Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Введение. Теоретические основы краеведения




КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Любовь к родному краю, знание его истории –

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д.С.Лихачев

 

Понятие «краеведение». Различные направления краеведения. В самом термине «краеведение» заключено его определение как науки о крае. Это слово имеет два корня: «край» (какая-либо местность, географическая территория) и «ведение» (от древнерусского «ведать» – знать). Более развернуто краеведение можно представить как всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений, как правило, местным населением, для которого эта территория является родным краем. Однако занятия краеведением могут быть обусловлены и другими факторами. Человек проявляет интерес не только к месту рождения, но и местам обучения, работы, туризма и т.д. Этот уголок Родины может стать для него так же родным.

Краеведение, как никакая другая области науки, наиболее приближено к конкретному человеку. Каждый по своей воле или под влиянием жизненных обстоятельств независимо от возраста, принадлежности к тому или иному этносу, образовательного ценза, профессии, места жительства сталкивается с краеведением, занимается им, пользуется его результатами. Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Уже поэтому важна и желательна всеобщая краеведческая грамотность.

Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру конкретного края. Очевидно, что оно принадлежит к типу комплексных наук, соединяя в себе сведения таких отраслей знания, как физическая и экономическая география, геология, биология, демография, история, этнография, искусствоведение, филология и ряда других. Краеведческая составляющая в той или иной мере, напрямую или косвенно, пронизывает практически все области знания, сферы интеллектуального и физического труда человека, делая их максимально приближенными к жизни.

Термин «краеведение» широко используется, но толкование его неоднозначно. Он применяется в трех смыслах: а) всестороннее изучение какой-либо территории; б) совокупность знаний о конкретном крае; в) общественное движение, имеющее свои организационные формы (Союз краеведов России, Общество краеведов РБ, Уфимское городское общество краеведов и др.).

Краеведение формируется как результат деятельности самых различных наук, разных по содержанию и методам исследования, но ведущих в совокупности к всестороннему познанию края. Поэтому выделяются различные направления краеведения: историческое (а внутри него археологическое), этнографическое, природное (природно-географическое), литературное, художественное (искусствоведческое), топонимическое и др. Но у всех направлений краеведческой науки есть общий предмет изучения – конкретная местность, край. Это и есть объединяющая основа разнообразных сведений, которые синтезируются по территориальному признаку. Замечательная особенность и сила краеведения в том, что оно комплексно оценивает значимость происшедших на изучаемой территории событий, связанных с ними людей, ценность археологических и архитектурных памятников, красоту пейзажей, важность и редкость природных данных (ландшафта, климата, редких растений и животных и т.д.).

Важно подчеркнуть, что краеведческие знания – не отвлеченная наука. Они имеют не только чисто академическую, морально-нравственную, но и все большую практическую направленность. Так, краеведение, наряду с другими своими целями, – это способ освоения исторического опыта, который нужно учитывать и развивать. Изучение и знание родного края необходимы для сохранения традиций, исторических корней, для охраны памятников культуры, природы, экологической среды. Краеведение обладает серьезным потенциалом для решения на местном уровне многих специальных и экономических проблем, стоящих перед нашим обществом. Причем краеведческая работа развертывается на общественных началах, с привлечением людей, интересующихся своим краем. Это реальная основа для создания добровольных обществ, объединений молодежи, ориентированных на практические дела – сбор и изучение материалов о родном крае, вытекающие отсюда прикладные рекомендации, пропаганду добытых знаний, защиту окружающей среды, возрождение народных промыслов, реставрацию культурных объектов и т.п. Эффективной формой организации поисковой краеведческой работы в природных условиях являются туристические походы и тематические туристические экспедиции. Они имеют целью не только поиск полезных ископаемых, памятников природы, экскурсионных объектов и иного, но и их учет, охрану.

Учитывая такую многопрофильность краеведения, председатель Союза краеведов России академик С.О. Шмидт пишет: «Краеведение – это и наука, и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края (местности); это и метод познания от частного к общему; выявление общего и особенного; и метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи. Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые – специалисты, но и значительно больший круг лиц, преимущественно местных жителей».

Основные методологические принципы и функции краеведения. Краеведение прошло длительный путь развития. Тем не менее, оно пока не сформировалось по-настоящему как самостоятельная наука. Его теоретическая база разработана еще недостаточно. Это объясняется исторически рядом обстоятельств. И вплоть до настоящего времени в краеведении почти нет специалистов-профессионалов из среды крупных ученых, которые занимались бы только краеведением как наукой. Оно разрабатывается, как правило, побочно историками, археологами, этнологами, биологами, литературоведами и др. Пожалуй, наибольший вклад в краеведение вносят патриоты-любители родного края, добиваются порой удивительных успехов. Широко известно творчество местных краеведов Г.Ф. и З.М. Гудковых, В.А. Скачилова, М.А. Чванова, Ю.А. Узикова, Ф.Д. Ахмеровой и многих других.

Усилиями ряда поколений краеведов выработаны основные методологические принципы этой науки и учебной дисциплины. Таковы: комплексность – знания о крае в целом: системность – изучение всего, без изъятия, для целостного восприятия и познания края; детализация – полнота, глубина и конкретность знаний; масштабность – объем сведений о событиях, личностях должен зависеть от их значимости в системе краеведческих знаний; точность сообщаемого материала во времени и пространстве.

Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении родного края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений с использованием новейших научных методов исследования. Теоретической базой краеведения являются естественные и гуманитарные науки. Основной метод исследования – сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и других данных, способствующих расширению знаний о крае, его истории, хозяйственном и культурном развитии. Принципиальное требование краеведческого изучения – рассматривать край как особого рода единый организм, как живое целое, исследовать системно и без изъятия. Только так может быть создан полный и реальный портрет края. В этой сложнейшей работе краеведение руководствуется отмеченными выше методологическими принципами.

Краеведение играет огромную роль в жизни, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Это убедительно показывают функции краеведения.

Первая функция – культуроформирующая. Человек стал духовно-нравственным существом, когда обрел историческую память. Именно она делает человека человеком. Краеведение же решает важнейшую задачу освоения и сохранения исторической памяти человечества, первоначально на уровне памяти родовой, местной, т.е. наиболее близкой человеку. Краеведческие знания непосредственно включаются в поток социокультурной трансляции, обеспечивающей передачу новым поколениям накопленных богатств культуры.

Вторая функция – культурообъединяющая. Развитое краеведение содействует объединению жителей определенного края в живой социальный организм. Человек, занимающийся краеведением, наследует созданное трудами предков и формирует духовный кругозор потомков. Тем самым обогащаются наши человеческие связи, а краеведение предстает как способ своеобразной общинной самоорганизации людей, живущих в данной местности.

Третья функция – воспитательная. Она продолжает традицию уважительного отношения к своим предкам, к опыту предшествующих поколений, воспитывает современников на лучших примерах и образцах жизни своих земляков. Это особенно актуально сегодня, когда в нынешней России такая благородная традиция нарушается. Изучение краеведческого материала позволяет всесторонне узнать свою так называемую «малую родину», выявить ее связи с другими регионами Отечества, со всей страной и через личную сопричастность воспитать в себе чувства гражданственности, патриотизма. Велико воздействие краеведения и на наш разум, и на душу. Поэтому краеведение в целом – воспитывающая наука.

Четвертая функция – просветительская. Связывая науку, просвещение и культуру, краеведение всегда органично включает в себя пропагандистско-популяризаторскую деятельность в ее самых разных формах. Причем эта деятельность существует в краеведении не наряду с научно-исследовательской, а неотрывна от нее. Поэтому занятия краеведением не просто научные исследования. У настоящего краеведа всегда есть потребность поделиться добытыми знаниями, вовлечь как можно больше людей в освоение культурного наследия, в приобретение качеств, присущих подлинной интеллигентности.

Пятая функция – нравственная. Когда человек приходит в краеведение и лучше узнает свой край, он по-особому чувствует связь с жизнью родной земли, а значит, и ответственность за сохранение и передачу ее исторической памяти. Во имя этого люди самореализуются, объединяются, что всегда происходит благодаря деятельности краеведов – подвижников, которые всегда становятся нравственным примером для других. Для их последователей занятия краеведением становятся нравственной потребностью, какой впрочем является любая созидательная деятельность увлеченного человека.

Комплексная реализация функций краеведения, показывающих его удивительную универсальность, имеет глубокое познавательное, мировоззренческое значение. Желание познать то, что ближе всего – основа интереса и ко всему остальному, путь к пониманию и развитию общих представлений о мире и обществе.

Ступени краеведения. Определение предмета краеведения (т.е. что конкретно изучается) зависит от того, что вкладывается в понятие «край». А оно зависит от точки зрения. Для отдельного человека его местным краем является родное село, город или район. Для жителей Башкортостана их краем является вся республика. А если подходить с самого первого уровня, то краеведение начинается с изучения своего ближайшего окружения, прежде всего семьи.

Поэтому краеведение занимается изучением территории, которая в зависимости от размеров имеет четыре ступени: усадьба, деревня, район (или город), область (или республика). Это сравнительно новая структура предмета – в ней появилось первое звено. Одними из первых в стране его предложили наши краеведы Гудковы, издавшие книгу «Краеведение. Теория и практика» (Уфа, 1995). Они считают первую ступень в краеведении основной, она позволяет подробно остановиться на изучении семьи как первичной ячейки общества, а также отдельной личности. И именно здесь наиболее полно выражены особенности краеведения как науки.

Развитие краеведения по названным четырем ступеням происходит неравномерно. Оживилось за последние годы, но не получило должного размаха создание родословных, генеалогии. Более активно изучается история сел, деревень (см., например, работы А.З. Асфандиярова). Далее, уже имеют свою писаную историю многие регионы и практически все города. А вот самая высшая ступень краеведения является крайне сложной, по существу переходной к страноведению. Дело здесь в огромном объеме материала, который следует комплексно изучить. Поэтому пока нет обобщающих работ такого уровня, отвечающих принципам краеведения.

Итак, очевидно большое общественно-политическое и культурно-просветительское значение краеведения. Закономерно возрастает его роль в жизни современного общества, востребованность в учебно-воспитательном процессе. Оно становится все более актуальной научной и учебной дисциплиной, получает широкое распространение в школьном и вузовском образовании. Специальные курсы этой дисциплины в качестве базовых читаются на исторических факультетах университетов, в педагогических и других вузах, в том числе УГАЭС. В своеобразной форме краеведение внедряется в школах, где учащиеся таким образом изучают историю и культуру родного города. Подобный опыт накоплен в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске. К примеру, «Москвоведение» стало обязательным предметом в столичных школах. Новый предмет краеведческой направленности «Уфаведение» с 2008 г. появился и в ряде учебных заведений нашего города в рамках школьного компонента среднего образования.

В нынешней переломной ситуации в России важно для ее возрождения воспитание патриотизма, чувства национального достоинства через любовь и уважение к своему краю, родным местам. Здесь заложены истоки любви к своей Родине, и от этого во многом зависит, какое будущее ждет Россию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.