Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя.




Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ.

 

На первый взгляд может показаться, что главными действующими субъектами в экономичес­кой системе являются производители, ведь именно они определяют объем и структуру производства, име­ют возможность оказывать влияние на уровень цен на товары и услуги, результатом их эффективной дея­тельности является возможность получения прибы­ли. В таких условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки производства. Имен­но этот принцип ведет к смещению акцента из сферы производства в сферу потребления. Если потребитель отдал за товар сумму денег, превысившую издержки производства, значит, производитель получит при­быль и сможет продолжать свою деятельность. В про­тивном случае производитель не реализует свой то­вар, потерпит убытки и, в конце концов, разорится. Именно это свидетельствует о суверенитете потребителя, т.е. о возможности влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги.

Необходимым моментом суверенитета потребите­ля выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто встречаются ограничения такого рода свободы, причем они могут быть весьма различ­ными по масштабам и формам: от жесткого нормиро­вания потребления определенных благ (введения кар­точной системы) до законодательного запрещения производства и потребления какого-либо вида това­ров. В основе этих ограничений могут лежать весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные обстоятельства (голод, война), желание уберечь население от вредно­го блага (алкоголь, наркотики, сигареты), стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении. Ре­зультатом же такого рода действий станет отказ от принципа суверенитета потребителя. Люди уже не смогут сигнализировать производителю о своем отно­шении к конкретным товарам и услугам и передавать ему ту сумму денежных средств, которую сочтут нуж­ной. Производитель же не сможет расширить произ­водство благ, необходимых потребителю. Все решения о производстве будут приниматься административны­ми органами исходя из их собственных предпочтений.

Считается, что каждый потребитель име­ет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. зна­ет, что ему нравится больше, а что меньше. Из всей товарной массы он выбирает наиболее предпочти­тельный товар или их набор, а также определяет объем этого выбора. Такой принцип называется гипоте­зой рациональности. Термин "рациональность" нель­зя толковать в плане того, что человек, истративший весь свой доход на покупку цветов любимому челове­ку, нерационален, а индивид, отложивший деньги на автомобиль, рационален. С точки зрения экономиста они оба ведут себя рационально, если только дей­ствительно самостоятельно выбрали для себя эти ва­рианты. Ученые не оценивают шкалу предпочтений потребителя, для них важен лишь тот факт, что она реально существует и человек пытается получить максимум удовлетворения в соответствии со своим доходом. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как "полез­ность", то принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при за­данных ценах и доходе потребитель стремится рас­пределить свои денежные средства так, чтобы полу­чить максимум полезности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.