Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы эксплуатации и сопровождения 2 страница




- изучить структуру и организацию ПС; провести инвентаризацию ПС, провести для системы управление конфигурацией, выстроить ПС в соответствии с библиотеками управления конфигурацией, создать деревья вызовов и проанализировать структуру данной системы;

- определить функции, реализуемые программной системой; по возможности рассмотреть технические требования (спецификации) к данной системе, её общую структуру, проанализировать деревья вызовов, прочитать программные коды, предоставить данную систему другим сопроводителям и прокомментировать программные коды;

- установить приоритеты ПР или ОП.

Сопроводители должны документально описать ПС в соответствии с при веденными выше рекомендациями. Должны быть обновлены или разработаны (при необходимости) следующие документы:

- технические требования (спецификации),

- руководства программиста по сопровождению,

- руководства пользователя и

- руководства по вводу в действие (инсталляции).

Имеется ряд факторов, влияющих на создание или обновление документов. Некоторыми из них являются:

- доступ к исходным программам,

- наличие инструментальных средств анализа программ,

- наличие среды тестирования ПС (СТПС).

Стратегия сопровождения ПС. В настоящем разделе рассмотрена разработка политики сопровождения программной системы. Такая политика ориентирована на людские и материальные ресурсы, необходимые для обеспечения сопровождения ПС. В качестве целей при планировании сопровождения должны быть использованы результаты анализа сопровождаемоcти. Этот анализ является исходным пунктом при разработке стратегии сопровождения. Политика сопровождения ПС должна охватывать следующие элементы:

- концепцию сопровождения;

- план сопровождения;

- анализ ресурсов сопровождения.

Концепция сопровождения. Описание концепции сопровождения должно быть первым шагом при разработке политики сопровождения ПС. Концепция сопровождения должна быть разработана сразу же при первом выпуске исходного ПС.

Концепция сопровождения должна отражать:

- область сопровождения ПС;

- практическое применение (адаптацию) данного процесса;

- определение организаций (лиц), ответственных за сопровождение;

- оценку стоимости сопровождения.

Концепцию сопровождения документально оформляют в плане сопровождения.

Область сопровождения. Эта область должна отражать обязанности сопроводителя. Она должна определять, какую поддержку ПС обязан обеспечить сопроводитель. Область сопровождения зачастую определяется наличием соответствующих бюджетных ограничений. Область сопровождения должна охватывать:

- типы выполняемого сопровождения;

- сопровождаемый уровень документов;

- реакцию (чувствительность) на сопровождение;

- обеспечиваемый уровень обучения персонала;

- обеспечение поставки продукта;

- организацию справочной службы («горячей линии»).

Практическое применение (адаптация) процесса. Концепция сопровождения должна отражать задачи сопровождения после его поставки. Во время сопровождения различные организации могут выполнять различные задачи. В концепции сопровождения следует попытаться определить эти организации. В концепции сопровождения также должен быть отражен применяемый процесс сопровождения.

Определение ответственных за сопровождение. Определение лиц (физических или юридических), отвечающих за сопровождение продукта, является важной частью концепции сопровождения. Это в равной степени справедливо и в случае внутреннего сопровождения в самой организации. При выполнении сопровождения по соглашению с третьей стороной (аутсорсинг сопровождения) это должно быть отмечено в концепции сопровождения. В основных процессах заказа и поставки по ГОСТ 12207 детально описаны услуги по заказу и поставке.

Назначение (выбор) сопроводителя должно быть основано на ряде факторов, включая:

- срок службы программного средства;

- размер долгосрочных затрат;

- размер первоначальных затрат;

- наличие соответствующего места;

- квалификацию персонала;

- работоспособность программной системы;

- программу (график) сопровождения;

- знание предметной области применения ПС.

Оценка стоимости сопровождения. Должна быть проведена оценка стоимости сопровождения. Стоимость должна зависеть от области сопровождения. Дополнительными факторами, подлежащими учету, являются стоимость:

- проезда до места расположения пользователя;

- обучения как сопроводителей, так и пользователей;

- СПИ и СТПС и их ежегодного сопровождения;

- персонала (зарплата и премии).

При разработке концепции сопровождения стоимость оценивают на основе ограниченных исходных данных. В дальнейшем эти оценки должны быть уточнены. В качестве исходных данных при оценке стоимости сопровождения могут быть использованы соответствующие архивные данные по аналогичным проектам.

Планирование сопровождения. Целью планирования сопровождения является:

- подготовка плана работ по сопровождению и

- обеспечение заказа (закупки) ресурсов, необходимых для проведения этих работ после передачи программного продукта на сопровождение.

Планирование начинается сразу после определения концепции сопровождения ПС и завершается разработкой плана сопровождения, используемого сопроводителями в качестве основы при оказании соответствующих услуг по сопровождению ПС.

Планирование работ и задач по сопровождению начинается сразу после принятия описанной выше концепции сопровождения. Оно завершается созданием плана сопровождения. Данный план должен быть подготовлен сопроводителем во время разработки программного средства и включать в себя рассмотрение предложений пользователя по внесению изменений в программную систему.

План сопровождения должен определять:

- причины необходимости сопровождения;

- исполнителей данных работ;

- роли и обязанности каждого субъекта, вовлеченного в сопровождение;

- как должны быть выполнены данные работы;

- какие имеются ресурсы для сопровождения;

- место проведения сопровождения;

- время начала сопровождения.

Анализ ресурсов. Последним элементом стратегии сопровождения ПС является анализ ресурсов. Сразу же после установления области сопровождения и организации, проводящей его, должны быть определены требования к персоналу сопровождения, среде сопровождения и финансовым ресурсам. Требования к ресурсам сопровождения ПС обычно устанавливает заказчик при помощи поставщика (разработчика). При этом должны быть определены требования к ресурсам персонала сопровождения, среды и финансов.

Ресурсы персонала. Одной из главных частей планирования сопровождения ПС является планирование требований к ресурсам сопровождения. Требования к персоналу являются основным фактором, определяющим стоимость сопровождения, но в то же время точная их оценка достаточно трудна. При оценке ресурсов для сопровождения ПС обычно применяют два основных метода: параметрические модели и использование практических (опытных) знаний.

Для моделей требуются архивные практические данные. Лучшие результаты дает использование практических знаний при наличии соответствующих архивных опытных данных.

При этом предполагают, что для оценки сопровождения используют стандартную установленную методологию. Должно быть проведено отдельное исследование штатного состава персонала сопровождения на основе применения методологии определения ресурсов персонала и выдачи соответствующих результатов.

Ресурсы среды. При разработке и сопровождении ПС проводят ряд специальных работ, для выполнения которых необходимы отдельные системы. Предполагают наличие отдельных сред программной инженерии (СПИ) и сред тестирования программной системы (СТПС). Сопроводитель должен помогать заказчику при создании плана для среды сопровождения. Данное требование является критичным при формировании среды сопровождения и должно быть учтено при предварительном планировании выделяемых фондов и финансовых средств для разработки и сопровождения программной системы.

Финансовые ресурсы. Третьим и последним аспектом ресурсов являются финансовые ресурсы. Для обеспечения эффективного сопровождения программного продукта сопроводитель должен получить финансирование для:

- выплаты зарплаты персоналу;

- обучения персонала (2—3 недели в год на каждого человека);

- ежегодного возобновления лицензий на сопровождение программной системы;

- командировок;

- публикации (издания) соответствующих материалов;

- технических и программных средств СПИ и СТПС;

- модернизации технических и программных средств СПИ и СТПС.

Процесс сопровождения. Здесь определены конкретные работы (виды деятельности) и задачи (задания) основного процесса жизненного цикла, связанные с сопровождением ПС.

Процесс сопровождения состоит из работ и задач, необходимых для модификации программной системы при сохранении её целостности. За выполнение этих работ и задач отвечает сопроводитель. В настоящем стандарте описаны примерные этапы выполнения работ и задач сопровождения. Сопроводитель обеспечивает создание и функционирование соответствующего процесса сопровождения до разработки какой-либо программной системы. Процесс сопровождения должен быть активизирован в жизненном цикле, если установлены соответствующие требования по сопровождению программной системы.

Сразу же после активизации данного процесса должны быть разработаны план сопровождения и соответствующие процедуры, а также выделены конкретные ресурсы для сопровождения. После поставки программной системы сопроводитель, в соответствии с предложением о модификации или отчетом о проблеме, должен модифицировать соответствующие программы и документы. Основной целью сопровождения ПС является изменение (модификация) этой системы при сохранении её целостности. В этом процессе выполняют поддержку ПС, начиная с поставки это системы, при обеспечении её переноса в новые среды эксплуатации, до снятия его с эксплуатации. Процесс завершается окончательным снятием ПС с эксплуатации.

Процесс сопровождения охватывает следующие работы:

1. подготовка процесса;

2. анализ проблем и изменений (модификаций);

3. внесение изменений;

4. проверка и приемка при сопровождении;

5. перенос;

6. снятие с эксплуатации.

Исходные данные преобразуют или используют в работах по сопровождению для получения выходных результатов. Рекомендуется проводить соответствующий контроль с целью проверить корректность выходных результатов конкретной работы по сопровождению. Выходными результатами являются соответствующие данные или объекты, создаваемые при выполнении конкретной работы по сопровождению. Для обеспечения работ по сопровождению используют вспомогательные и организационные процессы (по ГОСТ 12207). Общая структура процесса сопровождения показана на рис. 3.

Подготовка процесса. При подготовке процесса сопроводитель создает планы и устанавливает процедуры, выполняемые при реализации процесса сопровождения. План сопровождения (см. выше) должен быть создан параллельно с планом разработки. При выполнении данной работы сопроводитель также должен определить необходимые организационные интерфейсы (взаимосвязи с другими организациями).

 

Рис. 3. Процесс сопровождения

Для обеспечения эффективной реализации процесса сопровождения сопроводитель должен разработать и документально оформить стратегию проведения сопровождения. При реализации этой деятельности сопроводитель должен решить следующие задачи:

- разработать планы и процедуры сопровождения;

- установить процедуры рассмотрения ПР и ОП;

- применить управление конфигурацией.

Использование процесса разработки. Для внесения изменений в ПС сопроводитель должен использовать процесс разработки. Требования к процессу разработки должны быть дополнены следующим образом:

- должны быть установлены и документально оформлены критерии проведения испытаний (тестирования), оценки их результатов и измененных и неизмененных объектов (программных модулей, компонентов и элементов конфигурации) системы;

- должны быть обеспечены полнота и правильность реализации новых и измененных требований. Также должно быть обеспечено, чтобы исходные, неизмененные требования не изменились. Результаты испытаний должны быть документально оформлены.

Конкретные работы в процессе разработки должны быть адаптированы применительно к потребностям, связанным с внесением изменений.

При выполнении работы по внесению изменений используют следующие вспомогательные процессы жизненного цикла:

- документирования;

- обеспечения качества;

- совместного анализа.

- Выходными результатами данной работы являются:

- обновленные планы и процедуры тестирования;

- обновленные документы;

- измененные исходные программы;

- отчетность о тестировании;

- показатели, характеризующие внесенные изменения.

Обновленные документы должны включать в себя:

- обновленные документы на изменение (модификацию);

- подробный отчет о проведенном анализе;

- обновленные требования;

- обновленные планы, процедуры и отчеты о тестировании;

- обновленные учебные материалы.

Анализ проблем и изменений. При выполнении работы по анализу проблем и изменений (модификаций) сопроводитель:

- анализирует ПР и (или) ОП;

- дублирует или проверяет проблему;

- разрабатывает варианты реализации изменения (модификации);

- документально оформляет: ПР и (или) ОП, результаты их рассмотрения и варианты реализации изменений;

- проводит согласование выбранного варианта изменений.

Основой для проведения работы по анализу проблем и изменений должны быть: официальное предложение о модификации или отчёт о проблеме, системные и (или) проектные документы и нормативные документы.

Исходными данными для проведения работы по анализу проблем и изменений должны быть:

- ПР или ОП;

- базовая линия;

- информационный архив программного средства;

- системные документы

Внесение изменений. При выполнении работы по внесению изменений сопроводитель разрабатывает и тестирует конкретное изменения программного продукта.

Исходными данными для проведения работы по внесению изменений должны быть:

- базовая линия;

- согласованное ПР или ОП;

- согласованные документы на изменение.

- Базовая линия должна включать в себя:

- описания системной архитектуры;

- документы конкретного предложения о модификации (изменении);

- исходные программы.

Согласованные документы на изменение должны включать в себя:

- отчет об анализе влияния изменений;

- выходные результаты работы по анализу проблем и изменений.

В данной работе решаются следующие задачи. Сразу же после согласования ПР или ОП сопроводитель должен провести анализ и определить, какие документы, программные модули и их версии требуют изменения. Полученные результаты должны быть документально оформлены. Результаты такого дополнительного анализа должны быть документально оформлены в комплекте документов разработки программной системы (КДРПС). При реализации данной деятельности должны быть выполнены следующие этапы решения задач:

- определены элементы в существующей системе, подлежащие изменению;

- определены элементы конкретного интерфейса, затрагиваемые данным изменением;

- определены документы, подлежащие обновлению;

- обновлен комплект документов разработки ПС (КДРПС).

Проверка и приемка при сопровождении. Данная работа обеспечивает подтверждение правильности изменений, внесенных в систему, в соответствии с принятыми стандартами и по установленной методологии.

В целях подтверждения целостности (работоспособности) измененной системы сопроводитель должен провести проверку внесенных изменений совместно с организацией, утвердившей изменение.

Исходными данными для проведения работы по проверке и приемке при сопровождении являются:

- измененное программное средство;

- результаты тестирования внесенных изменений.

Сопроводитель должен получить согласование (подтверждение) того, что внесенное изменение удовлетворяет требованиям, установленным в договоре.

Если сопровождение проводят без предварительного соглашения, согласование изменений все равно должно быть получено.

Контроль за рассматриваемой работой проводится с помощью вспомогательного процесса совместного анализа.

При выполнении работы по проверке и приемке при сопровождении используют следующие вспомогательные процессы ЖЦ:

- обеспечения качества;

- верификации;

- аттестации (валидации);

- совместного анализа;

- аудита.

Выходными результатами данной работы являются:

- новая базовая линия, включающая в себя принятые изменения;

- отклоненные изменения;

- отчет о приемке;

- отчеты об обзорах (проверках) и аудитах;

- отчет о квалификационном тестировании программной системы.

Перенос. За время существования система может быть модернизирована для работы в различных средах. Если систему или программный продукт (включая данные) переносят из прежней в новую эксплуатационную среду, должно быть обеспечено, чтобы любой программный продукт или данные были созданы или изменены при переносе в соответствии с ГОСТ 12207.

Для переноса системы в новую среду сопроводитель должен:

- выполнить соответствующие действия,

- разработать и документально оформить этапы реализации переноса.

Задачи, решаемые сопроводителем для этой работы:

- проводит перенос в соответствии с ГОСТ 12207,

- разрабатывает план переноса,

- извещает пользователей,

- проводит обучение персонала,

- выдает предупреждение о завершении переноса,

- оценивает влияние новой среды и

- архивирует соответствующие данные.

Должны быть выполнены следующие этапы решения этих задач:

1. определены все добавляемые или изменяемые программные системы или данные;

2. проверено соответствие конкретных задач ГОСТу 12207.

План переноса. Для соответствующего контроля переноса системы должен быть разработан, документально оформлен и выполнен план переноса объекта. К планируемым работам должны быть привлечены пользователи.

В содержание плана должны быть включены:

- анализ и установление требований к переносу;

- разработка инструментальных средств для выполнения переноса;

- настройка программного продукта и данных к новым условиям эксплуатации;

- выполнение переноса;

- верификация переноса;

- последующая поддержка прежней среды.

Уведомление о намерениях. Сразу же после завершения сопроводителем планирования переноса пользователям должно быть направлено уведомление о планах и работах по переносу объекта. Сопроводитель должен также представить пользователям план, процедуры и график (программу) переноса.

Реализуемые операции и обучение. Для плавного перехода в новую среду параллельно могут быть выполнены работы в прежней и новой среде. В течение этого периода обеспечивают необходимое обучение персонала в соответствии с условиями договора.

Уведомление о завершении переноса. После выполнения запланированного переноса должно быть послано соответствующее уведомление всем заинтересованным сторонам. Все связанные с прежней средой документы, журналы регистрации и программы должны быть помещены в архивы.

Итоговый анализ. После завершения переноса должен быть выполнен итоговый анализ для оценки влияния перехода к новой среде на различные аспекты эксплуатации перенесенного объекта. Результаты анализа должны быть разосланы соответствующим заинтересованным сторонам для информации, руководства и использования в работе.

Снятие с эксплуатации. Сразу же по достижении программной системы окончания срока её службы она должна быть снята с эксплуатации. Должен быть проведен анализ, подтверждающий решение о снятии ПС с эксплуатации. Как правило, подобный анализ экономически обоснован и может быть включен в план снятия с эксплуатации. В анализе должны быть определены и экономически обоснованы:

- возможность сохранения устаревшей технологии;

- переход на новую технологию путем создания новой ПС;

- разработка новой ПС для обеспечения модульности;

- разработка новой ПС для упрощения сопровождения;

- разработка новой ПС для обеспечения стандартизации;

- разработка новой ПС для обеспечения независимости продавца.

Конкретная программная система может быть заменена новой системой, но в ряде случаев это может быть не прямой заменой одной системы на другую. При снятии программной системы сопроводитель должен:

- определить необходимые для этого действия,

- разработать и документально оформить этапы работ, обеспечивающие эффективное снятие системы с эксплуатации.

Должны быть предусмотрены возможности доступа к архивным данным снятого программного продукта.

Сопроводитель, выполняющий снятие ПС эксплуатации в соответствии с ГОСТ 12207, должен решить следующие задачи:

1. разработать план снятия с эксплуатации,

2. уведомить пользователей об этом,

3. провести соответствующее обучение персонала,

4. уведомить всех заинтересованных субъектов о завершении снятия системы с эксплуатации

5. архивировать соответствующие данные.

План снятия с эксплуатации. По ГОСТ 12207 должен быть разработан, документально оформлен и реализован план снятия с эксплуатации при прекращении активной поддержки объекта эксплуатирующими и сопровождающими организациями. К запланированным работам должны быть привлечены пользователи. В содержание плана должны быть включены:

1. сроки прекращения полной или частичной поддержки;

2. требования по архивации ПС и соответствующих документов;

3. обязательства по любым оставшимся вопросам поддержки;

4. сроки перехода, при необходимости, к новой ПС;

5. требования по доступу к архивным копиям данных.

Как часть указанной задачи сопроводитель должен выполнить следующие этапы:

1. анализ требований к снятию с эксплуатации;

2. определить влияние снятия ПС на всю систему;

3. установить программный продукт, заменяющий снимаемый (при его наличии);

4. разработать график (программу) снятия ПС с эксплуатации;

5. определить обязанности по любым оставшимся вопросам последующей поддержки системы;

6. определить и документировать все действия по снятию с эксплуатации.

Уведомление о намерениях. Пользователи должны получить уведомление о планах и работах по снятию с эксплуатации. В содержание уведомления должны быть включены:

1. описание заменяющего или модернизированного объекта с указанием даты его доступности для пользователей;

2. объяснение того, почему прежний программный продукт нельзя больше поддерживать;

3. описание других доступных вариантов поддержки в случае прекращения поддержки прежнего объекта.

Как часть указанной задачи сопроводитель должен выполнить следующие этапы:

1. определить все объекты (и их местоположения), затрагиваемые при данной работе;

2. определить специфику каждого абонента;

3. опубликовать соответствующий график (программу) снятия;

4. отработать обратную связь с абонентами.

Реализация параллельной эксплуатации и обучение. Для плавного перехода к новой системе по ГОСТ 12207должна быть проведена параллельная эксплуатация прежней и новой ПС. В течение этого периода обеспечивают необходимое обучение пользователей в соответствии с условиями договора.

Уведомление о завершении снятия. После выполнения запланированного снятия с эксплуатации должно быть послано соответствующее уведомление всем заинтересованным сторонам. Все связанные с прежним объектом документы разработки, журналы регистрации и программы должны быть, при необходимости, помещены в архивы.

Архивирование данных. Данные, использованные или связанные со снятым с эксплуатации программным продуктом, должны быть доступными для защиты и аудиторской проверки в соответствии с условиями договора. Для упрощения поиска этих данных должно быть проведено их обновление на архивных носителях (компакт-дисках и других видах носителей). Как часть указанной задачи сопроводитель должен выполнить следующие этапы:

1. сохранить старые программные средства и данные, полученные при решении предыдущих задач;

2. создать копии старых программных средств и данных, полученных при решении предыдущих задач;

3. хранить соответствующие носители в безопасном месте.

Проверки и обеспечение. Контроль за рассматриваемой работой проводят с помощью процесса совместного анализа. При выполнении работы по снятию ПС с эксплуатации используют следующие вспомогательные и организационные процессы жизненного цикла:

- документирование;

- управление конфигурацией;

- обеспечение качества;

- совместный анализ;

- аудит;

- обучение.

Выходные результаты. Выходными результатами данной работы являются:

1. план снятия с эксплуатации;

2. уведомление о намерениях по снятию с эксплуатации;

3. результаты, полученные при выполнении снятия ПС средства с эксплуатации;

4. обученный персонал;

5. снятая с эксплуатации программная система;

6. уведомление о завершении снятия с эксплуатации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.