Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпускных квалификационных работ 3 страница




Подобранный материал теоретической части фиксируется студентом в виде записей разного рода: к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные записи. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в психологии разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Требования к написанию теоретической части:

Ø не следует спешно вставлять в работу «умные мысли» из учебников и научных журналов путем хаотичного «копипаста» (copy - копировать, paste - вставить);

Ø необходимо плавно переходить от мысли или вывода одного автора к исследованиям другого;

Ø анализ материала по теме работы можно представлять двумя способами: а) первоначально представить точки зрения зарубежных исследователей по проблеме исследования, а затем отечественных ученых в хронологической последовательности; б) второй способ – соотнесение сходных точек зрения как в отечественной, так и в зарубежной педагогике;

Ø не следует одновременно соглашаться с двумя противоречивыми мнениями – следует придерживаться одного, приводя обоснования, почему вы считаете, что оппоненты не правы;

Ø всегда двигайтесь от общего к частному;

Например:

Тема: Особенности формирования математических способностей у детей дошкольного возраста средствами информационных технологий.

Необходимо сначала рассмотреть исследования в области развития математических способностей у детей дошкольного возраста, далее обратиться к рассмотрению вопроса о развитии математических способностей у детей дошкольного возраста средствами информационных технологий … и т.д.

Ø не давайте лишней информации, если не в силах ее исследовать, плавно подводите основные положения теории к исследованию их на практике.

Ø в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения: кто и где (какие исследователи и в каких научных школах) уже работал и работает по теме исследования в отечественной и зарубежной педагогике? где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)? в чем конкретно они состоят?

В работе должен быть выдержан научный язык и стиль, основными характеристиками которого являются точность, ясность и краткость. Следует отказаться от употребления «разговорных» речевых оборотов, канцеляризмов, метафор, неологизмов. Не следует злоупотреблять иностранными словами. Текст не должен быть эмоционально окрашен. Не рекомендуется вести речь от первого лица единственного числа – «я считаю», «я доказал» и т.д.

В научном стиле часто используются устойчивые сочетания, такие как: речь идет о проблеме...; отсюда следует вывод, что...; следует (необходимо) заметить, что...; перейдем к рассмотрению следующего вопроса...;это дает основание заключить...; наличие... свидетельствует о том, что....

При анализе разных точек зрения используются фразы: Анализ различных концепций показывает, что..., Проблемой занимались...; В современной науке проблема трактуется неоднозначно …; Рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы...; Одна из точек зрения принадлежит...; Она заключается в...; Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает, что...; Этой точки зрения придерживается...

Основания для утверждения, соответствия, противопоставления, доказательства: Это доказывает, подтверждает, что…; На основании... можно сделать вывод...; Это соответствует (противоречит)...

Включение дополнительной информации: Важно отметить, что...; Необходимо подчеркнуть, что...; Представляется важным отметить, что...; Необходимо добавить (что), кроме того...

Актуальность проблемы, которой посвящено исследование: В современной науке особую остроту приобретает тема...; Внимание ученых и практиков привлекает проблема... и ее решение. В современной педагогике внимание исследователей концентрируется на проблеме...

Категорически неприемлемы в научном стиле образные сравнения, фразеологические обороты, новые термины, не используемые ранее в педагогике; эмоционально-экспрессивная окрашенность речи.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании теоретической части и сделать более наглядной ее логическую структуру, можете использовать различные вводные слова и фразы: Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...; Кроме того… Наконец… Затем… Далее; Более того… Вместе с тем…; В добавление к вышесказанному… В уточнение к вышесказанному…; Также… В то же время… Вместе с тем…; Соответственно… Подобным образом…; Следовательно…; В сходной манере…; Отсюда следует…; Таким образом…; Между тем…; Тем не менее…; Однако…; С другой стороны…; В целом…; Подводя итоги…; В заключение…; Итак…; Поэтому….

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение.

Основной текст ВКР должен содержать ссылки в квадратных скобках (пример: [1]) на информацию, почерпнутую из различных научных источников: статей, монографий, диссертаций.

В основном тексте можно использовать только принятые сокращения (например: и т.д., т.е.). При проведении критического анализа различных точек зрения, a также для подтверждения собственных выводов необходимо приводить цитаты. Прямое цитирование должно дословно воспроизводить текст, который заключается в кавычки. Непрямое цитирование предполагает указание фамилии автора, причем инициалы ставятся перед фамилией, и пересказ его мыслей, сделанный без искажения смысла. В таком случае кавычки не нужны. Цитаты должны быть сверены с первоисточником.

В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.

Глава 2 носит, как правило, исследовательский характер. Она также состоит из нескольких параграфов, посвященных описанию и анализу исследуемого автором фактического материала, самостоятельному решению задач, описанию и анализу результатов проведенного эксперимента, изложению разработанной автором методики и программы.

Эмпирическая часть разбивается на параграфы.

В первом параграфе второй главы, которая может называться «Методы и организация исследования» необходимо указать:

Ø место (школа, детский сад, центр) и сроки проведения исследования;

Ø описание процедуры исследования (этапы);

Ø характеристика выборки (количество испытуемых для ВКР – 50-60 человек, с указанием их пола, возраста и других необходимых характеристик);

При описании выборки необходимо указать, какие группы сравнивались (например: указать состав экспериментальной и контрольной групп; при их отсутствии указать состав групп, сравниваемых по другим основаниям – социально-экономическим, профессиональным, этническим и т.д.).

Если группа испытуемых была достаточно однородной (например: только подростки-мальчики) и исследователем не вводились разделяющие ее на подгруппы условия, необходимо обоснование такого подхода.

Ø перечень использованных методик (описание методики и обоснование ее выбора);

Минимальное количество методик, используемых в исследовании, 2 - 3 (при условии наличия: четко сформулированной гипотезы; достаточно большого количества регистрируемых показателей; узкой цели; большого количества испытуемых, представляющих разные группы). Максимальное количество – 6-7 методик (так как слишком большое количество зафиксированных релевантных показателей может затруднить анализ).

При описании методик подробно следует описывать только малоизвестные методики. В обосновании использования необходимо указывать, каким образом методика разрешает поставленные задачи;

Ø описание способа обработки результатов (методы математической статистики).

При описании способов обработки результатов необходимо указать конкретный способ, особенно при обработке количественных данных (например: «Использовался многофакторный дисперсионный анализ. Для выявления источников значимых эффектов использовался t-критерий Стьюдента»). Если использовалась компьютерная обработка, то указывается программа (например: «Анализ данных проводился в статистической системе Statistica 6.0).

Второй параграф экспериментальной части: «Анализ и интерпретация результатов / Количественный и качественный анализ результатов / Формирующий эксперимент / Психолого-педагогическая программа формирования………………».

Данный параграф обычно представляет собой тщательное изложение своих результатов исследования. В нем очень часто помещают таблицы с приобретенными данными, рисунки, иллюстрирующие результаты, объяснения автора по поводу конкретных полученных данных (образец оформления таблиц и иллюстраций представлен в Приложении 4, 5). Иногда, если исследование объемное и выполнено сразу по нескольким направлениям, изложение результатов занимает 2 параграфа (при выполнении формирующего эксперимента). Число всех выводов в работе должно соответствовать количеству всех поставленных задач.

Описание результатов выполняется в следующей последовательности:

1. Первоначально представляются результаты в процентном соотношении по всем подобранным методикам и оформляются графически (диаграммы, графики, таблицы и др.). Все «сырые» результаты (сводные таблицы данных, протоколы, типичные рисунки испытуемых), а также все громоздкие таблицы нужно помещать в Приложение. Полные копии всех протоколов прилагать к работе не требуется.

Если же идет сравнение двух групп (мальчики и девочки), то результаты описываются по методикам в обобщенном виде. После графического предоставления данных идет описание и анализ полученных данных.

Выпускная квалификационная работа может быть выполнена в форме формирующего эксперимента. При выполнении формирующего эксперимента необходимо выделить проблемные области в исследуемых признаках с целью разработки коррекционно-развивающей программы. Прежде чем перейти ко второму этапу описания результатов исследования, необходимо описать структуру программу и основные ее характеристики, этапы и сроки проведения. Для этой цели необходимо выделить отдельный параграф в работе. После реализации программы исследователю необходимо провести повторное исследование (контрольный эксперимент) по тем же методикам, которые описаны в параграфе 2.1.

2. На втором этапе в соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования подбираются методы математической обработки данных. Чтобы правильно подобрать математический критерий необходимо проверить результаты на нормальность распределения (критерий Колмогорова-Смирнова). Если результаты не соответствуют законам нормального распределения, то применяются непараметрические критерии. Если результаты распределены в соответствии с нормальным распределением, а также, если значения признака измерены по интервальной шкале – используются параметрические методы. Количественные данные должны учитывать пределы точности измерения показателей, зависящие от способов регистрации и обработки (должны быть сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий).

3. На третьем этапе необходимо дать качественную интерпретацию результатов исследования. Недопустимо использовать для интерпретации результатов в тексте материал, заимствованный полностью или частично из любых других источников без соответствующей ссылки.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального.

Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предметному (многопредметному) обучению. В случае с выпускниками начальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материалом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Процедура интерпретации требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам, а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мотивационной сфер, творческих способностей – интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.

4. На четвертом этапе все изложенные результаты по главам обобщаются в выводы к главам и рекомендации. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в психологической науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах. Ошибочно полагать, что «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы – это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги: все поставленные в исследовании задачи решены или часть их. Общие выводы лучше представить в тексте.

Требования по написанию выводов по главам:

1. Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование – разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений.

В заключении приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы. Общие требования к формулированию заключения:

Ø заключение должно содержать новое знание, которое отсутствовало до проведения исследования;

Ø последовательность пунктов в заключении определяется логикой работы; их следует формулировать самостоятельно, не допуская «ученной литературы;

Ø в заключении должно быть отражено решение каждой задачи, поставленной в исследовании;

Ø если в исследовании получены ответы на вопросы, которые не были поставлены до его проведения, они также должны присутствовать;

Ø в заключение должна быть оценка того, насколько удалось продвинуться в разрешении проблемы;

Ø могут быть указаны как положительные, так и отрицательные результаты.

Список литературы (использованных информационных источников) приводится в обязательном порядке и оформляется с учетом соответствующего ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

В приложение (я) выносятся те вспомогательные или дополнительные материалы, которые целесообразно по техническим или другим причинам не включать в основной текст.

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.