Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нация рушится изнутри, если ее граждане начинают просить у правительства то, что могут получить сами (Р. Рейган)




Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит)

4. Есть два способа разложить нацию:

первый – это наказывать безвинных,

второй – не наказывать виновных (Ф. Энгельс)

 

Семинар№ 3 Деловая риторика

Вопросы:

1 Основные качества речи (содержательность, точность, понятность и т.д.)

2.Изобразительно-выразительные средства языка (Фразеология, тропы, стилистические фигуры)

3.Виды и речевой этикет делового общения

4..Классификация деловых бесед и их особенности

5.Критика в деловой коммуникации: структура и этикет

6.Комплимент в деловом общении

7. Конфликт в деловом общении

8. Национальные особенности делового общения

 

 

Основная литература:

1.Русский язык и культура речи: учебник для вузов / В. И. Максимов [и др.]. – М.: Юрайт, 2009. – С.100 – 150.

2.Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво.- М.:Изд. «Омега-Л», 2012. – С.346-360.

 

Дополнительная литература:

1.Башов, А. Секреты эффективного делового общения / А. Башов. – М., 2006. – 88 с.

Пример делового телефонного разговора*

* Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1993. С. 71.

 

А. — Алло. "Интерконгресс".

Б. — Здравствуйте. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.

А. — Добрый день. Слушаю вас.

Б. — Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать-сто сорок человек?

А. — Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зална стопятьдесят мест.

Б. — Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?

А.— В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их коли­чество.

Б. — Как отправить вам заявку?

А. — Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо.В немвы и укажите все виды услуг и их стоимость.

Б. — Понятно. Письмо можно отправить и по почте, и по факсу?

А. - Да.

Б. — И через сколько дней вы его получите?

А. — Письмо идет обычно два-три дня.

Б. — Это довольно долго.

А. — Можно послать с нарочным, тогда оно придет к нам в течение двух часов.

Б. — Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информа­цию.

А. — Пожалуйста. Всего доброго.

 

 

Задания

 

1. Проанализируйте приведенный диалог и выделите его основные компо­зиционные части.

2. Справьтесь по телефону о возможности размещения рекламы вашего предприятия.

3. Уточните по телефону взаимную договоренность о поставках.

 

Практические задания:

 

I Определите, какие стилистические приемы использованы в приведенных отрывках.

 

1. Хочется подчеркнуть, что мы не можем ни давать в кредит, ни раздаривать свои недра. Земля принадлежит не нам. Наши внуки и правнуки спросят нас: "Как вы ею распорядились? Почему о нас не подумали?"

2. Никто не дает заданий, никого не понукают. Кому день­ги нужны, тот сам организует дело по совести. Продук­цию выпускает чистую, специально отобранную, такую, чтобы радовала глаз. Привезли — и сразу нету ее.

3. Новая ситуация ставит новые задачи перед геологией и разведкой, добычей и переработкой сырья. Пробовали метод подземного горения. Пробовали использовать авиадвигатели, снятые с самолетов. Построили дорогу на битуме, вынутом из глубины.

4. Не удивительно ли, что завод "Эластик" в прошлом году смог увеличить объем производства на 70%? Сюда пришел энергичный руководитель — раз; на предприятии всерьез занялись маркетингом — два; инженерные служ­бы, учитывая политику сбыта, засучив рукава, принялись за техническую реконструкцию — три...

5. Посмотрите на территорию вокруг наших городов: они задыхаются в кольце растущих свалок. А ведь здесь скапливаются отходы, 60-80% которых можно перераба­тывать на предприятиях.

II Определите, какие стилистические приемы и риторичес­кие фигуры использованы в афоризмах.

 

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направле­ние, в котором мы движемся.

Л.Н. Толстой

Я преуспевал во всем, за что я брался, потому что я этого хотел. Я никогда не колебался, и это дало мне преимуще­ство над остальным человечеством.

Наполеон

И разве здравый смысл и простая наблюдательность не говорят нам, как для нас бывает полезно кому-то нра­виться?

Ф. Честерфилд

В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упустить.

Ф. Ларошфуко

Почему люди подают милостыню нищим и не подают фи­лософам?

Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрецами никогда.

Диоген

Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стремится к полному, гармоническому тождеству усилий и результа­та, самым доступным показателем которого являются цифры.

С. Довлатов

Интеллигентенли бизнесмен, обманывающий своего партнера?

С. Довлатов

III Придумайте рекламный текст из 3-4 предложений, ис­пользуя эпитеты: высокоэффективный, экономичный, удобный (в использова­нии), стильный (дизайн), вместительный.

IV Выпишите из статей, посвященных экономическим про­блемам, предложения и отрывки текста, в которых использованы стилистичес­кие приемы, риторические фигуры или тропы.

V Напишите текст-презентацию своей любимой газеты (жур­нала). Проанализируйте, какие средства речевой выразительности вы исполь­зовали в своем тексте.

 

Семинар № 4 Виды публичных речей по целевым установкам

Основные вопросы:

 

1.Разновидности и особенности информационных речей

2.Разновидности и особенности агитационных речей

3.Разновидности и особенности речей по специальному поводу

4.Разновидности и особенности развлекательных речей

5. Подготовьте информационную речь (5-10 мин), обоснуйте актуальность выбранной темы, составьте план речи.

Темы: События в нашей стране;

Новости культурной жизни города;

События за рубежом;

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – С.236 - 245

2. Анисимова, Т. В. Речевая компетенция менеджера: учеб. пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2007. – С. 448 – 454.

Дополнительная литература:

1. Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб.

пособие / О. А. Леонтович. - М.: Гнозис, 2007. – 367 с.

Практические задания:

1) Подготовьте информационную речь.

Задача: рассказать о значении и происхождении термина «этикет». (Зачем об этом нужно знать?) Тезис: современное значение термина является искаженным, поэтому необходимо возродить более точное значение этого термина.

2) Подготовьте убеждающую речь.

Задача: убедить студентов в том, что им достаточно усвоить одно этикетное правило, чтобы быть воспитанными людьми. (Почему достаточно?) Тезис: уважение к людям лежит в основе всех этикетных правил.

3) Подготовьте эпидейктическую речь.

Задача: поздравить студентов с началом нового учебного года.

 

Темы публичных выступлений:

1.Роль российского телевидения в формировании межэтнических отношений (В жанре «размышления»)

2.Реклама как форма массовой культуры (В жанре «сообщения»)

3.Особенности кинопродукции «массового» кино (В жанре «объяснения»)

Семинар 5 Оратор и аудитория. Этика оратора

Основные вопросы:

1.Особенности коммуникативного этапа общения оратора

2.Невербальное поведение и структура речи (поза, мимика, артикуляция)

3.Языковые средства установления контакта (учет особенностей аудитории, форма преподнесения материала, искусство импровизации)

4.Подготовка к публичному выступлению (этапы и виды подготовки ораторской речи).

5.Композиция публичного выступления (методы изложения материала, приемы привлечения внимания)

6. Проанализируйте язык и стиль текста русского мыслителя И.А. Ильина «О путях России», какие средства речевой выразительности использованы автором.

(Ильин И.А. О России. – М., 1991. С.12-14)

Задания

1. Подготовьте текст монологической речи (презентационная речь в честь открытия фирмы, торжественная речь, посвященная годовщине открытия фирмы, речь перед акционерами на ежегодном отчетном собрании).

2. Создайте игровую ситуацию: проведите «деловые переговоры» (о ходе выполнения работ, о за­ключении сделки, о решении спорного вопроса), предварительно распределив между собой роли и продумав детали ситуации. Проанализируйте основные параметры диалогической речи. Определите ее стилистические параметры.

 

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – С. 362 – 382.

2. Анисимова, Т. В. Речевая компетенция менеджера: учеб. пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2007. – С. 153 – 159.

Дополнительная литература:

1. Селивоненко, О. Г. Профессионально ориентированная риторика, дискуссия, деловое общение: учеб.-метод. пособие / О. Г. Селивоненко. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2006. – 116 с.

 

Семинар 6 Особенности публичного спора

Основные вопросы:

1. Понятия: спор, дискуссия, полемика

2. Разновидности спора. Принципы и правила ведения спора

3. Речевое поведение спорящих.

4. Стратегия и тактика спора. Полемические приемы

5. Доказательство как логическая операция

6. Национальные и культурные традиции в споре

7. Проанализируйте полемические приемы, которые используют ведущие телепрограмм. (По вашему выбору)

Основная литература:

1.Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение

2.. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – С. 362 – 382.

3. Михальская А.К. Основы риторики

4. Сопер П. Основы искусства речи

Дополнительная литература:

1. Селивоненко, О. Г. Профессионально ориентированная риторика, дискуссия, деловое общение: учеб.-метод. пособие / О. Г. Селивоненко. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2006. – 116 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.