сейчас перед Россией. Сейчас мы заняты практической деятельностью, однако вопрос, как вписать творческие индустрии в экономический ландшафт нашей страны и как их развитие в России может изменить наши подходы в сфере культуры и в сфере экономики, остается открытым.

Экономический кризис — явление, хорошо знакомое нам в России, — может стать не только несчастьем, но и катализатором развития. В Великобритании творческие индустрии возникли «не от хорошей жизни». Они были ответом, вернее, одним из ответов на жесточайший экономический и социальный кризис 1980-х годов, когда тяжелая промышленность уходила из Западной Европы в страны с более дешевой рабочей силой. И как человеческий организм мобилизует внутренние ресурсы в ответ на болезнь, так и британская экономика нашла выход в перепрофилировании бывших промышленных городов. Теперь они производят и продают на мировых рынках не сталь и текстиль, а «творческий» или «интеллектуальный» продукт: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн и т. д. — по сути дела, «продают воздух». Частью этого интеллектуального производства являются и творческие индустрии, основанные на прямом использовании ресурсов культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.