Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Разнообразие подходов в определении личности.

Вопросы к экзамену

1. Понятие о психике. Функции психики (отражения и регуляции). Развитие психики в филогенезе (этапы развития психики у животных, сознание как высшая ступень психики).

2. Важнейшие направления зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная, гуманистическая.

3. Важнейшие направления развития отечественной психологии: психология деятельности, психология личности, психология индивидуальных различий.

4. Мозг и психика. Понятие о сознании и подсознании. Общие представления об основных физиологических механизмах функционирования мозга. Вертикальное функциональное деление - блоки мозга (А. Р. Лурия). Горизонтальная ассиметрия мозга (особенности правого и левого полушария). Сознание и бессознательное. Понятие о сверхсознании. Взаимодействие сознания и подсознания.

5. Направленность человека и ее психологические проявления. Направленность как стержневая характеристика личности. Активность личности. Потребности как источник активности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Направленность. Уровень притязаний и уровень ожиданий личности. Оценка и самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Условия формирования самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценки, влияние ее на поведение личности.

7. Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Принцип единства сознания и деятельности личности. Предметный характер человеческой деятельности. Структура деятельности. Действия и движения. Операции. Управление действием и ее контроль. Понятие интериоризации и экстериоризации.

8. Категория общения в психологии. Общение как обмен информацией. Средства коммуникации. Общение как взаимодействие.

9. Внимание. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследова­тельской деятельности. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности протекания психических процес­сов, общения между людьми. Виды внимания. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, рас­пределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся.

10. Ощущение. Ощущение, депривация и развитие. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений. Их виды. Пороги ощущений. Изменчивость абсолютного и относительного порога ощущений.

Закономерности ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

11. Восприятие. Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Развитие наблюдательности.

Апперцепция. Восприятие и установка личности.

12. Память. Процессы памяти: запоминание, со­хранение, воспроизведение. Зависимость запоминания от про­текания деятельности. Эффект Зейгарник, его психологическое объяснение. Смысловое и механическое запоминания. Явление реминисценции. Представления.

13. Мышление. Мышление и речь. Социальная природа мышления че­ловека. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения. Принципы деле­ния мышления на виды: по форме (наглядно-действенное, на­глядно-образное, абстрактно-логическое); по характеру решае­мых задач (теоретическое, эмпирическое, практическое); по степени развернутости и осознанности (дискурсивное и интуи­тивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктив­ное и творческое). Логические опе­рации мышления: анализ, синтез, абстракция, обобщение, срав­нение, конкретизация.

14. Речь. Значение речи в жизни личности. Механизмы речи. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Экспрессивно-выразительная функция речи.

14 Воображение. Функции воображения: познавательная, программирующая, антиципирующая, регуляторная, контрольно-корректирующая, эмоциональная. Опережающее отражение в процессе воображения. Способы возникновения образов воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, минимизация).

15. Эмоции и чувства. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Вегетативные про­явления эмоций. Основные эмоциональные состояния — настроения, страс­ти, аффект, фрустрация, стресс. Теория стресса Г. Селье. Класси­фикация и виды эмоций.

16. Воля. Значение воли для регуляции деятельности. Побудительная и тормозная функ­ция воли. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

17. Темперамент. Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте личности. Типы темпераментов и их характеристика. Физиоло­гические основы темперамента. Свойства процессов возбужде­ния и торможения по И.П. Павлову. Тип высшей нервной дея­тельности и темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Изучение индивидуально-типологических различий в современ­ной дифференциальной психофизиологии (школа Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, работы Э.А. Голубевой и В.М. Русалова).

18. Характер. Психологическая диагностика характера. Типология характера (конституционная типология характера, трехкомпонентная структура поведения личности, акцентуация характера).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Русская церковь в условиях феодальной усобицы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.